Содержание
-
Поэма Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» (1863-1876)
-
«Я задумал изложить в связном рассказе все, что я знаю о народе, все, что мне привелось услышать из уст его, и я затеял «Кому на Руси жить хорошо». Это будет эпопея современной крестьянской жизни». Н.А.Некрасов.
-
Жанр «эпопея»
Эпопея- это обширное эпическое повествование в стихах или прозе о выдающихся национально-исторических событиях.
-
Композиция поэмы
Экспозиция В каком году — рассчитывай,В какой земле — угадывай,На столбовой дороженькеСошлись семь мужиков:Сошлися — и заспорили:Кому живется весело,Вольготно на Руси?
-
Завязка поэмы- это клятва героев не возвращаться домой, пока они не найдут ответа на свой вопрос.
-
Основная часть складывается из множества автономных частей: читатель знакомится с солдатом, счастливым тем, что его не забили, холопом, гордящимся своей привилегией доедать из господских мисок, бабкой, у которой на огороде ей на радость уродила репа… Из случайных эпизодов вырисовывается общая картина Руси: нищей, пьяной, но небезнадежной, стремящейся к лучшей доле. Кроме того, в поэме есть несколько крупных и самостоятельных вставных эпизодов, некоторые из которых даже вынесены в автономные главы («Последыш»), «Крестьянка»).
-
Кульминация.Счастливым человеком на Руси автор считает Гришу Добросклонова, борца за народное счастье. Развязка. Тяжелая болезнь помешала автору закончить свой великий замысел. Даже те главы, которые он успел написать, были рассортированы и обозначены его доверенными лицами уже после его смерти. Надо понимать, что поэма не закончена, произведение самое сложное и запутанное из всего литературного наследия Некрасова. Финал. Заканчивается поэма «Пиром на весь мир». Всю ночь поют крестьяне о старом и новом времени. Добрые и полные надежды песни поет Гриша Добросклонов.
-
Образы крестьян в поэме
В ряде мест поэмы показана безрадостная, голодная жизнь народа. Мужицкое «счастье» – «дырявое с заплатами, горбатое с мозолями», счастливых среди крестьян нет.
-
Беден, нечесан Калинушка,Нечем ему щеголять,Только расписана спинушка,Да за рубахой не знать. С лаптя до ворота Шкура вся вспорота,Пухнет с мякины живот. Верченый, крученый, Сеченый, мученый, Еле Калина бредет.
-
Яким Нагой «В деревне БосовеЯким Нагой живет, Он до смерти работает, До полусмерти пьет!..»
-
Савелий Савелий- один из тех крестьян, которые «за вотчину стояли хорошо». Это бунтарь, которого не сломили ни каторга, ни ссылка. Когда иссякает народное терпение, крестьяне, подобные Савелию, поднимаются на открытую борьбу с угнетателями.
-
ЕрмилГирин К нему подходишь к первому,А он и посоветует,И справку наведёт;Где хватит силы- выручит,Не спросит благодарности,И дашь, так не возьмёт
-
«Люди холопского звания» в поэме «Кому на Руси жить хорошо»
Яков Верный — холоп примерный. Обиженный жестоким помещиком, Яков в отместку кончает жизнь самоубийством у барина на глазах.
-
Разбойник Кудеяр
Кудеяр- атаман – «великий грешник», герой легенды, рассказанной Божьим странником Ионушкой в главе «Пир на весь мир».
-
Образ народного заступника
Гриша Добросклонов Гриша Добросклонов- борец за крестьянские интересы, за всех «обиженных и «униженных». Он хочет быть первым там, «…где трудно дышится, где горе слышится».
-
Песня Гриши Добросклонова «Русь»
В главу "Пир на весь мир" включены песни, созданные Гришей. Это песни радостные, полные надежд, их, как свои, поют крестьяне. Революционный оптимизм звучит в песне "Русь": Рать подымается - Неисчислимая, Сила в ней скажется Несокрушимая!
-
Образ женщины-крестьянки
На судьбе Матрены Тимофеевны поэтом показана типичная биография русской крестьянки. Радостной ее жизнь была только в раннем детстве и то потому, что ей «… счастье в девках выпало: У нас была хорошая,Непьющая семья…-говорит Матрена Тимофеевна. Но даже в этой заботливой, ласковой семье ей пришлось начать трудиться «по пятому годку».
-
Матрена Тимофеевна Корчагина. Выйдя замуж, она «попала с девичьей холи в ад». Издевательства мужниной родни, смерть любимого ребенка, побои, вечный каторжный труд, раннее вдовство- вот как сложилась ее жизнь. Матрена Тимофеевна говорит странникам: «Не дело между бабами счастливую искать!».
-
Образы помещиков
Гаврила Афанасьевич Оболт- Оболдуев «Ни в ком противоречия, Кого хочу- помилую, Кого хочу-казню». «Закон — мое желание! Кулак — моя полиция! Удар искросыпительный, Удар зубодробительный, Удар скуловорррот!»
-
Князь Утятин Это барин, который «весь век чудил, дурил».
-
Значение поэмы в контексте мировой культуры
В произведении воплощен народный дух через нетипичный лексический набор: автор использует просторечия, диалектизмы и речевые конструкции из простого крестьянского обихода. Фольклорные мотивы (символы, метрика, ритм, способ построения) роднят поэму с устным народным творчеством, а письменный формат и авторство связывают ее с традиционной поэзией 19 века
-
Поэту удалось отразить наиболее актуальные социальные и политические проблемы своего времени, но еще больше его мастерство проявилось в изображении вечных тем свободы и счастья. Это произведение можно назвать подлинной картиной национальной русской самобытности.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.