Содержание
-
Мир сказки
(Дидактические материалы к уроку) Подготовила учитель русского языка и литературы МБОУ «Первомайская сош» р.п.Первомайский Тамбовской области Халяпина Лариса Николаевна
-
«Сказка — забава для самых маленьких» (из разговора) 1. Определите лексическое значение слова «забава». Как вы считаете, может ли сказка чем-то быть полезна взрослому человеку? Если может, то чем?
-
Отношение к сказкам
О необыкновенном впечатлении, которое произвели русские сказки на его современников, писал И.С. Тургенев: «Они (сказки) обратили на себя всеобщее внимание читателей русским складом ума и речи, изумительным богатством чисто русских поговорок и оборотов». 1. Как бы вы сформулировали свое отношение к сказкам? 2. Приведите примеры поговорок из известных вам русских народных сказок.
-
Впечатление от сказки
К.Г. Паустовский так описывал своё впечатление от знакомства со сказками Андерсена: «Удивительная и, как мне показалось, душистая, подобно дыханию цветов, человеческая доброта исходила от страниц этой книги...». 1. Какие сказки произвели на вас наибольшее впечатление? 2. О каких сказках вы могли бы сказать словами Паустовского? Почему?
-
Исследователь В.Я.Пропп предостерегал, что «делить сказки на группы только через названия никак нельзя».
1. Какие группы сказок вам известны? 2. Как вы думаете, разве нельзя по одному названию сказать, к какой группе сказка принадлежит? Аргументируйте свой ответ. 3. Что, на ваш взгляд, может послужить основанием для «деления сказок на группы»?
-
Группы сказок
Сказка – это занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях. Прекрасные и загадочные – волшебные сказки повествуют о героических подвигах, творческом труде, о внутренней и внешней красоте героев. Бытовые сказки Сказки о животных Волшебные сказки
-
В.Я. Пропп писал, что в сказке «действие начинается с того, что происходит какое-нибудь несчастье, которое подкрадывается очень незаметно (часто несчастье связано с нарушением какого-нибудь запрета, с выполнением трудной задачи)». 1. В каких сказках «действие начинается с того, что происходит какое-нибудь несчастье»? 2. Что в этих сказках, по вашему мнению, являлось «запретом», «трудной задачей»? Как вы считаете, можно ли сказать, что во всех сказках действие начинается именно так — с несчастья? Объясните.
-
Сказки о животных
Особый смысл у сказок о животных. Их герои — звери и птицы, но как они похожи на людей! Как и волшебные сказки, сказки о животных помогают верно понять жизнь, людские нравы.
-
Бытовые сказки
Ещё больше правды в бытовых сказках. Это настоящая сатира — насмешка над барином, купцом. В бытовых сказках бескорыстие берёт верх над жадностью, смекалка и ум — над глупостью.
-
Волшебные сказки
«Основное качество героя в волшебной сказке — бескорыстие» (В.Я.Пропп) 1. Перечислите известные вам волшебные сказки. 2. Согласны ли вы с мнением исследователя? Обоснуйте свой ответ.
-
Построение сказки (присказка)
Сказки имеют особое построение. Некоторые сказки начинаются с присказки. Цель присказки — привлечь внимание слушателей. Часто это шутливые прибаутки, например: «Начинается сказка от сивки, от бурки, от вещей каурки. На море, на океане, на острове Буяне стоит бык печёный, возле него лук толчёный»; «Шли три молодца, зашли да позавтракали, дальше идут... Это присказка, сказка будет впереди».
-
Зачин
За присказкой следует зачин, который переносит нас в сказочный мир («Жили-были...», «В некотором царстве, в некотором государстве») и рассказывает о месте, времени действия.
-
Концовка
Сказка иногда имеет и концовку, в которой заключён вывод: «Стали жить-поживать да добра наживать». Иногда концовка соединяется с конечной присказкой: «Свадьбу сыграли, долго пировали; и я там был, мед-пиво пил, по губам текло, в рот не попало».
-
Художественные особенности сказок
Сказка может служить примером высокого мастерства сказителей: она необычайно поэтична. Русскую сказку отличают ритм, слаженность, напевность, неторопливое повествование.
-
Сказочные формулы
В сказках часто используют устойчивые сочетания (они называются сказочными формулами): — обращения(«Избушка, избушка, повернись к лесу задом, ко мне передом...»); — повторы («жили-жили», «шли-шли» и т.д.). В сказке есть постоянные эпитеты (образные определения); гиперболы (преувеличения).
-
Сказочные помощники
В сказках героям помогают чудесные помощники — животные, предметы (ковёр-самолет, сапоги-скороходы, скатерть-самобранка, живая и мёртвая вода, гусли-самогуды, полотенце, превращающееся в реку, и т.д.).
-
Терминология По расшифровке напишите определение 1.Начало сказки называется … 2. Красочное определение, признак предмета – это… 3. Последнее слово в сказке называется … 4. Ритмическая прибаутка, предшествующая зачину сказки, называется …
-
«Царевна – лягушка» Вопросы и задания 1. О чём эта сказка? Кто её герои? К каким сказкам она относится (к сказкам о животных, волшебным, бытовым)? Каковы её особенности? 2. Как оценивал царь работу своих невесток? Проследите по тексту. Объясните, как вы понимаете эти оценки? 3. Чем отличается царевна-лягушка от других невесток? Почему её называют премудрой? 4. Кто помогает Ивану-царевичу найти Василису Премудрую?
-
Вопросы и задания
5. Можно ли считать незаслуженно забытыми слова: печалиться, тужить, кручиниться, слово мудреное, молвить, дивиться, снарядиться? Подберите к ним синонимы. 6. Найдите в сказке фрагменты, которые читаются ритмично, как стихотворение, и подумайте, зачем они введены в сказку. Например: «Махнула левым рукавом — стало озеро, махнула правым — поплыли по озеру белые лебеди...» 7. Обратите внимание на то, как начинается и завершается сказка. Есть ли у неё присказка, зачин, концовка? Есть ли повторы, эпитеты, гиперболы, и какую роль они выполняют? 8. Почему сказка называется «Царевна-лягушка», хотя героев в ней много? «Царевна – лягушка»
-
План сказки
1. Как сватались царевичи? 2. Первый приказ царя (испечь каравай хлеба). 3. Второй приказ царя (выткать ковёр за одну ночь). 4. Третий приказ царя (приехать на пир). 5. Иван-царевич и «старый старичок». 6. Встреча Ивана-царевича с медведем, зайцем, селезнем, щукой. 7. Иван-царевич и Баба-яга. 8. Чем закончилась сказка?
-
А.С. Пушкин одну свою сказку закончил следующими словами: «Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок».
1. Можно ли отнести выражение поэта «сказка ложь » ко всем сказкам? Почему? 2. Если герои и их приключения выдуманы, то почему нам интересно читать о том, чего не было? Подумайте над этим. 3. Приходилось ли вам извлекать «урок» из сказок? Если да, то какой?
-
А.Г. Вампеев отмечает: «У каждого жанра есть свои законы. Есть они и в сказке. Одним из них является закон, по которому добро всегда побеждает зло». 1. Как вы думаете, почему в сказках добро побеждает зло? Разве в жизни всегда так происходит? 2. Какие ещё законы сказки, по вашему мнению, существуют? Сказки не знают непоправимых бед и несчастий. Сказки учили быть твёрдыми в бедах, призывали не мириться со злом, бороться с ним.
-
Информационные ресурсы
http://www.lukoshko.net/ http://www.tyt-skazki.ru http://www.adamin.org/2007/11/14/skazki_pushkina.html http://www.friends-forum.com Зайцев Д.С. Русская литература в вопросах и заданиях: 5-6 кл. – М.: «ВЛАДОС»,2001 Меркин Г.С. Литература. 5 класс. – М.:ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2009
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.