Содержание
-
Нравственные проблемы в рассказе В.М. Шукшина "Дядя Ермолай"
Урок-подготовка к выпускному сочинению по литературе.
-
Цели урока:
Образовательные:познакомить учащихся с рассказом В. М. Шукшина «Дядя Ермолай»;показать детям духовный мир героев рассказа;Развивающие:развивать речь учащихся, творческое воображение;развивать самостоятельность мышления: выражать своё мнение, выделять главное, делать выводы.Воспитательные:воспитывать интерес к урокам литературы;воспитывать любовь к природе;помочь детям в понимании героев В. М. Шукшина, а через это повлиять на их нравственный мир;воспитывать душевную чуткость, совестливость. :
-
Оборудование:
портрет В. М. Шукшина;выставка книг;репродукции картин: К. Е. Маковский «Дети, бегущие от грозы», Ф. Васильев «Перед грозой»;Толковый словарь С. И. Ожегова;
-
Аналитическая беседа по рассказу.
- Тема нашего урока звучит так: «Нравственные проблемы в рассказе В. М. Шукшина «Дядя Ермолай». Эпиграфом урока станут слова самого писателя. прочитаем его. Слова лежат у вас на партах. Нравственность есть Правда. Не просто правда, а Правда. Ибо это мужество, честность, это значит - жить народной радостью и болью, думать, как думает народ, потому что народ всегда знает Правду». - Найдём значение слова нравственность в толком словаре. ( Чтение словарной статьи). Мы ещё вернёмся к эпиграфу по ходу урока. – Вы самостоятельно познакомились с рассказом «Дядя Ермолай». Почему так назван рассказ? Что поразило вас в нем? В чём, на ваш взгляд, заключается основная мысль рассказа?
-
Выявление проблем в рассказе
- Какая первая проблема в этом рассказе?. В основе этого рассказа лежит случай, который произошёл с самим автором, когда ему было 12 лет. А рассказ написан в 1971 году. Сколько лет прошло? Почему он решил написать своё произведение спустя 30 лет? Чтобы ответить на этот вопрос, мы прочитаем короткое вступление к рассказу. ( Вспоминаю из детства один случай). - Почему автору не вспомнился случай, он не вспомнил о нём, а – вспоминаю? -Перед нами возникает ещё одна проблема, над которой будем работать в классе- проблема памяти. Найдём значение этого слова в словаре. – Почему автор сразу не рассказывает нам про этот случай, а показывает состояние природы? Прочитаем пейзаж. Что описывается в нём? . Послушаем, что происходит в природе перед грозой, дождём.
-
Наблюдение над картинами К.Маковского и Ф.Васильева
- А теперь посмотрим на репродукции картин художников, которые изобразили приближение грозы. Обратим внимание на репродукцию картины Ф. Васильева «Перед грозой». Какие изменения происходят в природе перед грозой? - Смотрим на репродукцию картины К. Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы». Что можно сказать про эту картину - Вспомните, возможно, кому-то из вас случалось быть во время грозы в поле, в лесу? Что вы почувствовали: волнение, тревогу, ужас, страх? Почему люди боятся грозы? А как вы думаете, мальчики испугались грозы?
-
Картина К.Маковского “Дети, бегущие от грозы”
-
Картина Ф.Васильева «Перед грозой»
-
Рефлексия
-Почему, солгав, мальчики упорно стоят на своём? Зачем дядя Ермолай добивался, чтобы дети сказали правду? - Дети не сознались, что не были на току, куда их отправил дядя Ермолай. Как вы думаете, сознаются ли они во лжи потом, когда пройдёт время? - Как вы думаете? Что оскорбило его в поведении детей? Почему он хотел услышать от них правду, их собственное признание? – Автор не даёт ответа на вопрос: в чём смысл жизни обыкновенных людей, а предлагает над ним подумать. У него есть такая формула: «Труд- это очень простое понятие, как правда». Не случайно объединяет писатель правду и труд. А потому о труде он пишет, стремясь быть правдивым до конца. Труд бескорыстный, но ради людей, ради Отчизны. Этот смысл звучит и в эпиграфе. У Шукшина на первом месте всегда стоит правда: правда и память правда и совесть правда и труд. Ибо он писал: «Нравственный человек для меня- это прежде всего человек совестливый и правдивый». Какие главные проблемы затрагивает автор в этом рассказе?
-
Подведение итога урока.
Закончите фразы: Я сейчас чувствую… Я думаю… Я не умею…
-
Домашнее задание.
Написать мини-сочинение на тему: «Герой рассказов Шукшина, затронувший мою душу.»
-
Презентацию составила учитель русского языка и литературы Зороастрова Галина Дмитриевна
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.