Содержание
-
Тема: «Не то, что мните вы, природа…»Пейзажная лирика Ф.И.Тютчева.
Цель: знакомство с поэтическим взглядом Ф.И.Тютчева на природу. Освоение навыков анализа пейзажной лирики.
-
Особенности биографии Тютчева.
Необычная одарённость и ранняя карьера поэта и чиновника. Позднее начало публикации стихов и поздняя слава. Необычно длительное пребывание вдали от родины -22 года (в Россию приезжал четыре раза на короткий срок), из них 17 лет – на дипломатической службе. Знакомство и общение с выдающимися представителями русской и европейской культуры. Трагические судьбы близких поэта. (1838 г- смерть жены Элеоноры Петерсон, на руках остаются три дочери; 1864 г – смерть Е.А.Денисьевой, крайне тяжело переживавшаяся поэтом и открывшая полосу утрат в его жизни: смерть сына и дочери Денисьевой; матери, сына Дмитрия, дочери Марии, брата Николая, многих знакомых. Дни сочтены, утрат не перечесть, Живая жизнь давно уж позади…
-
Люблю грозу в начале мая, Когда весенний, первый гром, Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом. «Весенняя гроза» О чем ты воюешь, ветер ночной? О чем ты сетуешь безумно?.. Что значит странный голос твой, То глухо-жалобный, то шумно? «О чем ты воюешь, ветер ночной?» Еще земли печален вид, А воздух уж весною дышит, И мертвый в поле стебль колышет, И елей ветви шевелит. Еще природа не проснулась, Но сквозь редеющего сна Весну послышала она И ей невольно улыбнулась «Еще земли печален вид»
-
Творческий эксперимент.
Есть в светлости осенних вечеров ________, ________ прелесть: ________ блеск и пестрота дерев, ________ листьев ______, ____ шелест _______ и _______ лазурь Над ___________ землёю, И, как предчувствие _________ бурь, ______, ________ ветр порою, Ущерб, изнеможенье- и на всём Та _______ улыбка увяданья, Что в существе ___________ мы зовём ____________ стыдливостью страданья.
-
Эпитет- образное, художественное определение предмета, действия.
Прекрасная, умильная, сверкающая, таинственная, чарующая(прелесть). Красивый, прозрачный, зловещий, волшебный (блеск). Легкий, нежный, тихий (шелест). Высокая, туманная, чистая, небесная, тихая (лазурь). Грустно-сиротеющая, опустевшая ( земля). Порывистый, пронзительный, суровый, холодный (ветр). Скромная, кроткая, нежная (улыбка). Божественная, загадочная (стыдливость).
-
«Осенний вечер»
Есть в светлости осенних вечеров Умильная, таинственная прелесть: Зловещий блеск и пестрота дерев, Багряных листьев томный, лёгкий шелест, Туманная и тихая лазурь Над грустно-сиротеющей землёю, И. как предчувствие сходящих бурь, Порывистый, холодный ветр порою, Ущерб, изнеможенье- и на всём Та кроткая улыбка увяданья, Что в существе разумном мы зовём Божественной стыдливостью страданья.
-
В.Соловьёв: « У Тютчева важно и дорого то, что он не только чувствовал, но и мыслил как поэт, - что он был убеждён в объективной истине поэтического воззрения на природу… Вовсе не высшее звание, а только собственная слепота и глухота заставляет людей отрицать внутреннюю жизнь природы».
-
ОСЕННИЙ ВЕЧЕР
-
ВЫВОД
Пейзажную лирику Тютчева точнее будет назвать пейзажно-философской: изображение природы и мысль о природе сплавлены в ней воедино; пейзажи получают символический смысл. Природа для поэта – просто второе имя жизни. В стихотворении «Осенний вечер» изображается не только «вечер года», но и «кроткое», а потому «светлое» увядание человеческой жизни.
-
Домашнее задание.
Написать небольшое эссе-размышление на тему, как вы понимаете стихотворные строки Тютчева: Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик, В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.