Содержание
-
“Петр Великий русской литературы” Автор: Фролова Любовь, ученица 10 класса Руководитель: Морозова Эльвира Алексеевна, учитель литературы 2011 год Савинская муниципальная средняя общеобразовательная школа №1 Ивановской области 155710, п.Савино, ул.Первомайская,д.24, т.(49356)9-10-65 E-mail: elfyjdf@yandex.ru
-
С Ломоносова начинается наша литература; он был ее отцом и пестуном; он был ее Петром Великим» В.Г.Белинский «Литературные мечтания»
-
Поэтическое творчество было для М.В.Ломоносова областью смелых теоретических открытий и одним из проявлений его многосторонней одаренной натуры. Во время учебы в Германии его заинтересовала теория литературы и особенно вопросы стихосложения. Здание университета в Марбурге Дом ,в котором жил Ломоносов (Марбург)
-
Из-за границы М.В.Ломоносов прислал в Российскую Академию наук две оды: «Ода Фенелона» (1738) и «Ода на взятие Хотина» (1739). К последней он приложил «Письмо о правилах российского стихотворства». Санкт-Петербург. Нева и Академия наук. Литературные способности М.В.Ломоносова
-
Две оды, созданные Ломоносовым за границей, несмотря на их громадное значение в истории русской поэзии, не были в свое время напечатаны и послужили только доказательством литературных способностей Ломоносова. Между тем с «Оды на взятие Хотина» и «Письма о правилах российского стихосложения» начинается история нашей новой поэзии. Новая поэзия
-
Реформа российского стихосложения М.В.Ломоносов разработал систему силлабо-тонического, или слого-ударного стихосложения. Эта система характеризуется одинаковым количеством слогов, равным числом ударений и правильным их чередованием в стихотворной строке.
-
Хорей Ямб Дактиль Амфибрахий Анапест Основные размеры силлабо-тонического стихосложения
-
Несомненная прогрессивность новой системы стихосложения заключалась в том, что она основывалась на изучении особенностей русского языка и опыте русского народно-песенного творчества.
-
Для того чтобы внести порядок в литературный язык, М. Ломоносов распределил весь его словарный состав по трем группам — «штилям», связав с каждым из них определенные литературные жанры. Разряды слов Старославянские, русскиеобщие Старославянские, малопонятные, малоупотребительные, книжные Русские разговорные Жанрово-стилевая реформа
-
”Штили” Низкий: комедии, песни басни, эпиграммы Средний: сатиры, научные сочинения, стихотворные послания к друзья Высокий: героические поэмы, оды
-
Основные темы поэтического творчества М.В.Ломоносова: природа, ее научное познание, Родина, мир, деяния выдающихся людей. Для воплощения этих больших тем требовался приподнятый язык, величавый стиль. Поэтому любимым жанром М.В.Ломоносова стала ода.
-
М.В.Ломоносов написал 20 больших торжественных од. Они положили начало поэзии государственного служения. В них поэт воспевал воинскую доблесть и победу русского оружия, мудрость и добродетели царей, загадочную красоту родной природы, грандиозность и непостижимость Божьего замысла. Ода (от греч. «песнь») – жанр лирической поэзии, стихотворение восторженного характера в честь какого-то лица или события. Оды М.В.Ломоносова
-
Главной темой знаменитой оды М.В.Ломоносова является тема России и ее процветания. Поэт призывает русское юношество к разработке природных богатств страны на благо народа. Для этого необходимы упорный труд, целеустремленность, глубокие знания. “Ода на день восшествия на всероссийский престол Ея Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года”
-
М.В.Ломоносов понимал одический жанр широко. Под его пером предметом оды становилось то, что волновало поэта. Так, в оде «Вечернее размышление…» поэт восторгается природой – одушевленным проявлением Божьего могущества. Тайны природы – это тайны Бога, раскрыть которые до конца человеку не дано. “Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния”(1743)
-
Особое место в поэзии М.В.Ломоносова занимают стихи, в которых великий русский ученый пропагандирует свои научные взгляды. Таковы его эпиграмма «Случились вместе два астронома в пиру…» и «Письмо о пользе стекла». …Пою перед тобой в восторге похвалуНе камням дорогим, ни злату, но Стеклу.И как я оное хваля воспоминаю,Не ломкость лживого я счастья представляю… Пропаганда научных взглядов
-
Для борьбы с церковниками, их корыстолюбием и невежеством, М.В.Ломоносов выбрал оружием стихотворную сатиру и написал «Гимн бороде» (1757) : Не роскошной я Венере,Не уродливой ХимереВ имнах жертву воздаю:Я похвальну песнь поюВолосам, от всех почтенным,По груди распространенным,Что под старость наших летУважают наш совет.Борода предорогая!Жаль, что ты не крещенаИ что тела часть срамнаяТем тебе предпочтена… “Гимн бороде” (1757)
-
Когда поэта одолевали печальные мысли и усталость, он обращался за поддержкой к поэзии. Именно в одну из таких минут было написано стихотворение «Кузнечик дорогой…»: Кузнечик дорогой, коль много ты блажен,Коль больше пред людьми ты счастьем одарен!Препровождаешь жизнь меж мягкою травоюИ наслаждаешься медвяною росою.Хотя у многих ты в глазах презренна тварь,Но в самой истине ты перед нами царь;Ты ангел во плоти, иль, лучше, ты бесплотен!Ты скачешь и поешь, свободен, беззаботен,Что видишь, всё твое; везде в своем дому,Не просишь ни о чем, не должен никому. “Кузнечик дорогой” (1761)
-
Поэзия М.В.Ломоносова глубоко патриотична: он всегда славил Россию и призывал соотечественников на труд и на подвиг во имя Родины. В этом жизненность и сила его поэтического творчества.
-
… Слово твое, живущее присно и вовеки в творениях твоих, слово российского племени, тобою в языке нашем обновленное, пролетит во устах народных за необозримый горизонт столетий… доколе слово российское ударять будет слух, ты жив будешь и не умрешь… А.Н.Радищев
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.