Содержание
-
М.В.Ломоносов «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны», ноября 25 дня, 1747 года» Булычева Я.С.
-
Большая часть торжественных од Ломоносова была написана по случаю дней восшествия на престол того или иного монарха, отмечавшихся ежегодно: Анне Иоанновне, Иоанну Антоновичу, Елисавете Петровне, Петру III, Екатерине II. Чтение од составляло часть праздничного церемониала, поэтому правительство их заказывало.Написана в 1747 г. Отмечалась пятая годовщина воцарения Елизаветы. В этот же год Елизавета Петровна утвердила новый устав и штаты Академии наук, вдвое увеличив количество средств на ее нужды.Ломоносов возлагал на данный устав большие надежды в деле распространения просвещения в России.
История создания оды
-
-
-
-
-
-
Традиционно оды подразделяются на типы:
Жанр оды Победно-патриотические Торжественные (похвальные) Философские Духовные Анакреонтические
-
В соответствии с требованиями классицизма ода отличается логической стройностью. Каждая из основных тем получает свое обоснование и подробное развитие, каждая новая мысль логически вытекает из предыдущей. «Ода на день восшествия…» состоит из 24 десятистишных строф с повторяющейся рифмовкой.
Композиция оды
-
1 – 2 строфы – зачин с традиционным обращением к тишине и прославлением красоты и величия мироздания и самой императрицы: Царей и царств земных отрада, Возлюбленная тишина, Блаженство сел, градов ограда, Коль ты полезна и красна!
-
3 – 6 строфы – прославление деяний императрицы Елисаветы Петровны: Когда на трон она вступила, Как вышний подал ей венец, Тебя в Россию возвратила, Войне поставила конец…
-
В 7 – 11 строфах поэт восхищением вспоминает Петра I – царя-реформатора, идеал русского монарха, о кончине которого скорбит автор оды, сожалея и о смерти его супруги Екатерины I:Послал в Россию Человека,Каков неслыхан был от века.Сквозь все препятства он вознесГлаву, победами венчанну,Россию, грубостью попранну,С собой возвысил до небес.
-
Начиная с 12 строфы поэт вновь возвращается к восхвалению «Великой Петровой дщери», уже более подробно останавливаясь на ее заслугах. При этом он описывает богатство, красоту и необъятность просторов ее державы. Призывает к освоению еще неразработанных природных богатств и развитию в связи с этим науки:Воззри на горы превысоки,Воззри в поля свои широки,Где Волга, Днепр, где Обь течет;Богатство, в оных потаенно,Наукой будет откровенно,Что щедростью твоей цветет.
-
22 – 23 строфы – знаменитое обращение к соотечественникам, которых Ломоносов убеждает в пользе занятий наукой: Дерзайте ныне ободренны Раченьем вашим показать, Что может собственных Платонов И быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать.
-
Последняя, 24 строфа – заключительное прославление императрицы и благословение ее мудрого , миролюбивого царствования:Тебе, о милости источник, О ангел мирных наших лет! Всевышний на того помощник, Кто гордостью своей дерзнет,Завидя нашему покою, Против тебя восстать войною; Тебя зиждитель сохранит Во всех путях беспреткновенну И жизнь твою благословенну С числом щедрот твоих сравнит.
-
Тематика и проблематика оды Поэт говорит о том, что, по его мнению, должно способствовать развитию и процветанию Отечества. О важности миролюбивой политики императрицы. О необходимости развития просвещения и науки, которые, с его точки зрения, будут способствовать развитию и процветанию государства.
-
Художественные особенности произведения определяются его жанром и идейно-тематическим содержанием. Оно полностью соответствует одическому канону, который составляют устойчивый метр и устойчивая строфика. Ода написана четырехстопным ямбом, состоит из десятистишных строф с определенной системой рифмовки: аБаБввГддГ.
Художественное своеобразие
-
Торжественность стиля достигается употреблением в оде славянизмов:класы – колосья,зиждитель – Бог,дщерь – дочь,воззри – посмотри;образов, почерпнутых из античной мифологии:Минерва – богиня мудрости,Марс – бог войны,Нептун – бог моря,Борей – северный ветер;
-
Обилие риторических вопросов, восклицаний и и обращений:«Молчите, пламенные звуки, и колебать престаньте свет…»«Но ах, жестокая судьбина!»«Какая светлость окружает в толикой горести Парнас?»
-
Часто Ломоносов использует характерные сравнения, метафоры, олицетворения:«Там тьмою островов посеян,реке подобен океан»;«Твои щедроты ободряют наш дух и к бегу устремляют,Как в понт пловца способный ветр…»;«Вы, наглы вихри, не дерзайтереветь, но кротко разглашайте прекрасны наши времена».
-
4 - Радостна премена... - дворцовый переворот, приведший Елизавету на трон.7 - Послал в Россию Человека... - Петра I.9 - Тогда божественны науки... - речь идет об основанной Петром I Академии наук, открытой уже после его смерти в 1725 году.10 - Завистливым отторжен роком... - Петр I умер в 1725 году.11 - Екатерина I (1684-1727) - жена Петра I, российская императрица.
Примечания к оде
-
11 - Секвана - латинское название Сены, намек на Парижскую Академию наук.19 - Колумб Российский - Витус Беринг (1681-1741) - русский мореплаватель. 21 - Верхи Рифейски... - Урал.22 - Платон (427-347 до н. э.) - греческий философ. Невтон - Исаак Ньютон (1643-1727) - английский физик и математик.23 - Науки юношей питают... - строфа является стихотворным переводом фрагмента из речи римского оратора и политического деятеля Марка (106-43 до н. э.) в защиту поэта Архия (р. в 120 до н. э.).
-
«С Ломоносова начинается наша литература… он был ее отцом, ее Петром Великим» В.Г.Белинский
Значение произведения
-
Значение произведения Ода показала богатейшие возможности русского поэтического языка и тем самым способствовала дальнейшему развитию русской литературы. Мысли Ломоносова о значении науки остаются актуальными по сей день. Они отражают позицию современного общества и человека и могут служить эмблемой нашего времени, когда наука получила небывалое доселе развитие. Идеи, заложенные в оде, оказали существенное влияние на творчество Державина, Пушкина и др. русских писателей.
-
Московский Государственный университет, престиж которого признан во всем мире, носит имя Михаила Васильевича Ломоносова.
-
Подведем итог Когда и в связи с чем написана ода? Каким стихотворным размером она написана? Можно ли считать эту оду по содержанию и форме классицистической? Какова главная, ведущая тема оды? Каким стилем написана ода? Какие приемы, характерные для классической оды, встречаются в этом произведении?
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.