Содержание
-
Запечатленные мгновения
Учитель русского языка и литературы МОУ Лицей г.Усть-Кута Иркутской области Ваневская В.И. Мотивы родной природы в лирике и живописи. Страницы поэзии Ф.И Тютчева.
-
Цели урока:
1.Познакомить учащихся со стихотворениями Тютчева, их идейным содержанием, художественными особенностями. 2.Учить анализировать стихи в единстве содержании и формы, понимать чувства и мысли поэта, выразительно читать, передавать свои впечатления в речи и художественном творчестве . Развивать творческое воображение. 3. Воспитывать чувство патриотизма , любовь к поэтическому слову , искусству.
-
Приглядывайтесь к облакам, Прислушивайтесь к птицам, Прикладывайтесь к родникам,- Ничто не повторится. За мигом миг, а шагом шаг Впадайте в изумленье. Все будет так -и все не так Через одно мгновенье. Вадима Шефнера
-
Биография
ФёдорТютчев Иванович (1803 — 1873) — известный поэт, один из самых выдающихся представителей философской и политической лирики. Родился 23 ноября ( 5 декабря н.с.) в усадьбе Овстуг Орловской губернии в стародворянской среднепоместной семье. Детские годы прошли в Овстуге, юношеские — связаны с Москвой.
-
Домашним образованием руководил молодой поэт-переводчик С. Раич, познакомивший ученика с творениями поэтов и поощрявший его первые стихотворные опыты. В 12 лет Тютчев уже успешно переводил Горация. В 1819 поступил на словесное отделение Московского университета и сразу принял живое участие в его литературной жизни. Окончив университет в 1821 со степенью кандидата словесных наук, в начале 1822 Тютчев поступил на службу в Государственную коллегию иностранных дел. Через несколько месяцев был назначен чиновником при Русской дипломатической миссии в Мюнхене. С этого времени его связь с русской литературной жизнью надолго прерывается.
-
На чужбине Тютчев провел двадцать два года, из них двадцать — в Мюнхене. В 1829 — 1830 в журнале Раича "Галатея" были опубликованы стихотворения Тютчева, свидетельствовавшие о зрелости его поэтического таланта. Настоящее признание поэзия Тютчева впервые получила в 1836, когда в пушкинском "Современнике" появились его 16 стихотворений. В 1844 переехал с семьей в Россию, а через полгода вновь был принят на службу в Министерство иностранных дел. Элеонора Петерсон
-
Последние годы жизни тоже омрачены тяжелыми утратами: умирают его старший сын, брат, дочь Мария. Жизнь поэта угасает. 15 июля (27 н.с.) 1873 в Царском Селе Тютчев скончался.
-
Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик,- В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык… Ф.И.Тютчев
-
Азбука стихосложения строфа стопа аллитерация рифма гипербола ямб эпитет хорей сравнение дактиль метафора амфибрахий олицетворение анапест Литературоведческие термины
-
Чародейкою Зимою Околдован лес стоит- И под снежной бахромою, Неподвижною немою, Чудной жизнью он блестит. И стоит он, околдован,- Не мертвец и не живой- Сном волшебным очарован Весь опутан, весь окован Легкой цепью пуховой Солнце зимнее ли мещет На него свой луч косой- В нем ничто не затрепещет, Он весь вспыхнет и заблещет Ослепительной красой 31 декабря 1852г.
-
Какие картины предстают в вашем воображении? Как вы думаете, какие чувства испытывал поэт? С помощью каких художественно- изобразительных средств языка Тютчев рисует великолепия зимы, леса ? Подберите к опорным существительным «зима, бахрома, жизнь, лес ,сон, цепь, луч, краса» эпитеты. Что такое эпитеты ? Как поэт передает, что лес живой? Найдите олицетворения. Назовите сказуемые, которые автор подобрал к слову «лес». Есть ли в этом стихотворении метафоры? Какое слово устарело, что оно означает?
-
Мы видим и слышим звуки природы от апрельского бурного таяния снегов до тёплых, майских дней Тютчев неповторимо запечатлел в своих стихотворениях все четыре времени года.
-
Зима недаром злится, Прошла ее пора- Весна в окно стучится И гонит со двора. И все засуетилось, Все нудит Зиму вон- И жаворонки в небе Уж подняли трезвон. Зима еще хлопочет И на Весну ворчит. Та ей в глаза хохочет И пуще лишь шумит… Взбесилась ведьма злая И, снегу захватя, Пустила, убегая, В прекрасное дитя… Весне и горя мало: Умылася в снегу И лишь румяней стала Наперекор врагу. 1836г.
-
Можем ли мы представить эту картину? Назовите действия Зимы, действия Весны. Как Зима и Весна оживают под пером поэта? Каков стихотворный размер ? Назовите устаревшее слово, которое не употребляется в современном языке. Какие чувства вызывают у вас это стихотворение?
-
Более всего поэта привлекала весна, как торжество жизни над увяданием, как символ обновления мира.
-
Еще в полях белеет снег, А воды уж весной шумят- Бегут и будят сонный брег, Бегут и блещут и гласят… Они гласят во все концы: «Весна идет, весна идет! Мы молодой весны гонцы, Она нас выслала вперед!» Весна идет, весна идет! И тихих, теплых, майских дней Румяный светлый хоровод Толпится весело за ней. 1830г.
-
Какие картины оживают в вашем воображении? Что чувствует поэт? Как он передает пробуждение природы? С какой целью Тютчев употребляет устаревшие слова « гласят, брег»? Употреблены ли в этом стихотворении слова с переносным значением? Какие художественно-изобразительные средства языка использует поэт?
-
Работаем в группах Цель работы: самостоятельный анализ стихотворений Тютчева «Весенняя гроза», «Тихой ночью, поздним летом…», «Как неожиданно и ярко…» План анализа Жанровое своеобразие. Тема. Идея. Композиция. Изобразительные средства языка. Стихотворной размер. Рифма, способы рифмовки. Мои впечатления.
-
«Весенняя гроза» Люблю грозу в начале мая, Когда весенний, первый гром, Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом. Гремят раскаты молодые. Вот дождик брызнул, пыль летит, Повисли перлы дождевые, И солнце нити золотит. С горы бежит поток проворный, В лесу не молкнет птичий гам, И гам лесной, и шум нагорный – Все вторит весело громам. Ты скажешь: ветреная Геба, Кормя Зевесова орла, Громокипящий кубок с неба, Смеясь, на землю пролила. 1854
-
Обдумаем прочитанное Что означает слово «перлы дождевые»? И зачем в последней строфе появляется перед нами ветреная Геба? Вспомните миф о Гебе, богине юности. Какие фонетические средства поэт использует в нём? Найдите аллитерацию, с какой целью её использует поэт? Какие возникают картины в вашем воображении? Задание для самостоятельной работы дома. Прочитайте материал для наблюдения в учебнике в Разделе « Обдумаем прочитанное ». Сравните две редакции этого стихотворения. Подумайте, какие исправления и дополнения внес Тютчев в текст стихотворения и что дала такая переработка?
-
Тихой ночью, поздним летом, Как на небе звезды рдеют, Как под сумрачным их светом Нивы дремлющие зреют… Усыпительно-безмолвны, Как блестят в тиши ночной Золотистые их волны, Убеленные луной… 1849
-
Обдумаем прочитанное Почему, заметив, что звезды рдеют, т.е. светятся, краснеют, поэт говорит о сумрачном их свете? Назовите эпитеты, которые показались вам неожиданными и выразительными. В чем особенность построения предложений, составляющих это стихотворение? Сколько их? Почему стоят многоточия в конце строчек? Почему нет деления на строфы? Определите его стихотворный размер, способ рифмовки и особенности рифмы. Может ли, по-вашему, это стихотворение служить подсказкой живописцу, решившему нарисовать картину летней ночи?
-
. Как неожиданно и ярко, На влажной неба синеве, Воздушная воздвиглась арка В своем минутном торжестве! Один конец в леса вонзила, Другим за облака ушла – Она полнеба охватила И в высоте изнемогла. О, в этом радужном виденье Какая нега для очей! Оно дано нам на мгновенье, Лови его – лови скорей! Смотри – оно уж побледнело, Еще минута, две – и что ж? Ушло, как то уйдет всецело, Чем и дышишь, и живешь. 1865
-
Обдумаем прочитанное
Почему в нем две части? Какова тема первой части? А главная мысль? Сколько строчек в первой строфе? Как удалось в первой строфе поэту передать свое восхищение красотой радуги? Можете ли вы нарисовать картину природы во второй строфе словами? Почему нельзя? Как Тютчев передает движение радуги от земли до неба? В чем философское обобщение? В каких строчках оно? Но что же способно удержать мгновение?
-
Особенности лирики Ф.И. Тютчева
Преобладание пейзажей – одна из примет лирики Тютчева. Природа у Тютчева изменчива, динамична, очеловечена, одухотворена, многолика, насыщена звуками, красками, запахами.
-
Попробуйте в классе с помощью рисунков, а дома с помощью красок передать свои впечатления от стихов Тютчева, услышанных на уроке. Для этого нам необходимо вспомнить азбуку художника: пейзаж акварель цветотень перспектива первый план картины задний план фон масляные краски темпера что же способно удержать мгновение?
-
Какой пейзаж вы смогли бы нарисовать: зимний, весенний, летний? Подумайте и сделайте наброски карандашом. А перед этим посмотрите работы: пейзажи руководителя изостудии «Палитра» М.И. Азизова, Вашего учителя изобразительного искусства Бантыш Н. А. и картины учащихся лицея. Какой пейзаж вам больше понравился? Сможете ли вы нарисовать такой же? Сделайте наброски карандашом.
-
Синквейн
Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам: 1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна. 2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль. 3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы. 4 строка – фраза, несущая определенный смысл. 5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом). Составлять cинквейн очень просто и интересно. И к тому же, работа над созданием синквейна развивает образное мышление.
-
Пример синквейна
Урок . Интересный, познавательный. Воспитывает, развивает, учит. Дает возможность реализовать себя. Знания
-
Домашнее задание.
Письменный анализ любого понравившегося стихотворения Тютчева. Пейзаж, нарисованный акварелью или масляными красками.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.