Презентация на тему "Конспект урока по литературе в 6 классе М.Ю. Лермонтов "Три пальмы""

Презентация: Конспект урока по литературе в 6 классе М.Ю. Лермонтов "Три пальмы"
Включить эффекты
1 из 24
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Интересует тема "Конспект урока по литературе в 6 классе М.Ю. Лермонтов "Три пальмы""? Лучшая powerpoint презентация на эту тему представлена здесь! Данная презентация состоит из 24 слайдов. Также представлены другие презентации по литературе для 6 класса. Скачивайте бесплатно.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    24
  • Аудитория
    6 класс
  • Слова
    литература
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Конспект урока по литературе в 6 классе М.Ю. Лермонтов "Три пальмы"
    Слайд 1

    Конспект урока по литературе в 6 классе

    М.Ю.Лермонтов. «Три пальмы». Тема красоты и гармонии человека с миром. Аллитерация. Турлюк С.А. ГБОУ школа №568 Красносельского района СПб

  • Слайд 2

    Цели:

    1) Учить анализировать лирические произведения. 2) Повторить понятия: антитеза, эпитет, метафора, олицетворение. 3) Познакомить учащихся с понятием аллитерации.

  • Слайд 3

    Методы и приёмы:

    1) по источнику приобретения знаний: словесные (рассказ, беседа); наглядные (демонстрация); практические методы обучения (выполнение заданий по указанию и по образцу) 2) по способу деятельности учащихся: информативно – рецептивный ( учитель (учебник) дает информацию, а ученик ее воспринимают, осмысливают, воспринимает); репродуктивный метод (ученик воспроизводит материалы по заданию или вопросу учителя); проблемное преподавание (учитель ставит проблему, находя совместно с учащимися её решение) 3) по способу деятельности взаимосвязи учителя и учащихся: информационно-рецептивные (рассказ, пояснение, самостоятельная работа по учебнику); коммуникативное творчество ( беседа, проблемное задание); познавательно-рефлексивные = логико-познавательные приемы ( анализ, синтез, обобщение, конкретизация, индукция, дедукция, аналогия составляющих); системно-структурные (систематизирующая таблица); контрольно-коррекционные(уточнение ответов, исправление ответов, анализ ошибок, самостоятельная работа).

  • Слайд 4

    Таблица, которая должна получиться у детей в тетради:

    Часть плана Опорная лексика 1. Тема Тема красоты и гармонии человека с миром 2. Идея. Нельзя пользоваться природными богатствами, если думаешь только о своем собственном сегодняшнем благополучии 3. Художественные средства, синтаксис, лексика. Олицетворение, перифраз, метафора, аллитерация, антитеза, устаревшая лексика

  • Слайд 5

    Оформление доски:План урока:

    1)Словарь урока. 2)Анализ стихотворения. 3) Знакомство с новыми литературными терминами. М.Ю.Лермонтов. «Три пальмы». Тема природы и человека. Аллитерация.

  • Слайд 6

    Часть плана Опорная лексика

    1.Об авторе 2.Тема 3.Идея 4.Художественные средства, синтаксис, лексика

  • Слайд 7

    Словарь урока:

    Стихотворение Тема Идея Гипербола Метафора Олицетворение Эпитет Антитеза

  • Слайд 8

    Ход урока.

    I Введение в тему На доске: (Портрет М.Ю. Лермонтова) - Чей портрет вы видите на доске? - Обратите внимание на широкий, высокий лоб поэта – свидетельство огромного ума, на удивительно глубокий и одновременно несчастный взгляд. Отпечаток времени мы видим в этих выразительных глазах. О чем думал поэт? Что хотел этим сказать? Мы узнаем об этом, читая его стихотворения, анализируя каждую строку. II Проверка д/з. - Что вы можете сказать о жизни М.Ю. Лермонтова? (Используйте план в своих тетрадях) 1чел. – у доски. - Прочитайте наизусть стихотворение «Парус». (2 чел) III Сообщение темы из целей - Сегодня на уроке мы познакомимся с еще одним стихотворением - «Три пальмы».

  • Слайд 9

    На доске: План урока

    1)Словарь урока. 2)Анализ стихотворения. 3) Знакомство с новыми литературными терминами.

  • Слайд 10

    - Поэт не просто любил природу. Картины её оживали в его воображении и становились волшебными. Поэт слышал, «как звезда со звездою говорит», ручей рассказывает ему «про милый край, откуда мчится он; «ландыш серебристый приветливо кивает головой». Но образ природы всегда говорит о судьбе человека, о его стремлениях и страданиях. Таково стихотворение «Три пальмы».

  • Слайд 11

    IV На доске:

    Словарь урока Стихотворение метафора Тема олицетворение Идея эпитет Гипербола антитеза - Обратимся к словарю урока. Дайте определение терминов, которые мы будем использовать на уроке при анализе стихотворения.

  • Слайд 12

    V Анализ стихотворения с составлением таблицы - Поставьте в тетради число, начертите таблицу для составления опорного конспекта. На доске: Часть плана Опорная лексика 1. Тема. 2. Идея. 3. Художественные средства, синтаксис, лексика.

  • Слайд 13

    1. Чтение стихотворения (запись или наизусть учителем)

    . 2. Анализ стихотворения - На сколько частей можно разделить стихотворение с картинами природы? (1. Пальмы 2. Караван 3. Пепел) - Какова тема произведения? О чем и о ком стихотворение? (Тема красоты и гармонии человека с миром) Запишите в таблицу.

  • Слайд 14

    - Как вы поняли главную мысль стихотворения? (Нельзя пользоваться природными богатствами, если думаешь только о своем собственном сегодняшнем благополучии) Запишите в таблицу. - Прочитайте, на что ропщут пальмы? Поясним значение непонятных слов. - Почему пальмы недовольны своей жизнью? Чего они хотят? - Какое художественное средство использует поэт? Для чего? (олицетворение)

  • Слайд 15

    Запишите в таблицу. - Прочитайте 4,5,6 строфы. Какие художественные средства здесь используются? Зачем? - Найдите и перечитайте строфы, в которых изображалась встреча обитателей оазиса и каравана. (4,5 строфа на стр. 155) - Как относились к гостям хозяева и как люди к ним? 3. Объяснение нового. - Что означают слова питомцы столетий? («питомцы столетий» - т.е. пальмы, росшие несколько веков) - Итак, пальмы названы питомцами столетий. Такой приём в литературе, когда слово перефразируют в красочное сочетание, называют ПЕРИФРАЗОМ. (На доске прикрепляю распечатку с данным термином)

  • Слайд 16

    _ Прочитайте, какое определение даётся в словаре литературоведческих терминов. - Благодаря каким словам пальмы предстают как люди, воины? (одежда = листья, стволы = тела) - Какой прием (художественное средство) используют здесь поэт? С какой целью? (метафору) - Вслушайтесь еще раз в строки: По корням упругим топор застучал, И пали без жизни питомцы столетий! - Какие звуки повторяются? Почему? Повторение однородных согласных звуков называется АЛЛИТЕРАЦИЕЙ. На доску (вешаю): Аллитерация. - С какой целью поэт употребил аллитерацию? Запишите в таблицу.

  • Слайд 17

    - Перечитайте первую и последнюю строфы. - Какой прием используют поэт? (антитеза) - С какой целью? Запишите в таблицу. - Вспомните, что такое сюжет? - Есть ли сюжет в стихотворении «Три пальмы»? Кратко перескажите его. - Почему Лермонтов дает стихотворению подзаголовок «Восточное сказание»?

  • Слайд 18

    За доской: Сказание – в фольклоре общее родовое название повествовательных произведений исторического и легендарного характера. Среди сказаний различают предания, легенды и др. В древних литературах сказанием именуют прозаические произведения с историческим или вымышленным содержанием VI Чтение стихотворения «Три пальмы» учениками.

  • Слайд 19

    VII Самостоятельная работа по карточкам (распечатки Определите, какиехудожественные средства использует автор.Выпишите выделенное словосочетание, через тире напишите литературный прием. по вариантам)

    Вариант – 1 Кувшины, звуча, налились водою, И, гордо кивая махровой главою, Приветствуют пальмы нежданных гостей, на «4» И щедро поит их студёный ручей.

  • Слайд 20

    Вариант – 2

    Когда же на запад умчался туман, Урочный свой путь продолжал караван, И следом печальным на почве бесплодной Виднелся лишь пепел седой и холодный. на «4»

  • Слайд 21

    Вариант – 1

    И только замолкли – в дали голубой Столбом уж крутился песок золотой, Звонков раздавались нестройные звуки, на «5» Пестрели коврами покрытые вьюки, И шел, колыхаясь, как в море челнок, Верблюд за верблюдом, взрывая песок.

  • Слайд 22

    Вариант – 2

    Но только что сумрак на землю упал, По корням упругим топор застучал, И пали без жизни питомцы столетий! на «5» Одежду сорвали с них малые дети, Изрублены были тела их потом, И медленно жгли их до утра огнем.

  • Слайд 23

    VIII Подведение итогов

    1) – Стихотворение стройное, мелодичное, но с первого раза читать его сложно. Почему? (много устаревших слов) - Этим отличается лексика стихотворение. Запишите в таблицу. - А вот стройность, соразмерность мысли автора помогает ему передать выбранная рифма. Определите тип рифмы (по первой строфе) ( ааббвв } парная ) - Почему это стихотворение современно и сегодня? - Какие другие предметы школьной программы поднимают тему «Человек природа?» 2) - Оценки за урок.

  • Слайд 24

    IХ Д/з 1) с. 157-160 (читать выразительно стихотворение) 2) а)Подготовить сообщение «Предысторию стихотворений «Утес» и «Листок» (см. стр. 159 – 159 учебник). б) «История создания стихотворения «Тучи» (с. 156 – 157)

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке