Содержание
-
МНЕМОТЕХНИКА — ЭТО ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ
Выполнила Грушина Н.В. воспитатель дошкольного учреждения ГДОУ детский сад № 93 компенсирующего вида Фрунзенского района Санкт- Петербурга.
-
Задачи:
1. Совершенствование восприятия:
- зрения,
- слуха,
- тактильных ощущений,
- обоняния,
- вкусовых ощущений.
-
2. Необходимо сформировать у детей навыки запоминания любой информации.
3. Научить детей управлять своим вниманием, сделать его (внимание) послушным.
-
Когда начинать заниматься мнемотехникой?
Мнемотехникой можно начинать заниматься с раннего возраста, но рациональнее вводить ее в занятия с детьми 4-5 лет, когда у них накоплен основной словарный запас.
-
Как заниматься?
- Шаг 1.
Необходимо провести тестирование зрительной и слуховой памяти, а также внимания детей (варианты тестирования даются в курсе "Методика мнемотехники"). Результаты фиксируются.
-
- Шаг 2.
На основании результатов тестирования составляется целевой перспективный план (на 10-12 опорных занятий).
-
Структура занятий
- 1-е занятие
1. Игра "Фотоаппараты" — на развитие внимания. (Детям на секунду показывается карточка с любым изображением, должны как можно подробнее описать его.)
2. Упражнение "Рисуем слова" — подготовка к методу крокирования. (чертеж, схема)
-
Цель игры: активизировать двигательную память ребенка.
Ход игры:
- Вариант 1. Воспитатель-"кукловод" завязывает глаза ребенку и "водит" его, как куклу, по несложному маршруту, держа за плечи, в полном молчании: 4-5 шагов вперед, остановка, поворот направо, 2 шага назад, поворот налево, 5-6 шагов вперед и т. д. Затем ребенку развязывают глаза и просят самостоятельно найти исходную точку маршрута и пройти его от начала до конца, вспоминая свои движения.
- Вариант 2. Дети могут делать такие упражнения парами: один — "кукловод", другой — "кукла".
- Вариант 3. Движения постепенно можно усложнять, увеличивая продолжительность маршрута и включая ряд несложных физкультурных упражнений: наклонить "куклу", согнуть руки, заставить присесть, сделать полный оборот через левое плечо и т. д.
3. Игра "Кукловоды"
-
4. Игра "Объяснялки", развивающая фантазию. (Нужно по краткому описанию определить, о чем речь.)5.Упражнение, активизирую-"двуполушарную" деятельность мозга (двумя руками синхронно рисовать различные геометрические фигурки).
-
2 занятие
1. Игра "Опиши соседа", развивающая внимание (припоминать нужно с закрытыми глазами).2. Обучение методу ассоциативных цепочек (метод "чепухи"), использовать мнемотаблички из 16 картинок.
-
3. Упражнение "Прятки"
Используются 10-12 тактильных дощечек отличающимися структурой поверхности.Цель игры: совершенствовать тактильное восприятие.Ход игры: Ребенку дается в руки одна тактильная дощечка для «ощупывания», затем ее прячут в ряду других 10-12 дощечек за ширмой или под платком, и ребенок, не видя, на ощупь должен найти, узнать свою дощечку.
3. Упражнение "Прятки"
-
4. Игра "Повтори движение" (вариант игры Б. П. Никитина "Обезьянки").
-
3 занятие
1. Упражнение "Волшебный круг".
Цель: развивать навык сосредоточения.Воспитатель предлагает детям направить «лучик своего внимания» на нарисованную в круге (диаметром 25 см) звездочку («постарайтесь не отвлекаться, смотрите только на звездочку...») и удерживает их внимание как можно дольше (от 10 до 30 секунд); затем переводит «лучик внимания» на червячка (время то же), затем на крестик.., затем на палочку... и, наконец, в точку.
-
2. Развиваем фантазию — "На что похожа цифра?"3. Закрепление метода "чепухи" в процессе восприятия слуховой информации. (Произносится произвольный ряд из 15 и более слов.)
-
4. Игра со спичками на развитие мелкой моторики «Не урони!»
Ход игры: Спички высыпают из коробка, пустой коробок и крышечку ставят на стол узкой длинной гранью, параллельно друг другу. Ребенок берет 4 спички большим и указательным пальцами правой руки и кладет на коробок или крышечку, стараясь не уронить.Если получилось, то левой рукой теми же пальцами перекладывает спички на другой коробок.Если справился, то пробует проделать то же средним и большим пальцами обеих рук (попеременно). И далее — безымянным и большим, мизинцем и большим. (Если хоть одна спичка упадет, надо начинать сначала.)Если удалось все проделать до конца успешно, добавляется еще одна спичка (4 + 1 = 5 спичек) и т. д. Обычно дети удерживают максимум 8 спичек.
4. Игра со спичками на развитие мелкой моторики «Не урони!»
-
5. Тренинг метода "чепухи" на любом коллаже.
-
4 занятие
1. Игра "СлухачиЦель: развивать навык сосредоточения.Детям предлагается послушать звуки, которые «живут» только в групповой комнате, затем переключить слуховое внимание на звуки, «живущие» внутри детского сада (исключая группу), затем — на звуки на территории детского сада (вне здания), затем — на звуки на дороге...По окончании цепочки переключения слухового внимания обсудить с детьми все услышанные ими звуки.
-
2. Игра "Сделай, как я!"
Цель: увеличить объем внимания (результат достигается путем многократного повторения вариантов игры). Дети играют парами. Первоначально у каждого ребенка по 6 спичек. Один, ведущий, выкладывает из 6 спичек произвольную композицию, затем на одну-две секунды показывает ее партнеру.Партнер из своих спичек выкладывает точно такую же фигуру по памяти. Затем дети меняются ролями. При успешном выполнении условия количество спичек постепенно увеличивается до 12-15.
2. Игра "Сделай, как я!"
-
3. Пантомима "Мишки в лесу", стимулирующая образное мышление (эйдетику).4. Знакомство детей с коллекцией запахов. Используются 20 флаконов с травами (в дальнейшем "запахи" служат пособием для совершенствования обоняния и для формирования навыков запоминания любой информации).5. Упражнение на разработку сложнокоординированных движений — одновременное вращение рук в противоположных направлениях и т. д.
-
Литература
- «Мнемотехника» Бодрова И. Г.Челпанова "О памяти и мнемонике»
- «Мнемотехника - развитие памяти» Козаренко В.А.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.