Презентация на тему "Поэты Пушкинской поры"

Включить эффекты
1 из 17
Смотреть похожие
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
2.1
3 оценки

Рецензии

Добавить свою рецензию

Аннотация к презентации

Презентация на тему "Поэты Пушкинской поры" рассказывает о расцвете русской поэзии, образовании и творчестве в пушкинские годы, приведены произведения таких писателей, как Евгений Абрамович Боратынский, Василий Андреевич Жуковский, Антон Антонович Дельвиге, Петр Андреевич Вяземский.

Краткое содержание

  1. Расцвет русской поэзии
  2. Образование и творчество
  3. Евгений Абрамович Боратынский
  4. Василий Андреевич Жуковский
  5. Лесной царь
  6. Слово о полку Игореве
  7. Общие сведения о А.А.Дельвиге
  8. П.А. Вяземский

Содержание

  • Поэты Пушкинской поры
    Слайд 1

    Поэты Пушкинской поры

    Верхоценский филиал МБОУ Сатинской СОШ.

    Авторы: Евдокимов Максим, Комлевский Александр, Сертакова Елена.

  • Слайд 2

    • Первая треть XIX века — период расцвета русской поэзии. Именно она, а не проза (это произойдет позднее) определяла развитие русской литературы. Вместе с А.С. Пушкиным творили его современники — поэты пушкинской поры. Но прежде чем говорить о них, необходимо уяснить само понятие «пушкинская пора». Если границы определять формально, то все поэты, писавшие в период жизни А.С. Пушкина, 1799— 1837, включаются в этот круг.
    • Но логика подсказывает, что период следует ограничивать тем временем, когда пушкинская поэзия стала известна читателям. Литературный дебют Пушкина состоялся в 1814 году. Стихи до последних дней жизни поэта были неотъемлемой частью его творчества. Таким образом, границы поэзии пушкинской поры определяются 1814—1837 годами. Старшие современники — В.А. Жуковский, К.Н. Батюшков, П.А. Катенин, Д. В. Давыдов, — сформировавшиеся как поэты в более раннюю эпоху, оказывали влияние на молодого Пушкина. Ровесники и младшее поколение современников, напротив, усваивали пушкинский поэтический опыт, развивая его в своем творчестве.
    • Составной частью понятия «пушкинская пора» является «пушкинская плеяда» — круг, включающий в себя поэтов, лично знавших А. С. Пушкина и близких ему по художественным взглядам. Здесь общение происходило на творческом, так и на личностно-дружеском уровне. К поэтам «пушкинской плеяды» и относятся Д. В. Давыдов, А.А. Дельвиг, Е.А.Баратынский, П.А.Вяземский.

  • Слайд 3

    • В 1859 году замечательный русский критик Аполлон Григорьев произнёс фразу, которая впоследствии стала крылатой: «Пушкин – наше всё…». Но в постановке и решении важнейших проблем в литературе начала 19 века Пушкин не был одинок. Наряду с ним и вокруг него действовала целая плеяда замечательных писателей: здесь и старшие по возрасту поэты, у которых Пушкин многое воспринял и усвоил, здесь его ровесники, и совсем ещё юноши, вроде Дмитрия Веневитинова. Прежде чем приступим к знакомству с поэтами пушкинского окружения, выясним сначала, а что же это за время такое – эпоха пушкинской поры, послушаем историческую справку. «Время, когда жил и творил А.С.Пушкин – сложное время. Это время гигантских общественных потрясений, когда рушился феодально-средневековый мир и на его обломках возникал и утверждался капиталистический строй. Это время ещё устойчивого крепостничества, это время отечественной войны 1812 года. Наполеон. Кутузов. Горит Москва. Это время зарождения тайных политических обществ, время разгрома декабрьского восстания 1825 года, это время страшной реакции Николаевской России».

  • Слайд 4

    • И в то же время первая треть 19 века – это яркий период расцвета русской поэзии. Целый фейерверк имён подарила эта эпоха русской литературе. Ещё пишут свои строгие, возвышенные оды классицисты, достиг расцвета сентиментализм, на литературную сцену выходят молодые романтики, появляются первые плоды реализма. Именно в это время возникают литературные салоны. Самым популярным был салон Зинаиды Волконской, где собирался весь «цвет московской литературы»

  • Слайд 5

    Евгений Абрамович Боратынский

    • Любовь и дружба

    Альбом

    Любовь и дружбу различают,
    Но как же различить хотят?
    Их приобресть равно желают,
    Лишь нам скрывать одну велят.
    Пустая мысль! Обман напрасный!
    Бывает дружба нежной, страстной,
    Стесняет сердце, движет кровь,
    И хоть таит свой огонь опасный,
    Но с девушкой она прекрасной
    Всегда похожа на любовь.

  • Слайд 6

    • Евгений Абрамович Баратынский (1800 - 1844) - русский поэт.
    • Родился 19 февраля (2 марта по н. с.) в селе Мара Тамбовской губернии в небогатой дворянской семье. Происходил из древнего польского рода, с к. XVII в. обосновавшегося в России. Отец Баратынского был светским генерал-лейтенантом Павла I, мать — фрейлиной императрицы Марии Федоровны. В 1810 умер отец Баратынского, и его воспитанием занялась мать. Из немецкого пансиона Баратынский перешел в 1812 г. в Петербургский Пажеский корпус, из которого в 1816 его исключили за не совсем безобидные мальчишеские проделки (кража) без права поступления на какую-либо службу, кроме солдатской. Это происшествие сильно подействовало на юношу; он признавался позднее, что в ту пору «сто раз был готов лишить себя жизни». Бесспорно, позор, пережитый поэтом, оказал влияние на выработку пессимистического его миросозерцания.
    • В 1819 он был зачислен рядовым в петербургский лейб-гвардии егерский полк. В это время он познакомился с Дельвигом, не только нравственно поддержавшим его, но и оценившим его поэтическое дарование. Тогда же он завязал приятельские отношения с Пушкиным и Кюхельбекером.
    • Благодаря Дельвигу, в печати появились первые произведения Баратынского: послания "К Креницину", "Дельвигу", "К Кюхельбекеру", элегии, мадригалы, эпиграммы. В 1820 выпущена поэма "Пиры", принесшая автору большой успех.
    • В 1820-1826 Баратынский служил в Финляндии, много писал. Видное место в его творчестве этой поры занимает элегия: "Финляндия", "Разуверение" ("Не искушай меня без нужды...), положенное на музыку М. Глинкой, "Водопад", "Две доли", "Истина", "Признание" и др. Попытки друзей добиться офицерского звания для Баратынского долго наталкивались на отказ императора.

  • Слайд 7

    • Причиной был независимый характер творчества и оппозиционные высказывания поэта.
    • Он не был декабристом, но и его захватили идеи, которые получили воплощение в деятельности тайных обществ. Его политическая оппозиционность проявилась в элегии "Буря" (1825), в эпиграмме на Аракчеева, а позднее в "Стансах" (1828).
    • В апреле 1825 г. Баратынский наконец был произведен в офицеры, что давало ему возможность распоряжаться своей судьбой. Он вышел в отставку, женился и поселился в Москве, где в 1827 вышло в свет собрание его стихотворений - итог первой половины его творчества.
    • После разгрома восстания декабристов круто изменилась общественная жизнь в России, что наложило отпечаток и на поэзию Баратынского. На первый план у него теперь вышло философское начало, темы великой скорби, одиночества, прославление смерти как "разрешенья всех цепей" ("Последняя смерть", "Смерть", "Недоносок", "На что вы, дни", "К чему невольнику мечтания свободы?..").
    • В 1832 начал издаваться журнал "Европеец", и Баратынский стал одним из самых активных его авторов. После закрытия журнала (вышло всего два номера) он впал в безысходную тоску.
    • В 1835 вышло второе издание его произведений, которое казалось тогда итогом его творческого пути. Но последней книгой Баратынского стал сборник "Сумерки" (1842), в котором были объединены стихотворения второй половины 1830-х - начала 1840-х.
    • В 1843 поэт поехал за границу. Полгода он провел в Париже, встречаясь с писателями и общественными деятелями Франции. В стихотворениях Баратынского той поры ("Пироскаф", 1844) появились бодрость и вера в будущее.
    • Смерть помешала началу нового этапа творчества поэта. В Неаполе он заболел и скоропостижно скончался 29 июня (11 июля н.с.) 1844.
    • Тело Баратынского было перевезено в Петербург и предано земле.

  • Слайд 8

    Евгений Абрамович Боратынский

    Поцелуй

    Сей поцелуй, дарованный тобой,
    Преследует мое воображенье:
    И в шуме дня, и в тишине ночной
    Я чувствую его напечатленье!
    Сойдет ли сон и взор сомкнет ли мой,-
    Мне снишься ты, мне снится наслажденье!
    Обман исчез, нет счастья! и со мной
    Одна любовь, одно изнеможенье.

  • Слайд 9

    Василий Андреевич Жуковский

    БЛИЗОСТЬ ВЕСНЫ

    На небе тишина;
    Таинственно луна
    Сквозь тонкий пар сияет;
    Звезда любви играет
    Над темною горой;
    И в бездне голубой
    Бесплотные, летая,
    Чаруя, оживляя
    Ночную тишину,
    Приветствуют весну.

  • Слайд 10

    • Родился Василий Жуковский 29 января (9 февраля) 1783 года в селе Мишенском Тульской губернии. Он был незаконнорождённым сыном помещика А.И. Бунина. Получил новую фамилию после усыновления крёстным — бедным белорусским дворянином Андреем Григорьевичем Жуковским.
    • Образование и творчество.
    • Первое образование в биографии Жуковского было получено в семье Буниных. Затем он обучался в частном пансионе, Тульском народном училище, у сестры В. Юшковой. Первые стихотворения Жуковского были написаны во время учебы в пансионе при университете г. Москвы. Творчество Жуковского тех времен наполнено сентиментализмом, романтизмом (баллады «Людмила»(1808), «Кассандра»(1809)).
    • С 1805—1806 годах писатель работал в «Вестнике Европы», а в 1808—1809 годах был его редактором. В это время поэзия Жуковского расцветает и достигает своего пика.
    • После начала войны 1812 года Жуковский принял сторону оппозиции. Военные события отражены в его произведениях «Императору Александру», «Певец во стане русских воинов». Последнее принесло писателю извесность.
    • В 1815 году Жуковский был участником литературного общества «Арзамас». В это же время начинает придворную службу, которая продлилась 25 лет. Десятилетие с 1810 по 1820 годов считается расцветом творчества Василия Андреевича Жуковского. Известнейшие его произведения были написаны в те времена: баллады «Эолова арфа», «Двенадцать спящих дев», многие стихи, переводы.
    • Умер Жуковский 12 (24 апреля) 1852 года в Баден-Бадене. Тело писателя перевезли в Россию и похоронили в Санкт-Петербурге.

  • Слайд 11

    Лесной царь

    Лесной царь

    Кто скачет, кто мчится под хладною мглой?
    Ездок запоздалый, с ним сын молодой.
    К отцу, весь издрогнув, малютка приник;
    Обняв, его держит и греет старик.
    "Дитя, что ко мне ты так робко прильнул?"
    "Родимый, лесной царь в глаза мне сверкнул:
    Он в темной короне, с густой бородой".
    "О нет, то белеет туман над водой".
    "Дитя, оглянися, младенец, ко мне;
    Веселого много в моей стороне:
    Цветы бирюзовы, жемчужны струи;
    Из золота слиты чертоги мои".
    "Родимый, лесной царь со мной говорит:
    Он золото, перлы и радость сулит".
    "О нет, мой младенец, ослышался ты:
    То ветер, проснувшись, колыхнул листы".
    "Ко мне, мой младенец: в дуброве моей
    Узнаешь прекрасных моих дочерей:
    При месяце будут играть и летать,
    Играя, летая, тебя усыплять".
    "Родимый, лесной царь созвал дочерей:
    Мне, вижу, кивают из темных ветвей".
    "О нет, все спокойно в ночной глубине:
    То ветлы седые стоят в стороне".
    "Дитя, я пленился твоей красотой:
    Неволей иль волей, а будешь ты мой".
    "Родимый, лесной царь нас хочет догнать;
    Уж вот он: мне душно, мне тяжко дышать".
    Ездок оробелый не скачет, летит;
    Младенец тоскует, младенец кричит;
    Ездок погоняет, ездок доскакал...
    В руках его мертвый младенец лежал.

  • Слайд 12

    СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ

    Не прилично ли будет нам, братия,
    Начать древним складом
    Печальную повесть о битвах Игоря,
    Игоря Святославича!
    Начаться же сей песни
    По былинам сего времени,
    А не вымыслам Бояновым.
    Вещий Боян,
    Если песнь кому сотворить хотел,
    Растекался мыслию по древу,
    Серым волком по земли,
    Сизым орлом под облаками.
    Вам памятно, как пели
    о бранях первых времен:
    Тогда пускались десять соколов
    на стадо лебедей;

  • Слайд 13

    А.А. Дельвиг

    Домик (Антон Дельвиг)

    За далью туманной,
    За дикой горой
    Стоит над рекой
    Мой домик простой;
    Для знати жеманной
    Он замкнут ключом,
    Но горенку в нем
    Отвел я веселью,
    Мечтам и безделью.
    Они берегут
    Мой скромный приют,
    Дана им свобода —
    В кустах огорода,
    На злаке лугов
    И древних дубов
    В тени молчаливой,
    Где, струйкой игривой
    Сверкая, бежит,
    Бежит и журчит
    Ручей пограничный,—
    С заботой привычной
    Порхать и летать
    И песнею сладкой
    В мой домик украдкой
    Друзей прикликать.

  • Слайд 14

    Общие сведения о А.А.Дельвиге

    Дельвиг Антон Антонович, барон. Родился в 1798 году в Москве. Один из ближайших друзей Пушкина с лицейской поры. Поэт. Окончил Лицей с чином коллежского секретаря и был определен сначала в департамент горных и соляных дел, затем в министерстве финансов. С 1821 года служил помощником библиотекаря в Публичной библиотеке. С Пушкиным Дельвига сблизила общая любовь к поэзии: "С ним толковал обо всем, что душу волнует, что сердце томит", - вспоминал впоследствии Пушкин. Дельвиг первым из лицейских поэтов стал печататься в журналах. В этих изданиях Дельвига Пушкин принимал деятельное участие. Еще в 1815 году, в пору ученья, Дельвиг опубликовал стихотворение "К Пушкину" - первый в русской литературе восторженный отзыв о молодом поэте, уверенно предрекавший ему бессмертие.

  • Слайд 15

    П.А.ВяземскиЙ

    • Родился 12 июля (23 н.с.) в Москве в богатой дворянской семье. Род князей Вяземских вел свое начало от легендарного Рюрика, от потомков Мономаха.
    • Получил прекрасное домашнее образование, с 1805 учился в Петербургском иезуитском пансионе при Педагогическом институте. В 1806 вернулся в Москву и брал частные уроки у профессоров Московского университета.
    • С 1807, оставшись сиротой, находился на попечении своего родственника, писателя и историка Н. Карамзина (женатого на старшей сестре Вяземского), дом которого был центром культурной жизни, где собирались историки, философы, писатели, в том числе и будущие декабристы.
    • Зачисленный в Межевую канцелярию, Вяземский больше времени отдавал литературным увлечениям и светской жизни. Он предпочитает малые стихотворные жанры — пишет элегии, послания, стихотворения в альбом. Вместе с тем пишет и эпиграммы, басни.

  • Слайд 16

    П.А.Вяземский

    Я пью за здоровье не многих,
    Не многих, но верных друзей,
    Друзей неуклончиво строгих
    В соблазнах изменчивых дней.
    Я пью за здоровье далеких,
    Далеких, но милых друзей,
    Друзей, как и я, одиноких
    Средь чуждых сердцам их людей.
    В мой кубок с вином льются слезы,
    Но сладок и чист их поток;
    Так, с алыми - черные розы
    Вплелись в мой застольный венок.
    Мой кубок за здравье не многих,
    Не многих, но верных друзей,
    Друзей неуклончиво строгих
    В соблазнах изменчивых дней;
    За здравье и ближних далеких,
    Далеких, но сердцу родных,
    И в память друзей одиноких,
    Почивших в могилах немых.

  • Слайд 17


Посмотреть все слайды

Конспект

Тематический вечер,

посвящённый жизни и творчеству

Михаила Васильевича

Ломоносова.

(для учащихся 9 – 11 классов)

Разработала учитель

русского языка, литературы

и риторики

МБОУ гимназии №5

г. Морозовска

Ростовской области

Матвеева Ольга Ивановна

2011г.

Цели вечера:

Формирование чувства патриотизма и гордости за человека- труженика, гения науки, желания творить добро на благо народа.

Интегрирование знаний о жизни и деятельности Ломоносова, развитие межпредметных отношений.

Развитие у учащихся познавательного интереса и общеучебных компетенций.

Предварительное задание: групповая поисково-исследовательская деятельность по разделам темы.

Оборудование: мультимедийное оборудование, видеопрезентация, портрет М. В. Ломоносова, репродукции мозаичных картин художника.

Слово учителя:

Всем знакомо имя великого учёного, поэта, просветителя Михаила Васильевича Ломоносова. В 2011 году мы отмечаем его славный юбилей – 300-летие со дня рождения!

Могучий, многогранный, самобытный талант Ломоносова коснулся всех сторон науки и культуры своего времени. Ломоносов известен как физик, химик и геолог, художник и филолог, астроном, географ и технолог, литератор, историк и философ, - казалось, всюду он успевал и везде привносил новое, неожиданное, прогрессивное. Такой разносторонностью в прошлом обладал, пожалуй, лишь Леонардо да Винчи, а в последующем уже никто.

Ломоносов безгранично верил в ум и созидательную силу русского народа, неисчерпаемость его таланта, сам являлся тому ярчайшим примером.

1-й ученик

Детские годы

М. В. Ломоносов родился 8 (19) ноября 1711 г. в деревне Мишанинской (по другим источникам – Денисовке), которая находилась на одном из девяти островов в дельте Северной Двины, против Холмогор, Архангельской губернии.

Упоминание о поморской семье Ломоносовых восходит к 16 веку, к временам Ивана Грозного. Отец будущего учёного – Василий Дорофеевич и мать – Елена Ивановна (урождённая Сивкова) имели средний достаток, располагая небольшим земельным наделом. Но главным источником благосостояния семьи являлся морской промысел. Годы, прожитые в Поморье, сыграли большую роль в формировании мировоззрения Ломоносова, наложили свой отпечаток на интересы и стремления юноши.

М. В. Ломоносов гордился своим поморским происхождением. Разнообразная природа Севера, богатый животный мир обогащали и расширяли кругозор мальчика, суровый климат и житейские трудности делали его упорным и выносливым.

В девятилетнем возрасте Ломоносов лишился матери. Для мальчика новая жена отца оказалась «злой мачехой», которую особенно ожесточала

страсть пасынка к книгам. М. В. Ломоносов рано познал трудовую жизнь. С девятилетнего возраста он начал помогать отцу. Почти девять лет юноша вместе с отцом совершал далёкие морские переходы в Северный Ледовитый океан и к Новой Земле.

С детства Ломоносову были хорошо знакомы многие промыслы Поморья: выварка соли, ловля жемчужных раковин, опасная охота на морского зверя – тюленя, моржа, морского зайца.

2-й ученик

Первые шаги к знаниям

Свой путь в большую науку Михаил Васильевич Ломоносов начал с изучения грамоты. Обладая пытливым умом и прекрасной памятью, мальчик быстро освоил грамоту и вскоре мог уже переписывать церковные книги, а в приходской церкви читать «Жития святых». Псалмы и каноны, считаясь лучшим чтецом в деревне. В 14 лет Ломоносов грамотно и чётко писал.

Знакомство с книгами убедило Ломоносова в необходимости учиться, чтобы познать окружающий мир. Страсть к науке, тяжёлая обстановка в семье заставили юношу оставить родной дом и отправиться в Москву.

В конце 1730 года Ломоносов узнал, что караван с рыбой отправляется в Москву. Заняв у своего соседа три рубля и выпросив у него полукафтанье, 9 декабря 1730 г. он взял с собой паспорт и ушёл из дома. Преодолев весь путь за три недели, Ломоносов в начале января прибыл в Москву.

3-й ученик

Путь в науку

С 1731 г. начался новый период в жизни молодого помора – его трудный путь в науку. Первоначально свой выбор Ломоносов остановил на Математико-навигацкой школе. Но в курс обучения этой школы не входил латинский язык, который в то время был международным научным языком. И в январе 1731 г. Ломоносов подаёт прошение о зачислении его в Московскую славяно-греко-латинскую академию. Хотя юноша умел читать и писать, знал основы арифметики, он был определён в самый низший класс, ибо основным предметом четырёх младших классов являлся латинский язык, которого не знал и так стремился изучить девятнадцатилетний юноша. Много горечи и обид пришлось испытать гордому помору в первые годы учения. Позже он вспоминал: «Школьники, малые ребята, кричат и перстами указывают: смотри-де, какой болван в лет в двадцать пришёл латыне учиться!»

Но природный ум, большой талант и поразительное трудолюбие позволили будущему учёному к концу первого года окончить курс трёх младших классов и перейти в четвёртый.

Удивительная целеустремлённость была присуща Ломоносову. В то время как многие его товарищи свободное от занятий время проводили в играх и шалостях, он читал книги и летописи в монастырской библиотеке. Знакомство с древней славянской литературой раскрыло ему величие и красоту родного языка, привило ему любовь к отечественной истории. По мере перехода из класса в класс интерес Ломоносова к наукам всё возрастал. Он усвоил латинский язык, читал по-гречески, изучал арифметику, географию, историю, познакомился с лучшими образцами античной литературы, латинской и русской поэзии, усвоил теорию стихосложения и основы ораторского искусства.

1 января 1736 г. Ломоносов переступил порог высшего научного учреждения страны - Петербургской Академии.

М.В.Ломоносов с первых дней пребывания в академии проявил огромный интерес к наукам. Он стал изучать математику и экспериментальную физику. Наряду с занятиями естественными науками будущий учёный продолжал совершенствоваться в российском стихосложении.

Серьёзное отношение М.В.Ломоносова к науке выделяло его из общей массы. Прошло всего два месяца, и Ломоносов узнал, что он, его товарищ Д.Виноградов и Г.У.Райзер будут отправлены за границу для обучения химии и горному делу.

В конце сентября 1736 г. Ломоносов с товарищами отплыли из Кронштадта в Германию.

4-й ученик

Обучение в Германии

Бывший ученик Московской славяно-греко-латинской академии стал студентом известного всей Европе Марбургского университета.

Большую популярность университет приобрёл с приходом сюда Христиана Вольфа, имя которого в середине 30-х годов знала почти вся образованная Европа. Широкую известность Вольф получил благодаря своей энциклопедической образованности.

Ломоносов поселился в доме вдовы марбургского пивовара Екатерины-Елизаветы Цильх. Прошло два года, и её младшая дочь – Елизавета-Христина стала женой Ломоносова.

С помощью Вольфа русские студенты быстро приобщились к занятиям в Марбургском университете. Здесь они слушали курс теоретической химии профессора Ю.Г.Дуйзинга, а также лекции Х.Вольфа по механике, гидростатике, аэрометрии, гидравлике, теоретической физике и логике. Ломоносов в лаборатории университетского аптекаря Д.Ф.Михаэлиса занимался экспериментальной химией.

Изучение естественных наук М.В.Ломоносов успешно сочетал с литературными занятиями. Он много и увлечённо размышляет над теоретическими основами русской поэзии, штудирует трактат В.К.Тредиаковского о русском стихосложении, пытается сам сочинять, используя различные стихотворные размеры.

В декабре 1739 г. Ломоносов послал в Петербург оду «На взятие Хотина» и «Письмо о правилах российского стихотворства», в котором изложил свои взгляды на русское стихосложение.

5-й ученик

Начало творческого пути

8 июня 1741 г., после пятилетнего пребывания в Германии, Ломоносов вернулся в Петербург. С этого времени началась его многогранная и

чрезвычайно интересная научная деятельность в Петербургской Академии наук.

С каждым годом возрастала творческая активность Ломоносова. Основным направлением в его работе до 1757 г. были химические исследования. Вместе с тем его внимание привлекают многие проблемы физики, горного дела, а также вопросы русского языка и литературы.

В течение 1744 г. Ломоносов написал и представил в академическое собрание три научных сочинения: «О вольном движении воздуха, в рудниках примеченном», «О действии химических растворителей вообще», «Физические размышления о причинах теплоты и холода». Эти труды получили одобрение академического собрания. Поэтому в конце апреля 1745 г. учёный обращается в канцелярию с ходатайством о присвоении ему звания профессора химии.

Став профессором химии, Ломоносов достиг больших успехов в изготовлении прозрачных и непрозрачных стёкол.

М.В.Ломоносов обладал незаурядными художественными способностями. Об этом свидетельствуют его известные мозаичные портреты и картины: образ Богоматери, портреты Петра Первого, «Полтавская баталия» и другие.

6-й ученик

Ломоносов – филолог, литератор

В.Г.Белинский отмечал, что с Ломоносова начинается наша литература, что он был её отцом и пестуном, «он был её Петром Великим», ибо дал направление «нашему языку и нашей литературе».

В 1739 г. Ломоносов написал «Письмо о правилах российского стихосложения», в котором с удивительной смелостью выдвинул взамен силлабической тоническую систему русского стихосложения. Также он утверждал, что «российские стихи надлежит сочинять по природному нашего языка свойству, а того, что ему весьма несвойственно, из других языков не вносить».

С гордостью писал русский учёный о величии своего родного языка: «Я не могу довольно о том нарадоваться, что российский наш язык не токмо бодростию и героическим звоном греческому, латинскому и немецкому не

уступает, но и, подобно оным, в себе купно природную и свойственную версификацию иметь может».

Следующим этапом филологических исследований Ломоносова была работа над теорией русской прозы, к которой он приступил в первые годы своей научной деятельности в петербургской Академии. Итогом этой работы явилась «Риторика», первый вариант которой был завершён к началу 1744г. Заслуга молодого учёного заключалась в том, что он утвердил основные начала русской литературной речи. Вначале 40-х гг. русский литературный язык был полон стилистических и лексических противоречий. В нём сочетался церковнославянский язык, разговорная русская речь и иностранные слова. «Риторика» Ломоносова значительно расширяла круг литературных знаний русского читателя, существенно помогала развитию художественного вкуса и убеждала, что русский язык по своему богатству, выразительности не только не уступает, но и превосходит многие западноевропейские языки.

В 1757 г. вышла в свет «Российская грамматика». Эта книга была первой научной грамматикой русского языка, первым сводом правил русского языка.

Большое значение для развития языка и литературы имела наиболее зрелая филологическая работа Ломоносова «Предисловие о пользе книг церковных в российском языке»(1757). В этом труде учёный решил три важнейшие для того времени задачи: отношение церковнославянских и русских народных элементов в составе русского литературного языка, разграничение литературных стилей и классификация литературных жанров.

В поэтическом наследстве Ломоносова основное место занимают оды. Несмотря на то что поэзия Ломоносова не лишена жанрового разнообразия, - он писал и трагедии, и сатиры, и эпиграммы, и басни, и дидактические послания, сочинял философскую лирику, - для современников и потомков он был прежде всего одописцем.

Важное место в художественном наследии Ломоносова занимают его публичные выступления на торжественных собраниях Петербургской Академии наук.

Величайший просветитель и гуманист, М.В.Ломоносов горячо верил в силу человеческого разума и видел единственный путь к благосостоянию народа и государства в науке, в просвещении.

В живой поэтической форме он доказывает, как велика польза наук:

Науки юношей питают,

Отраду старым подают,

В счастливой жизни украшают,

В несчастной случай берегут;

В домашних трудностях утеха

И в дальних странствах не помеха.

Науки пользуют везде:

Среди народов и в пустыне,

В градском шуму и наедине,

В покое сладки и в труде.

Художественное наследие Ломоносова, его поэтические и публицистические произведения создали ему неувядаемую славу, а затем породили многочисленных последователей. Направление, данное Ломоносовым в поэзии и в прозе, было продолжено Державиным, Радищевым, потами-декабристами и Пушкиным.

7-й ученик

Организатор отечественной науки

В последние 10 лет своей жизни Ломоносов выступил как талантливый организатор науки, как убеждённый просветитель. Создание первой в России научной химической лаборатории, организация географических исследований, снаряжение астрономических экспедиций,

подготовка плаваний с целью освоения Северного морского пути, разработка многочисленных проектов переустройства Петербургской Академии наук, основание Московского университета – вот далеко не полный перечень заслуг Ломоносова как организатора науки.

Педагогическая деятельность

Яркую страницу в творческой биографии Ломоносова представляет его педагогическая деятельность. Более 20-ти лет своей жизни он посвятил этому нелёгкому труду.

Очень серьёзно относился учёный к подготовке лекций, будь то физика, химия или русское стихосложение. Как правило, готовясь к чтению какого-либо курса, он писал пособия для слушателей, которые затем издавались как научные труды.

8-й ученик

Последние годы жизни

Научные труды Ломоносова получили признание не только в России, но и за рубежом. В апреле 1760 г. он был избран почётным членом Шведской академии наук.

Однако положение учёного в Петербургской академии было чрезвычайно сложным.

В конце 50-х годов всё острее становилась борьба передового учёного за свободное развитие отечественной науки и просвещения. Тяжёлыми были последние пять лет его жизни и деятельности.

Екатерина Вторая ясно показала своё нерасположение к Ломоносову, обойдя его своими «милостями», которые она щедро раздавала по случаю вступления на престол. Враги Ломоносова – чиновники Академии наук, участники дворцового переворота – получили высокие чины. Для Ломоносова это было не только вопросом личной обиды, но и крушением надежд. В июле 1762 г. Ломоносов подаёт прошение об увольнении его со службы. Это было протестом против действий нового правительства.

2 марта 1763 года он был уволен «в вечную от службы отставку», хотя и с повышением в чин статского советника.

Силы Ломоносова были истощены не только огромной научной и организационной деятельностью, но и постоянной борьбой и тяжёлой болезнью. В начале 1765 г. Ломоносов снова тяжело заболел, и хотя февраль

принёс ему некоторое облегчение, но ненадолго. С марта болезнь прогрессировала. Как бы чувствуя приближение смерти, учёный весной того же года писал: «Я не тужу о смерти: пожил, потерпел и знаю, что обо мне дети Отечества пожалеют».

4 (15) апреля 1765 г. в пять часов вечера великого русского учёного не стало. Он умер на пятьдесят четвёртом году жизни. Через четыре дня на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры в Петербурге «при большом стечении народа» состоялись похороны Ломоносова.

Заключительное слово учителя

Современники запечатлели для потомства образ Ломоносова как неутомимого труженика на ниве науки и горячего поборника просвещения. Они свидетельствовали, что ему были присущи мужество, бесстрашие, независимость, душевность и простота – всё то, чем славен русский народ, в чём заключена его яркая национальная самобытность.

Слава великого русского учёного с особой силой стала утверждаться после его смерти. В 1774 г. один из современников учёного справедливо отметил: «Уже наступает тот час, где будет судить его справедливое потомство». Ещё в 18 веке широкие круги передовых людей России поняли, что Ломоносов – это национальная гордость страны, и тысячи русских людей различных сословий, восхищаясь им, стремились подражать ему!

Несмотря на то что со времени, когда жил и работал великий русский учёный, прошло более двух столетий, его имя живёт в памяти народов нашей страны и за рубежом. Его жизни и деятельности посвящено много книг и статей; его образ запечатлён в произведениях живописи, графики, скульптуры; его имя носят в нашей стране города и сёла, улицы и площади, учебные заведения и школы.

Имя Ломоносова присвоено подводному горному хребту в бассейне Северного Ледовитого океана; одному из кратеров на обратной стороне Луны; экваториальному противотечению в Атлантическом океане. Именем русского учёного названа одна из малых планет и один из минералов.

Деятельность Ломоносова была всегда целеустремлённо связана с наиболее важными потребностями страны, с её промышленным, культурным развитием, направлена на её процветание. Историческое значение Ломоносова состоит также и в том, что он настойчиво добивался широкого развития образования в России, привлечения в науку способных людей из народа, показав на личном примере, на какие подвиги способны люди для своей Родины.

Тематический вечер,

посвящённый жизни и творчеству

Михаила Васильевича

Ломоносова.

(для учащихся 9 – 11 классов)

Разработала учитель

русского языка, литературы

и риторики

МБОУ гимназии №5

г. Морозовска

Ростовской области

Матвеева Ольга Ивановна

2011г.

Цели вечера:

Формирование чувства патриотизма и гордости за человека- труженика, гения науки, желания творить добро на благо народа.

Интегрирование знаний о жизни и деятельности Ломоносова, развитие межпредметных отношений.

Развитие у учащихся познавательного интереса и общеучебных компетенций.

Предварительное задание: групповая поисково-исследовательская деятельность по разделам темы.

Оборудование: мультимедийное оборудование, видеопрезентация, портрет М. В. Ломоносова, репродукции мозаичных картин художника.

Слово учителя:

Всем знакомо имя великого учёного, поэта, просветителя Михаила Васильевича Ломоносова. В 2011 году мы отмечаем его славный юбилей – 300-летие со дня рождения!

Могучий, многогранный, самобытный талант Ломоносова коснулся всех сторон науки и культуры своего времени. Ломоносов известен как физик, химик и геолог, художник и филолог, астроном, географ и технолог, литератор, историк и философ, - казалось, всюду он успевал и везде привносил новое, неожиданное, прогрессивное. Такой разносторонностью в прошлом обладал, пожалуй, лишь Леонардо да Винчи, а в последующем уже никто.

Ломоносов безгранично верил в ум и созидательную силу русского народа, неисчерпаемость его таланта, сам являлся тому ярчайшим примером.

1-й ученик

Детские годы

М. В. Ломоносов родился 8 (19) ноября 1711 г. в деревне Мишанинской (по другим источникам – Денисовке), которая находилась на одном из девяти островов в дельте Северной Двины, против Холмогор, Архангельской губернии.

Упоминание о поморской семье Ломоносовых восходит к 16 веку, к временам Ивана Грозного. Отец будущего учёного – Василий Дорофеевич и мать – Елена Ивановна (урождённая Сивкова) имели средний достаток, располагая небольшим земельным наделом. Но главным источником благосостояния семьи являлся морской промысел. Годы, прожитые в Поморье, сыграли большую роль в формировании мировоззрения Ломоносова, наложили свой отпечаток на интересы и стремления юноши.

М. В. Ломоносов гордился своим поморским происхождением. Разнообразная природа Севера, богатый животный мир обогащали и расширяли кругозор мальчика, суровый климат и житейские трудности делали его упорным и выносливым.

В девятилетнем возрасте Ломоносов лишился матери. Для мальчика новая жена отца оказалась «злой мачехой», которую особенно ожесточала

страсть пасынка к книгам. М. В. Ломоносов рано познал трудовую жизнь. С девятилетнего возраста он начал помогать отцу. Почти девять лет юноша вместе с отцом совершал далёкие морские переходы в Северный Ледовитый океан и к Новой Земле.

С детства Ломоносову были хорошо знакомы многие промыслы Поморья: выварка соли, ловля жемчужных раковин, опасная охота на морского зверя – тюленя, моржа, морского зайца.

2-й ученик

Первые шаги к знаниям

Свой путь в большую науку Михаил Васильевич Ломоносов начал с изучения грамоты. Обладая пытливым умом и прекрасной памятью, мальчик быстро освоил грамоту и вскоре мог уже переписывать церковные книги, а в приходской церкви читать «Жития святых». Псалмы и каноны, считаясь лучшим чтецом в деревне. В 14 лет Ломоносов грамотно и чётко писал.

Знакомство с книгами убедило Ломоносова в необходимости учиться, чтобы познать окружающий мир. Страсть к науке, тяжёлая обстановка в семье заставили юношу оставить родной дом и отправиться в Москву.

В конце 1730 года Ломоносов узнал, что караван с рыбой отправляется в Москву. Заняв у своего соседа три рубля и выпросив у него полукафтанье, 9 декабря 1730 г. он взял с собой паспорт и ушёл из дома. Преодолев весь путь за три недели, Ломоносов в начале января прибыл в Москву.

3-й ученик

Путь в науку

С 1731 г. начался новый период в жизни молодого помора – его трудный путь в науку. Первоначально свой выбор Ломоносов остановил на Математико-навигацкой школе. Но в курс обучения этой школы не входил латинский язык, который в то время был международным научным языком. И в январе 1731 г. Ломоносов подаёт прошение о зачислении его в Московскую славяно-греко-латинскую академию. Хотя юноша умел читать и писать, знал основы арифметики, он был определён в самый низший класс, ибо основным предметом четырёх младших классов являлся латинский язык, которого не знал и так стремился изучить девятнадцатилетний юноша. Много горечи и обид пришлось испытать гордому помору в первые годы учения. Позже он вспоминал: «Школьники, малые ребята, кричат и перстами указывают: смотри-де, какой болван в лет в двадцать пришёл латыне учиться!»

Но природный ум, большой талант и поразительное трудолюбие позволили будущему учёному к концу первого года окончить курс трёх младших классов и перейти в четвёртый.

Удивительная целеустремлённость была присуща Ломоносову. В то время как многие его товарищи свободное от занятий время проводили в играх и шалостях, он читал книги и летописи в монастырской библиотеке. Знакомство с древней славянской литературой раскрыло ему величие и красоту родного языка, привило ему любовь к отечественной истории. По мере перехода из класса в класс интерес Ломоносова к наукам всё возрастал. Он усвоил латинский язык, читал по-гречески, изучал арифметику, географию, историю, познакомился с лучшими образцами античной литературы, латинской и русской поэзии, усвоил теорию стихосложения и основы ораторского искусства.

1 января 1736 г. Ломоносов переступил порог высшего научного учреждения страны - Петербургской Академии.

М.В.Ломоносов с первых дней пребывания в академии проявил огромный интерес к наукам. Он стал изучать математику и экспериментальную физику. Наряду с занятиями естественными науками будущий учёный продолжал совершенствоваться в российском стихосложении.

Серьёзное отношение М.В.Ломоносова к науке выделяло его из общей массы. Прошло всего два месяца, и Ломоносов узнал, что он, его товарищ Д.Виноградов и Г.У.Райзер будут отправлены за границу для обучения химии и горному делу.

В конце сентября 1736 г. Ломоносов с товарищами отплыли из Кронштадта в Германию.

4-й ученик

Обучение в Германии

Бывший ученик Московской славяно-греко-латинской академии стал студентом известного всей Европе Марбургского университета.

Большую популярность университет приобрёл с приходом сюда Христиана Вольфа, имя которого в середине 30-х годов знала почти вся образованная Европа. Широкую известность Вольф получил благодаря своей энциклопедической образованности.

Ломоносов поселился в доме вдовы марбургского пивовара Екатерины-Елизаветы Цильх. Прошло два года, и её младшая дочь – Елизавета-Христина стала женой Ломоносова.

С помощью Вольфа русские студенты быстро приобщились к занятиям в Марбургском университете. Здесь они слушали курс теоретической химии профессора Ю.Г.Дуйзинга, а также лекции Х.Вольфа по механике, гидростатике, аэрометрии, гидравлике, теоретической физике и логике. Ломоносов в лаборатории университетского аптекаря Д.Ф.Михаэлиса занимался экспериментальной химией.

Изучение естественных наук М.В.Ломоносов успешно сочетал с литературными занятиями. Он много и увлечённо размышляет над теоретическими основами русской поэзии, штудирует трактат В.К.Тредиаковского о русском стихосложении, пытается сам сочинять, используя различные стихотворные размеры.

В декабре 1739 г. Ломоносов послал в Петербург оду «На взятие Хотина» и «Письмо о правилах российского стихотворства», в котором изложил свои взгляды на русское стихосложение.

5-й ученик

Начало творческого пути

8 июня 1741 г., после пятилетнего пребывания в Германии, Ломоносов вернулся в Петербург. С этого времени началась его многогранная и

чрезвычайно интересная научная деятельность в Петербургской Академии наук.

С каждым годом возрастала творческая активность Ломоносова. Основным направлением в его работе до 1757 г. были химические исследования. Вместе с тем его внимание привлекают многие проблемы физики, горного дела, а также вопросы русского языка и литературы.

В течение 1744 г. Ломоносов написал и представил в академическое собрание три научных сочинения: «О вольном движении воздуха, в рудниках примеченном», «О действии химических растворителей вообще», «Физические размышления о причинах теплоты и холода». Эти труды получили одобрение академического собрания. Поэтому в конце апреля 1745 г. учёный обращается в канцелярию с ходатайством о присвоении ему звания профессора химии.

Став профессором химии, Ломоносов достиг больших успехов в изготовлении прозрачных и непрозрачных стёкол.

М.В.Ломоносов обладал незаурядными художественными способностями. Об этом свидетельствуют его известные мозаичные портреты и картины: образ Богоматери, портреты Петра Первого, «Полтавская баталия» и другие.

6-й ученик

Ломоносов – филолог, литератор

В.Г.Белинский отмечал, что с Ломоносова начинается наша литература, что он был её отцом и пестуном, «он был её Петром Великим», ибо дал направление «нашему языку и нашей литературе».

В 1739 г. Ломоносов написал «Письмо о правилах российского стихосложения», в котором с удивительной смелостью выдвинул взамен силлабической тоническую систему русского стихосложения. Также он утверждал, что «российские стихи надлежит сочинять по природному нашего языка свойству, а того, что ему весьма несвойственно, из других языков не вносить».

С гордостью писал русский учёный о величии своего родного языка: «Я не могу довольно о том нарадоваться, что российский наш язык не токмо бодростию и героическим звоном греческому, латинскому и немецкому не

уступает, но и, подобно оным, в себе купно природную и свойственную версификацию иметь может».

Следующим этапом филологических исследований Ломоносова была работа над теорией русской прозы, к которой он приступил в первые годы своей научной деятельности в петербургской Академии. Итогом этой работы явилась «Риторика», первый вариант которой был завершён к началу 1744г. Заслуга молодого учёного заключалась в том, что он утвердил основные начала русской литературной речи. Вначале 40-х гг. русский литературный язык был полон стилистических и лексических противоречий. В нём сочетался церковнославянский язык, разговорная русская речь и иностранные слова. «Риторика» Ломоносова значительно расширяла круг литературных знаний русского читателя, существенно помогала развитию художественного вкуса и убеждала, что русский язык по своему богатству, выразительности не только не уступает, но и превосходит многие западноевропейские языки.

В 1757 г. вышла в свет «Российская грамматика». Эта книга была первой научной грамматикой русского языка, первым сводом правил русского языка.

Большое значение для развития языка и литературы имела наиболее зрелая филологическая работа Ломоносова «Предисловие о пользе книг церковных в российском языке»(1757). В этом труде учёный решил три важнейшие для того времени задачи: отношение церковнославянских и русских народных элементов в составе русского литературного языка, разграничение литературных стилей и классификация литературных жанров.

В поэтическом наследстве Ломоносова основное место занимают оды. Несмотря на то что поэзия Ломоносова не лишена жанрового разнообразия, - он писал и трагедии, и сатиры, и эпиграммы, и басни, и дидактические послания, сочинял философскую лирику, - для современников и потомков он был прежде всего одописцем.

Важное место в художественном наследии Ломоносова занимают его публичные выступления на торжественных собраниях Петербургской Академии наук.

Величайший просветитель и гуманист, М.В.Ломоносов горячо верил в силу человеческого разума и видел единственный путь к благосостоянию народа и государства в науке, в просвещении.

В живой поэтической форме он доказывает, как велика польза наук:

Науки юношей питают,

Отраду старым подают,

В счастливой жизни украшают,

В несчастной случай берегут;

В домашних трудностях утеха

И в дальних странствах не помеха.

Науки пользуют везде:

Среди народов и в пустыне,

В градском шуму и наедине,

В покое сладки и в труде.

Художественное наследие Ломоносова, его поэтические и публицистические произведения создали ему неувядаемую славу, а затем породили многочисленных последователей. Направление, данное Ломоносовым в поэзии и в прозе, было продолжено Державиным, Радищевым, потами-декабристами и Пушкиным.

7-й ученик

Организатор отечественной науки

В последние 10 лет своей жизни Ломоносов выступил как талантливый организатор науки, как убеждённый просветитель. Создание первой в России научной химической лаборатории, организация географических исследований, снаряжение астрономических экспедиций,

подготовка плаваний с целью освоения Северного морского пути, разработка многочисленных проектов переустройства Петербургской Академии наук, основание Московского университета – вот далеко не полный перечень заслуг Ломоносова как организатора науки.

Педагогическая деятельность

Яркую страницу в творческой биографии Ломоносова представляет его педагогическая деятельность. Более 20-ти лет своей жизни он посвятил этому нелёгкому труду.

Очень серьёзно относился учёный к подготовке лекций, будь то физика, химия или русское стихосложение. Как правило, готовясь к чтению какого-либо курса, он писал пособия для слушателей, которые затем издавались как научные труды.

8-й ученик

Последние годы жизни

Научные труды Ломоносова получили признание не только в России, но и за рубежом. В апреле 1760 г. он был избран почётным членом Шведской академии наук.

Однако положение учёного в Петербургской академии было чрезвычайно сложным.

В конце 50-х годов всё острее становилась борьба передового учёного за свободное развитие отечественной науки и просвещения. Тяжёлыми были последние пять лет его жизни и деятельности.

Екатерина Вторая ясно показала своё нерасположение к Ломоносову, обойдя его своими «милостями», которые она щедро раздавала по случаю вступления на престол. Враги Ломоносова – чиновники Академии наук, участники дворцового переворота – получили высокие чины. Для Ломоносова это было не только вопросом личной обиды, но и крушением надежд. В июле 1762 г. Ломоносов подаёт прошение об увольнении его со службы. Это было протестом против действий нового правительства.

2 марта 1763 года он был уволен «в вечную от службы отставку», хотя и с повышением в чин статского советника.

Силы Ломоносова были истощены не только огромной научной и организационной деятельностью, но и постоянной борьбой и тяжёлой болезнью. В начале 1765 г. Ломоносов снова тяжело заболел, и хотя февраль

принёс ему некоторое облегчение, но ненадолго. С марта болезнь прогрессировала. Как бы чувствуя приближение смерти, учёный весной того же года писал: «Я не тужу о смерти: пожил, потерпел и знаю, что обо мне дети Отечества пожалеют».

4 (15) апреля 1765 г. в пять часов вечера великого русского учёного не стало. Он умер на пятьдесят четвёртом году жизни. Через четыре дня на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры в Петербурге «при большом стечении народа» состоялись похороны Ломоносова.

Заключительное слово учителя

Современники запечатлели для потомства образ Ломоносова как неутомимого труженика на ниве науки и горячего поборника просвещения. Они свидетельствовали, что ему были присущи мужество, бесстрашие, независимость, душевность и простота – всё то, чем славен русский народ, в чём заключена его яркая национальная самобытность.

Слава великого русского учёного с особой силой стала утверждаться после его смерти. В 1774 г. один из современников учёного справедливо отметил: «Уже наступает тот час, где будет судить его справедливое потомство». Ещё в 18 веке широкие круги передовых людей России поняли, что Ломоносов – это национальная гордость страны, и тысячи русских людей различных сословий, восхищаясь им, стремились подражать ему!

Несмотря на то что со времени, когда жил и работал великий русский учёный, прошло более двух столетий, его имя живёт в памяти народов нашей страны и за рубежом. Его жизни и деятельности посвящено много книг и статей; его образ запечатлён в произведениях живописи, графики, скульптуры; его имя носят в нашей стране города и сёла, улицы и площади, учебные заведения и школы.

Имя Ломоносова присвоено подводному горному хребту в бассейне Северного Ледовитого океана; одному из кратеров на обратной стороне Луны; экваториальному противотечению в Атлантическом океане. Именем русского учёного названа одна из малых планет и один из минералов.

Деятельность Ломоносова была всегда целеустремлённо связана с наиболее важными потребностями страны, с её промышленным, культурным развитием, направлена на её процветание. Историческое значение Ломоносова состоит также и в том, что он настойчиво добивался широкого развития образования в России, привлечения в науку способных людей из народа, показав на личном примере, на какие подвиги способны люди для своей Родины.


Предложить улучшение Сообщить об ошибке