Презентация на тему "М.Ю. Лермонтов"

Презентация: М.Ю. Лермонтов
1 из 30
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
5.0
2 оценки

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация для 6-9 класса на тему "М.Ю. Лермонтов" по литературе. Состоит из 30 слайдов. Размер файла 1.83 Мб. Каталог презентаций в формате powerpoint. Можно бесплатно скачать материал к себе на компьютер или смотреть его онлайн.

Содержание

  • Презентация: М.Ю. Лермонтов
    Слайд 1

    М.Ю.Лермонтов – поэт критического познания и действительности

  • Слайд 2

    Цель: познакомить с биографией поэта; особенностями его поэзии; выявить истоки противоречивости и трагичности поэзии; заинтересовать личностью Лермонтова, воспитывать чувств и понимание поэзии

    План 1.подготовка к восприятию темы (чтение стих-я) 2.Создание проблемной ситуации 3.Знакомство с этапами жизненного пути 4.Основные направления лирики 5.Обобщения, выводы

  • Слайд 3

    Нет, я не Байрон, я другой, Еще неведомый избранник, Как он, гонимый миром странник, Но только с русскою душой. Я раньше начал, кончу ране, Мой ум немного совершит; В душе моей, как в океане, Надежд разбитых груз лежит. Кто может, океан угрюмый, Твои изведать тайны? Кто Толпе мои расскажет думы? Я - или бог - или никто! 1832 Вопрос: Кто же этот неведомый избранник, гонимый миром, с русскою душой, с разбитыми надеждами, проживший короткую жизнь?

  • Слайд 4

    Природа наделила его талантами. Он был одарен удивительной музыкальностью — играл на скрипке, на фортепиано, пел, сочинял музыку на собственные стихи. В последний год жизни он положил на музыку свою «Казачью колыбельную песню». Не только с натуры, но и на память он мог воспроизводить на полотне, на бумаге фигуры, лица, пейзажи, кипение боя, скачку, преследование. И, обдумывая стихотворные строки, любил рисовать грозные профили и горячих, нетерпеливых коней. Если бы он профессионально занимался живописью, он мог бы стать настоящим художником.

  • Слайд 5

    Он владел французским, немецким, английским, читал по-латыни, впоследствии, на Кавказе, примется изучать «татарский», то есть азербайджанский язык, в Грузии будет записывать слова грузинские и одной из своих поэм даст грузинское название — «Мцыри». Он помнил тысячи строк из произведений поэтов великих и малых, иностранных и русских, но из обширного круга его чтения нужно выделить двух авторов: Байрона и — особенно — Пушкина.

  • Слайд 6

    Лермонтов был противоречивой личностью: мог быть холодно-сдержанным и страстно откровенным, бунтующим и усталым, доверчивым и презрительным

    Как всякий настоящий, а тем более великий поэт, Лермонтов исповедался в своей поэзии, и, перелистывая томики его сочинений, мы можем прочесть историю его души и понять его как поэта и человека.

  • Слайд 7

    Прочитайте строки из стихотворений поэта:

    1) «Я жить хочу, хочу печали» «И скучно и грустно, и некому руку подать» 2) «Я не унижусь пред тобою» «Я думаю о ней, я плачу и люблю» 3) «Москва! Москва! Люблю тебя как сын! «Прощай, немытая Россия» Вопрос: Есть ли противоречие в лирике Лермонтова?

  • Слайд 8

    Какую бы сторону жизни мы ни взяли – всюду у Лермонтова видна эта полярность отношения, почти взаимоисключающие друг друга чувства. Как же это совмещалось в одном человеке? Как сложился и жил Лермонтов?

  • Слайд 9

    Противоречия с детства окружали Лермонтова и обнаруживали трагические разлады жизни.

    На чуткую душу ребенка обрушилась жестокая семейная драма: после смерти матери начались распри между отцом и бабушкой. Воспитанием мальчика занялась бабушка, т.к. обещала сделать его своим наследником Тарханы (Пензенская губерния)

  • Слайд 10

    Легенды о Пугачеве, песни о Стеньке Разине, горная красота Кавказа. Вот истоки мечты о вольности. И в то же время он видит рядом униженных крепостных («Бабинька! Это же что такое – бить людей? Я запрещаю!»

  • Слайд 11

    Лермонтов рос болезненным. Это обострило ощущение трагического несовершенства мира.

  • Слайд 12

    Учился в Благородном пансионе при Московском университете, где читал Пушкина и Шиллера, писал стихи, мечтал о героическом. Но все порывы прихлопнуты одним движением руки императора: Николай 1 приказал закрыть пансион из-за непочтительности воспитанников.

  • Слайд 13

    За участие в литературном кружке выгнан из университета. 2 года школы гвардейских подпрапорщиков были настоящей каторгой: жесткий контроль, строгая дисциплина

  • Слайд 14

    В обществе пугала одинаковость людей и безмыслие. Отсюда одиночество. Но презрение к обществу и одиночество его страшат. Боится разрыва связей.

  • Слайд 15

    Ссылки на Кавказ

    1) за стихотворение «Смерть поэта» 2) за дуэль с французским посланником Место дуэли

  • Слайд 16

    Нет, я не Байрон, я другой…

    Характерная особенность лирики Лермонтова – тематика одиночества, противопоставление себя обществу и миру в целом, разочарованность жизнью. Эти же черты характерны и литературному течению «байронизма», которое было популярно во времена Лермонтова, но Михаил Юрьевич придал этому течению черты свои собственные, раскрасил красками своей души, хоть и сохранив единый тематический набор.

  • Слайд 17

    Основные направления лирики Лермонтова:

    1.    О себе-поэте2.    Презрение к обществу3.    Разочарование жизнью4.    Тема одиночества5.    Страдальческая любовь6.    Демон Лермонтова7.    О своей душе

  • Слайд 18

    Лермонтов о себе как о поэте

    «Что без страданий жизнь поэта? И что без бури океан?»  Сравнивая поэта с океаном, Лермонтов подчёркивает: поэт – это прежде всего душа, способная выражать манипуляции, происходящие с ней, словами, а потому поэт с гладкой кожей на лбу , лишённой морщин, вовсе не поэт. Но всё же он гордится, что способен «холодной буквой…объяснить боренье дум», ведь «нет звуков у людей довольно сильных, чтоб изобразить желание блаженства».

  • Слайд 19

    Презрение к обществу

    «Печально я гляжу на наше поколенье!Его грядущее — иль пусто, иль темно,Меж тем, под бременем познанья и сомненья,В бездействии состарится оно». Общество – это скопище людей, равнодушных к  добру и злу, преклоняющиеся без малейших слов перед властью, уставшие от борьбы в самом начале своего пути, а перед лицом опасности пугаются, не смея ничего вымолвить. Эти люди, не успев узнать жизни, устают от неё, а тот остаток чувственности скрывают за семью печатями, а на обозрение ближним выставляют страсти, а потому уже не способны они любить и даже ненавидеть по-настоящему – самопожертвенно.

  • Слайд 20

    Тема одиночества

    «Как страшно жизни сей оковыНам в одиночестве влачить.Делить веселье все готовы:Никто не хочет грусть делить». «Никто моим словам не внемлет» ,- неоднократно повторяет поэт. Непонимание – и это непонимание и становится синонимом одиночества лирического героя Лермонтова.

  • Слайд 21

    Страдальческая любовь

    «Нет, не тебя так пылко я люблю,Не для меня красы твоей блистанье:Люблю в тебе я прошлое страданьеИ молодость погибшую мою». Любовь лирического героя Лермонтова – эта не та любовь, то светлое чувство самопожертвования и самоотречения во имя своего возлюбленного, это всепоглощающее чувство скорби. Герой кидается в гущу любовный страстей, заранее зная, что удел любви – разочарование, смерть, забвение. И всё время, будучи сжигаемый от страсти, он корчится в муках, страдает от собственной любви!

  • Слайд 22

    Демон Лермонтова

    «Собранье зол его стихия.…Сидит уныл и мрачен он. - Он недоверчивость вселяет,Он презрел чистую любовь,Он все моленья отвергает,Он равнодушно видит кровь,И звук высоких ощущенийОн давит голосом страстей…» Слово «демон» - лишь метафора, обозначающая чувство личной непохожести на остальных, чувство, угнетающее человека, за которое он себя укоряет, но без коего не может быть и индивидуальности человека. Демон Лермонтова – это его злоба, появившаяся вследствие презрения к светскому обществу, вызванный его одиночеством.

  • Слайд 23

    О своей душе

    «Нет, я не Байрон, я другой,Еще неведомый избранник,Как он, гонимый миром странник,Но только с русскою душой.Я раньше начал, кончу ране,Мой ум не много совершит;В душе моей, как в океане,Надежд разбитых груз лежит.Кто может, океан угрюмый,Твои изведать тайны? КтоТолпе мои расскажет думы?Я — или бог — или никто!» Данное стихотворение в полноценном объёме отображает грани души Лермонтова, хотя оно и было написано в ранние годы. В нём провозглашения себя самостоятельной личностью, которой хоть и пророчат лишь подражание великому гению, она, личность Лермонтова, является иным.

  • Слайд 24

    На примере следующего стихотворения сделайте вывод о том, какое любимое поэтическое средство Лермонтова и его излюбленный поэтический прием

  • Слайд 25

    Клянусь я первым днем творенья, Клянусь его последним днем, Клянусь позором преступленья И вечной правды торжеством. Клянусь паденья горькой мукой, Победы краткою мечтой; Клянусь свиданием с тобой И вновь грозящею разлукой; Клянуся сонмищем духов, Судьбою братий, мне подвластных, Мечами ангелов бесстрастных, Моих недремлющих врагов; Клянуся небом я и адом, Земной святыней и тобой; Клянусь твоим последним взглядом, Твоею первою слезой, Незлобных уст твоих дыханьем, Волною шелковых кудрей; Клянусь блаженством и страданьем, Клянусь любовию моей...

  • Слайд 26

    Как много говорит самый стих о личности его творца, о его характере, о его страсти!

    Любимым поэтическим средством являются антитезы — столкновение противоположных понятий: «день первый» — «день последний», «позор» — «торжество», «паденье» — «победа», «свиданье» — «разлука», «демоны» — «ангелы», «небо» — «ад», «блаженство» — «страданье»... И другой, излюбленный, поэтический прием — анафора, настойчивое повторение в начале строки одного и того же слова.

  • Слайд 27

    В чем особенность названий стихотворений?

    «Нет, я не Байрон» «Я не могу не произнесть» «Я не люблю тебя, страстей…» «Я не достоин, может быть…» «Не играй моей тоской» «Я не унижусь пред тобою»

  • Слайд 28

    Эти стихи открываются возражением. Поэт противопоставляет себя окружающему. В строках чувствуется мучительная противоречивость чувств. Вот истоки тональности поэзии Лермонтова – тоски, печали, грусти, одиночества.

  • Слайд 29

    Так почему же в душе Лермонтова, «как в океане, надежд разбитых груз лежит»?

    Состоянию общественной жизни отвечала его собственная трагическая судьба: ранняя гибель матери, жизнь вдали от отца, которого ему запрещено было видеть, мучения неразделенной любви в ранней юности, а потом разлука с Варварой Лопухиной, разобщенные судьбы, политические преследования и жизнь изгнанника в последние годы... Все это свершалось словно затем, чтобы усилить трагический характер его поэзии. И при всем том он не стал мрачным отрицателем жизни. Он любил ее страстно, вдохновленный мыслью о родине, мечтой о свободе, стремлением к действию, к подвигу.

  • Слайд 30

    Лермонтов не находит гармонии нигде

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке