Содержание
-
Литературные направления:
СИМВОЛИЗМ И АКМЕИЗМ Презентация к статье Оксаны СМИРНОВОЙ в журнале «Литература» (декабрь 2011 года). Издательский дом «Первое сентября»
-
Символ – образ, который есть знак, указание на иной смысл; но и знак, наделённый живой полнотой образа. Так сформулировал эту мысль философ Алексей Лосев. Алексей Федорович Лосев (1893–1988) Cимвол – это образ, подобный любому другому художественному отражению мира: роза, ветер, гроза – и в то же время в нём к «просто отражению» добавлен некий смысл, превосходящий прямой смысл образа.
-
Главное свойство символа, отличающее его от других образов – его принципиальная и практически неисчерпаемая многозначность. Символ не просто допускает бесчисленное множество толкований – он провоцирует на поиск всё новых и новых значений, скрытых за одним вроде бы конкретным образом.
-
«Символ – это окно в бесконечность», – считал Федор Сологуб. Федор Кузьмич Сологуб (1863–1927). Портрет работы Б.М. Кустодиева, 1907 Вячеслав Иванович Иванов (1866–1949). Портрет работы К.А. Сомова, 1906 Вячеслав Иванов писал, что символ – это «тайнопись неизречённого» и в нём должна быть «утаённость смысла».
-
Андрей Белый считал, что в символе можно выделить три уровня: 1) конкретное жизненное впечатление, «образ видимости», то есть того, что мы, люди, видим своими глазами, слышим ушами и т.п.; 2) аллегория: отвлечение от конкретного, обобщение впечатлений; 3) образ вечности, знак иного мира, скрытый за зримой оболочкой. Андрей Белый (1880–1934). Портрет работы Л.С. Бакста, 1905
-
Смысл символа нельзя «изъять» из образа, нельзя и понять до конца – можно лишь включиться в игру и расшифровывать его многослойность, насколько хватит «художественной впечатлительности». Дмитрий Сергеевич Мережковский (1865–1941). Портрет работы И.С. Репина, ок.1900 Как мы помним, развивать эту «художественную впечатлительность», по мнению Дмитрия Мережковского, есть едва ли не главная задача искусства.
-
Константин Бальмонт дал своё определение символа – «скрытая отвлечённость и очевидная красота». Символизм, по словам Владислава Ходасевича, это образ жизни, вечное безумное горение. Константин Дмитриевич Бальмонт (1867–1942). Портрет работы В.А. Серова, 1905 Владислав Фелицианович Ходасевич (1886–1939) . Портрет работы Ю.П. Анненкова, 20-е годы ХХ века.
-
Акмеистов отличал, по словам их «лидера» и идеолога Николая Гумилёва, «мужественно твёрдый и ясный взгляд на жизнь». Акмеисты входят в литературу в 1910-е годы. «Акмэ» переводится с греческого как «высшая степень чего-либо», «расцвет», «цветущая пора». Николай Степанович Гумилев (1886–1921). Портрет работы О.Л. Делла-Вос-Кардовской, 1909 Обложка журнала «Сириус», издаваемого Н. Гумилевым в Париже. 1907 г.
-
Сергей Митрофанович Городецкий (1884–1967) У акмеистов роза опять стала хороша сама по себе, своими лепестками, запахом и цветом, а не своими мыслимыми подобиями с мистической любовью или чем-нибудь ещё». Сергей Городецкий писал об отношении акмеизма к символизму так: «Борьба между символизмом и акмеизмом… есть прежде всего борьба за этот мир, звучащий, красочный, имеющий формы, вес и время…
-
Умение любить земной мир и каждую его деталь «подсвечено» у акмеистов ощутимой грустью скорого расставания, «опережающей» ностальгией. Николай Гумилев и Анна Ахматова вместе с сыном Львом. 1915 г. Неизбежная разлука наложила свой отпечаток на то, с какою остротой и нежностью они переживают каждую мелочь «милой жизни».
-
Любование деталями у акмеистов никогда не выглядит мелочным эстетством – его облагораживает скрытая боль близкой разлуки. Николай Гумилев и Сергей Городецкий. 1915 г. У каждого поэта это общее свойство проявляется по-своему.
-
У Николая Гумилёва герой – мужественный воин, путешественник, искатель приключений, который смело смотрит в глаза опасности. Герой готов победить или умереть – но только красиво. (Слева) Н.С.Гумилев в Африке. Рисунок Н.Э. Радлова. Н.С. Гумилев с племянником Н. Сверчковым в Африке. 1913
-
Михаил Алексеевич Кузмин (1872–1936). Портрет работы К.А. Сомова, 1909 У Михаила Кузмина в стихах оживает Александрия . Поэт, словно каким-то чудом вернувшись в мир, которого уже давно не существует, с щемящей радостью оглядывается по сторонам и видит то, что когда-то было обыкновенным течением жизни. Когда мне говорят «Александрия», Я вижу белые стены дома, Небольшой сад с грядкой левкоев, Бледное солнце осеннего вечера И слышу звуки далёких флейт.
-
В стихах Анны Ахматовой через обыденные, «бытовые» детали передаётся внутреннее состояние героини. Простые образы наполнены сложнейшим психологизмом и постоянной грустью, потому что счастье в этом мире уже «не состоится»: Анна Андреевна Ахматова (1889–1966) Портрет работы Н.Альтмана, 1915 Ты куришь чёрную трубку, Так странен дымок над ней. Я надела узкую юбку, Чтоб казаться ещё стройней.
-
Cовершенно поразительна любовь к миру, освещающая изнутри стихи Осипа Мандельштама. Кажется, что для поэта равноценны и самые обыденные мелочи, и образы, которые у символиста превратились бы в «просвечивающие насквозь» символы. Осип Эмильевич Мандельштам (1891–1938) Немного красного вина, Немного солнечного мая, И, тоненький бисквит ломая, Тончайших пальцев белизна…
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.