Содержание
-
Поэма «Медный всадник» А.С.Пушкина
-
«В четырехстах шестидесяти пяти строках „Медного всадника“ заключены проблемы важнейшие, всеобщие, которые долго еще будут волновать человечество!» Валерий Брюсов А волнуют ли эти вопросы современное общество? Актуальна ли эта поэма сейчас?
-
Истории создания поэмы «Медный всадник» создан во время второй Болдинской осени (1833) всего за 25 дней (6 октября — 31 октябр 1833 г., 5 ч. 5 минут утра). Жанр «стихотворная повесть» восходит к «восточным повестям» Байрона и связан со стремлением к бытописательной прозе, активно создаваемой Пушкиным в 1830-е гг. В поэме отразился его философский взгляд на решение проблемы человека и истории.
-
Вступление 1. Каков пафос вступления к поэме? Подтвердите свои мысли текстом. 2. На какие композиционные части его можно разделить? 3. В чем видит Пушкин заслугу Петра в строительстве Петербурга (стихи 1—43)? Как в первой части вступления противопоставлены прошлое и настоящее? 4. Какой смысл выявляется в многократном повторении слова «люблю»? Что и почему любит поэт? 5. Почему в последних строках вступления происходит контрастный слом настроения? Какой смысл в том, что поэма «Медный всадник» открывается гимном Петербургу? Докажите, что город Петра — это не только место действия поэмы, но и ее главный герой.
-
Подберите строки из вступления к поэме в качестве подписи к иллюстрациям художника Александра Бенуа
-
-
«На берегу пустынных волнСтоял он, дум великих полн,И вдаль глядел. Пред ним широкоРека неслася...»
-
-
«Прошло сто лет, и юный град,Полнощных стран краса и диво,Из тьмы лесов, из топи блатВознесся пышно, горделиво;Где прежде финский рыболов,Печальный пасынок природы,Один у низких береговБросал в неведомые водыСвой ветхий невод, ныне тамПо оживленным берегамГромады стройные теснятсяДворцов и башен; корабли….»
-
-
«Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид,Невы державное теченье,Береговой ее гранит,Твоих оград узор чугунный,Твоих задумчивых ночейПрозрачный сумрак, блеск безлунный,Когда я в комнате моейПишу, читаю без лампады,И ясны спящие громадыПустынных улиц, и светлаАдмиралтейская игла….»
-
«В этой поэме видим мы горестную участь личности, страдающей как бы вследствие избрания места для новой столицы» В.Г. Белинский Прав ли критик, таким образом интерпретируя конфликт поэмы? Докажите .
-
Часть первая 1. Какими способами изображена разбушевавшаяся стихия? Какие метафоры и сравнения помогают представить разбушевавшуюся стихию живым существом? 2. Какую информацию мы узнаем о Евгении в первой части? Какую характеристику дает ему автор? О чем герой мечтает? Можно ли его считать только безликим чиновником или его человеческий облик привлекателен? 3. Что меняется в облике Евгения в разгар наводнения? Опишите его психологическое состояние. Какие детали внешности подчеркивают его? 4. К каким философским обобщениям приводит читателя Пушкин в конце первой части? Что для стихии человеческая жизнь?
-
Подберите строки из 1 части поэмы в качестве подписи к иллюстрациям художника Александра Бенуа
-
-
«Ужасный день!Нева всю ночьРвалася к морю против бури,Не одолев их буйной дури...И спорить стало ей невмочь...Поутру над ее брегамиТеснился кучами народ,Любуясь брызгами, горамиИ пеной разъяренных вод»
-
-
«И всплыл Петрополь как Тритон,По пояс в воду погружен.Осада! Приступ! Злые волны,Как воры, лезут в окна. ЧелныС разбега стекла бьют кормой.Лотки под мокрой пеленой,Обломки хижин, бревна, кровли,Товар запасливой торговли,Пожитки бледной нищеты,Грозой снесенные мосты,Гроба с размытого кладбищаПлывут по улицам!»
-
-
«Тогда, на площади Петровой,Где дом в углу вознесся новый,Где над возвышенным крыльцомС поднятой лапой, как живые,Стоят два льва сторожевые,На звере мраморном верхом,Без шляпы, руки сжав крестомСидел недвижный, страшно бледныйЕвгений….»
-
Часть вторая 1. Какие детали подчеркивает поэт в картине конца наводнения? Какой смысл имеет сравнение Невы с шайкой разбойников? 2. Каким изображен Евгений в сцене поисков затопленного дома Параши? 3. Для города Петра наводнение — это не исключение, а правило, а для Евгения — крах всей его жизни. Подберите цитаты, доказывающие эту точку зрения. 5. Что стало причиной бунта Евгения — психическое расстройство? отчаяние? понимание социальной несправедливости? дворянская честь, заставившая героя мыслить по-государственному? Подберите аргументы в доказательство каждой точки зрения. 6.Каковы причины превращения Евгения из бедного чиновника в безумца, грозящего царю и самодержавию?
-
Подберите строки из 2 части поэмы в качестве подписи к иллюстрациям художника Александра Бенуа
-
-
«И долго с бурными волнамиБоролся опытный гребец,И скрыться вглубь меж их рядамиВсечасно с дерзкими пловцамиГотов был челн...»
-
-
« Что ж это?...Он остановился.Пошел назад и воротился.Глядит... идет... еще глядит.Вот место, где их дом стоит;Вот ива. Были здесь вороты —Снесло их, видно. Где же дом?И, полон сумрачной заботы,Все ходит, ходит он кругом...»
-
-
«……..Он скоро светуСтал чужд. Весь день бродил пешком,А спал на пристани; питалсяВ окошке поданным куском.Одежда ветхая на немРвалась и тлела. Злые детиБросали камни вслед ему»
-
-
«Он очутился под столбамиБольшого дома. На крыльцеС подъятой лапой, как живые,Стояли львы сторожевые,И прямо в темной вышинеНад огражденною скалоюКумир с простертою рукоюСидел на бронзовом коне»
-
-
«И он по площади пустойБежит и слышит за собой -Как будто грома грохотанье -Тяжело-звонкое скаканьеПо потрясенной мостовой...И, озарен луною бледной,Простерши руку в вышине,За ним несется Всадник МедныйНа звонко-скачущем коне...»
-
-
«И во всю ночь безумец бедныйКуда стопы ни обращал,За ним повсюду Всадник МедныйС тяжелым топотом скакал»
-
ОБРАЗ ПЕТРА I в поэме Каким мы видим Петра во вступлении? Почему из царя-преобразователя, полного «великих дум», Петр превращается в «кумира на бронзовом коне», «горделивого истукана», которому нет дела до малых мира сего? В чем суть конфликта Петра и Евгения? Можно ли считать, что в поэме Петр и Евгений только противопоставлены? Найдите общность этих образов. Как в поэме выражается присутствие автора? На чьей стороне автор? Что олицетворяет собой образ Медного всадника?
-
Д. Гранин в эссе «Два лика» рассматривает основные образы «в раздвоении», как бы расщепляя их и обнаруживая в них «верх» и «низ». Он утверждает, что в поэме «два Петра: Петр живой и Петр — Медный всадник, кумир на бронзовом коне. Два Евгения: заурядный бедный чиновник, покорный судьбе, мечтающий о своем нехитром счастье, и Евгений безумный, взбунтовавшийся, поднявший руку на царя. Даже не на царя — на власть. Два Петербурга: Петербург прекрасных дворцов, набережных, белых ночей и внутреннего, рядом с ним, бездушья чиновничьей столицы, жестокий город, в котором будет жить Раскольников. Две Невы... Расщепление проходило сквозь всю поэму, через весь ее образный строй». Согласны ли вы с такой трактовкой поэмы? Аргументируйте свое мнение.
-
ПОДВЕДЕМ ИТОГ В чем двойственность петровских преобразований в России? Как претворились в жизнь его думы о величии России и новом городе? Какова оборотная сторона этих преобразований? Почему стихия противоречит разумной воле Петра?
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.