Содержание
-
Изучение рассказа А.И. Куприна «Гамбринус»
-
Место урока в курсе литературы основной школы
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. (2004 г.) Основное общее образование Русская литература ХХ века А.И. Куприн. Одно произведение по выбору.
-
Примерная программа основного общего образования по литературе
Содержание, рекомендуемое к усвоению в VII-VIII классах Литература ХХ в. А.И. Куприн (1 час). Слово о писателе. Рассказ «Гамбринус» (возможен выбор другого произведения). Человек и общество как одна из «вечных» проблем литературы, ее отражение в рассказе. Своеобразие главного героя. Гуманистический пафос произведения Куприна.
-
Программа А.Г. Кутузова
Русская литература ХХ века и ее традиции А.И. Куприн. «Гамбринус». Сюжет как средство характеристики героя. Контраст внешнего и внутреннего состояния героя. Антитеза. Первое представление о неоромантическом герое.
-
Тема урока «Художественный мир рассказа А.И. Куприна «Гамбринус»
Цели: Формирование первоначального представления о прозе Куприна. Отработка навыка литературоведческого анализа художественного произведения. Обучающие задачи: Раскрыть традиции романтизма и реализма в рассказе. Определить основную концепцию произведения и показать особенности его художественного мира. Повторить необходимые литературоведческие термины и определить их роль в произведении. Создать предпосылки для формирования понятия о стиле и творческом методе писателя.
-
Развивающие задачи: Заинтересовать материалами о жизни и творчества писателя, сосредоточить внимание обучающихся на некоторых фактах биографии, оказавших влияние на создание рассказа; Способствовать развитию умения выявлять авторскую позицию писателя и его художественную задачу. Воспитательные задачи: Познакомить с произведением классической русской литературы и воспитать уважение к талантливому автору, чьё творчество не было по достоинству оценено современниками; Способствовать формированию коммуникативной культуры и укреплению навыка коллективной работы; Развивать умение вести учебный диалог.
-
Дидактическая модель обученияобъяснительно-иллюстративная
Формы работы: лекция, беседа, работа с художественным текстом Виды деятельности: коллективная, индивидуальная. Планируемый результат и уровень освоения Знать: основные факты жизни и творческого пути А.И. Куприна; содержание рассказа. Уметь: анализировать художественный текст, выражать свое отношение к персонажам рассказа. Продуктивный уровень: формирование коммуникативной и ценностно-ориентационной компетенции.
-
Домашнее задание к уроку
Прочитать рассказ А.И. Куприна «Гамбринус». Устно ответить на вопросы к произведению (см. В мире литературы. 8 кл.: Учеб. хрестоматия для общеобразоват. учеб. заведений/Авт.-сост. А.Г. Кутузов, А.К. Киселёв, Е.С. Романичева и др. – М.: Дрофа, 2004, с. 417-418). Письменно озаглавить части рассказа. Подобрать эпиграф к рассказу из текста произведения. Выполнить индивидуальные задания.
-
Индивидуальные задания
Сопоставить образы главного героя рассказа Куприна и персонажей сказок Х.К. Андерсена «Гадкий утёнок» и «Соловей». Похож ли Сашка на сказочных героев? Зачем писатель создаёт контраст между внешностью и внутренним состоянием героя, отмеченного волшебным даром? Сопоставить рассказ Куприна с повестью Гоголя «Портрет», обратив внимание на образы людей искусства и описание интерьеров. Определить, в чем принципиальное отличие Сашки от романтических героев поэм «Братья разбойники», «Мцыри», «Корсар» и неоромантических героев Горького («Песня о Соколе», «Макар Чудра»). Подобрать или нарисовать иллюстрации к внутреннему оформлению пивной «Гамбринус». Подобрать записи мелодий (попурри) из тех, что играл герой рассказа «Гамбринус» Сашка.
-
Основные этапы урока
Слово учителя о А.И. Куприне. Беседа по рассказу Куприна «Гамбринус». Сопоставительная характеристика произведения (отчет о выполнении индивидуальных задании). Переосмысление романтической традиции в рассказе. Представление художественного и музыкального оформления текста рассказа (отчет о выполнении индивидуальных задании). Итоги урока. Домашнее задание.
-
1 блок. Знакомство с биографией и творчеством писателя
Пензенской губернии, в семье 07.09.1870 г. Родился в мелкого чиновника. 1880 – 1890 гг. Воспитывается в кадетском корпусе, затем в юнкерском училище. В качестве офицера служит в Подольской губернии.
-
1889 г. Публикует первый рассказ. 1894г. Оставляет военную службу и переезжает в Киев. Занимается литературой, однако, вынужденный зарабатывать на жизнь, осваивает целый ряд самых разнообразных профессий: хориста, грузчика, стоматолога, рыбака, заводского рабочего, артиста и т. д. Много путешествует.
-
1896 г. В журнале «Русское богатство» публикует повесть «Молох». 1898 г. В альманахе «Киевлянин» публикует повесть «Олеся». 1903 – 1907 гг. Сближается с группой «Знание». В 1905 г. публикует роман «Поединок», сразу же сделавший его известным писателем. В 1907 г. появляются многочисленные рассказы, в том числе «Гамбринус» и «Изумруд».
-
1907 – 1916 гг. Произведения А. Куприна издаются 12томным собранием сочинений, которое имеет большой успех у публики. Одно из самых популярных произведений этих лет - рассказ «Гранатовый браслет» (1911).
-
1919 - 1937 гг. За границей переживает тяжелый, творческий кризис, пишет мало; единственным большим произведением эмигрантского периода становится роман «Юнкера» (1933) о юношеских годах, проведенных в кадетском корпусе. 1917 г. Революцию не принимает. В 1919 г. уезжает из советской России в Париж.
-
1937 г. При активном содействии большевистской власти возвращается на родину. Его возвращение было широко распропагандировано в советской печати. 25.08.1938 г. Умирает в Ленинграде.
-
Какие жизненные обстоятельства и впечатления нашли отражение в творчестве Куприна?
-
2 блок. Беседа по рассказу
Охарактеризуйте образ Сашки. Какой прием является основным в его создании? Почему каждый из бродяг считает трактирного музыканта частью «Гамбринуса»? Что они слышат в его музыке? Почему профессор не оценил исполнительское мастерство Сашки? Ответы
-
Как развивается антитеза живого и неживого в «Гамбринусе»? К какому из явлений – жизни или мертвого царства – можно отнести Сашкину музыку, революцию, войну, сам «Гамбринус»? Зачем автор делает своего героя калекой в финале рассказа? Становится ли нам жалко Сашку, когда мы читаем о том, как неловко и неумело вставляет он в рот свою свистульку? Кому принадлежат последние слова в рассказе? «Человека можно искалечить, но искусство всё перетерпит и всё победит». Можно ли считать эти слова выражением авторской позиции? Как вы понимаете эту фразу? Ответы
-
3 блок. Сопоставительная характеристика произведения
Сопоставьте образы главного героя рассказа Куприна и персонажей сказок Х.К. Андерсена «Гадкий утёнок» и «Соловей». Похож ли Сашка на сказочных героев? Зачем писатель создаёт контраст между внешностью и внутренним состоянием героя, отмеченного волшебным даром? Сопоставьте рассказ Куприна с повестью Гоголя «Портрет», обратив внимание на образы людей искусства и описание интерьеров.
-
4 блок. Реализм и романтизм
Индивидуальное задание: Определите, в чем принципиальное отличие Сашки от романтических героев поэм «Братья разбойники», «Мцыри», «Корсар» и неоромантических героев Горького («Песня о Соколе», «Макар Чудра»). Ответ
-
5 блок. Иллюстрирование
Индивидуальные задания: Подобрать записи мелодий (попурри) из тех, что играл герой рассказа «Гамбринус» Сашка. Подберите или нарисуйте иллюстрации к внутреннему оформлению пивной «Гамбринус». Ответы: Русские, малороссийские, еврейские, молдавские народные мелодии, городские мещанские романсы, «воровские» песни, английская джига, итальянская и африканская народная музыка. Картины или иллюстрации.
-
Объясните смысл названия произведения? Можно ли утверждать, что на одной из картин изображен Гамбринус?
-
Могли ли данные изображения украшать интерьер «Гамбринуса»?
-
-
-
6 блок. Итоги урока
В чем трагизм судьбы главного героя рассказа «Гамбринус»? Почему можно утверждать, что это рассказ о силе искусства? Что можно сказать о личности писателя, его мировосприятии по его произведению? Что привлекает писателя в «естественном» человеке? Каково соотношение правды жизни и мечты, «последовательного реализма» и традиций романтизма в прозе Куприна?
-
7 блок. Варианты домашнего задания:
Написать сочинение-эссе на тему, скрытую в финале рассказа А.И. Куприна «Гамбринус», - «Человека можно искалечить, но искусство всё перетерпит и всё победит». Написать сочинение-миниатюру на тему «Живое и мёртвое в рассказе А.И. Куприна «Гамбринус».
-
Список литературы
Афанасьев В.Н. А.И. Куприн: Критико-биографический очерк. М.: Художественная литература, 1972. Егорова Н.В. Поурочные разработки по литературе по программе под редакцией А.Г. Кутузова: 8 класс. – М.: ВАКО, 2006. Семенов А.Н., Семенова В.В. Русская литература ХХ века в вопросах и заданиях: 11 кл.: Пособие для учителя: В 2 ч. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2001. – Ч. 1.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.