Содержание
-
М. В. Ломоносов – ученый, поэт, реформатор русского литературного языка
Урок в 9 классе
-
Деятельность Ломоносова по упорядочению русской литературной речи
О любви (стихотворение древнегреческого поэта Анакреона) …Любовь, пришед к моим дверям, Громко стал у них стучаться. «Кто стучит там? – закричал я. – И сну моему мешает?» «Отвори, – Любовь сказал мне, – Младенец я есьм; не бойся, Весь обмокл в безлунной ночи, С пути, бедной, заблудился». Сжалился я, то услышав, И, свечу тотчас зажегши, Отворил; я вижу, правда, Крылата младенца с луком И с тулом стрел за плечами… (перевод) А.Кантемир (1708–1744)
-
Перевод этого же отрывка Ломоносовым
Ночною темнотою (из Анакреона) …Внезапно постучался У двери Купидон, Приятный перервался В начале самом сон. «Кто так стучится смело?» – Со гневом я вскричал. «Согрей обмерзло тело, – Сквозь дверь он отвечал. – Чего ты устрашился? Я – мальчик, чуть дышу, Я ночью заблудился, Обмок и весь дрожу». Тогда мне жалко стало, Я свечку засветил, Не медливши нимало К себе его пустил. Увидел, что крылами Он машет за спиной, Колчан набит стрелами, Лук стянут тетивой…
-
Реформаторская деятельность Ломоносова в области русского языка и литературы. Реформа стихосложения
-
-
-
Жанрово-стилевая реформа
-
Ода –
стихотворное лирическое произведение, в котором поэт торжественным, величавым языком («высоким штилем») выражал чувства восхищения, восторга перед каким-либо значительным событием, выдающимся человеком или необыкновенным явлением природы
-
Правила, которым следовали западноевропейские поэты-одописцы XVII в., требовали:
а) чтобы ода посвящалась только важным предметам; б) чтобы она выражала восторженное чувство ее создателя; в) чтобы в построении оды царил «лирический беспорядок», передающий взволнованность автора, и в то же время сохранялись обязательные части: приступ, изложение, заключение; г) чтобы язык ее был украшен именами греческих и римских богов и героев, словами «пою», «лира» и т. п.
-
Домашнее задание
читать «Оду на день восшествия…», отметить непонятные и устаревшие слова и выражения; выучить материалы урока, отмеченные в рабочих тетрадях, наизусть отрывок из «Вечернего размышления…»
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.