Содержание
-
Как мы открываем мир вокруг себя?
Как мы открываем мир вокруг себя?
-
Новелла «Старик в станционном буфете»
Новелла «Старик в станционном буфете»
-
Новелла
Новелла
Признаки новеллы: краткость, парадоксальный сюжет, нейтральность изложения, неожиданная развязка. Поэтому на малом пространстве новеллы, при том что роль писателя в тексте как бы неявная – он не может напрямую комментировать события, высказывать своё отношение к ним, – огромную роль приобретает деталь, которая несёт в себе смысловую, сюжетную нагрузку – действие через описание – и держит на себе сопереживание, словно открывая для читателя пространство повествования.
-
«Худой старик с колючей щетиной на лице сидел в углу станционного буфета в Майори».
«Худой старик с колючей щетиной на лице сидел в углу станционного буфета в Майори».
-
«Вместе со стариком пришла белая мохнатая собачка. Она сидела, прижавшись к его ноге, и дрожала».
-
-
«– Эх, Пети, Пети! – шёпотом сказал старик, и голос его чуть дрогнул от огорчения.Пети снова вильнула хвостом и вскользь, умоляюще посмотрела на старика. Она как бы просила его больше её не звать и не стыдить, потому что у неё самой нехорошо на душе и она, если бы не крайность, никогда бы, конечно, не стала просить у чужих людей.Наконец один из молодых людей, скуластый, в зелёной шляпе, заметил собаку.– Просишь, стерва? – спросил он. – А где твой хозяин?»
-
«– Не смей брать у них ни крошки! – сказал старик.Он начал судорожно рыться в карманах, достал немного серебряной и медной мелочи и начал пересчитывать её на ладони, сдувая мусор, прилипший к монетам. Пальцы у него дрожали».
-
«Он взял бутерброды и вышел на платформу.Там никого не было. Один шквал прошёл, второй подходил, но был ещё далеко на горизонте. Даже слабый солнечный свет упал на белые леса за рекой Лиелупа.Старик сел на скамейку, дал один бутерброд Пети, а другой завернул в серый носовой платок и спрятал в карман.Собачка судорожно ела, а старик, глядя на неё, говорил:– Ах, Пети, Пети! Глупая собака!Но собачка не слушала его. Она ела. Старик смотрел на неё и вытирал рукавом глаза – они у него слезились от ветра».
-
-
«Зачем я её рассказал? Начав писать её, я думал совсем о другом. Как это ни покажется странным, я размышлял о значении подробностей в прозе, вспомнил эту историю и решил, что если её описать без одной главной подробности – без того, что собака всем своим видом извинялась перед хозяином, без этого жеста маленькой собаки, то история эта станет грубее, чем она была на самом деле».
-
«Хорошая подробность вызывает и у читателя интуитивное и верное представление о целом – или о человеке и его состоянии, или о событии, или, наконец, об эпохе».
-
– Как проявлялось чувство сопереживания в новелле Паустовского «Старик в станционном буфете»?– Зачем нужны новеллы?– Как нужно писать новеллы?
-
-
Домашнее задание
- Прочитать рассказ И.С.Тургенева «МУМУ» (стр. 73-93)
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.