Презентация на тему "Русская литература начала 20 века" 11 класс

Презентация: Русская литература начала 20 века
Включить эффекты
1 из 27
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.3
4 оценки

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентационная работа по литературе на тему: "Русская литература начала 20 века", адресованная старшеклассникам. Автор рассказывает об основных направлениях и течениях в поэзии того времени и знакомит с наиболее яркими их представителями.

Краткое содержание

  • Серебряный век
  • Символизм
  • Особенности русского символизма
  • Акмеизм
  • Футуризм
  • Эстетические принципы футуризма
  • Кубофутуризм
  • Эгофутуризм
  • Имажинизм

Содержание

  • Презентация: Русская литература начала 20 века
    Слайд 1

    Русская литература начала 20 века

    11 класс

    Учитель русского языка и литературы ГУ СОШ №47 г. Семей. Бектина Лилия Алтынбековна

  • Слайд 2

    Русская литература Серебряного века явила блестящее созвездие ярких индивидуальностей. Даже представители одного течения заметно отличались друг от друга не только стилистически, но и по мироощущению, художественным вкусам.

    Серебрянный век

  • Слайд 3

    В это время реалистическая эпоха русской культуры сменяется модернистской.

    Модернизм – общее название разных направлений в искусстве конца 19 – начала 20 века., провозгласивших разрыв с реализмом, отказ от старых форм и поиск новых эстетических принципов.

    Все модернистские направления очень разные, имеют разные идеалы, преследуют разные цели, но сходятся они в одном: работать над ритмом, словом, довести игру звуков до совершенства.

  • Слайд 4

    СИМВОЛИЗМ

  • Слайд 5

    От гр. symbolon - знак, символ.

    Три элемента: мистическое содержание, символы, расширение художественной впечатлительности.

    • Связь с мировой культурой.
    • Интерес к отечественной классике.
    • Интуитивное постижение мира, ведущее к познанию идеала. Ощущение хаоса.
    • Особая роль творчества.
    • Поэт - пророк.

    СИМВОЛИЗМ

  • Слайд 6

    Появился в России в 80-90 гг. XIX в.

    Стал значительным фактором русской культурной и духовной жизни

    Представители в литературе:

    • В.Я. Брюсов
    • К.Д. Бальмонт
    • А.Белый
    • Ф.К. Сологуб

    И.Ф. Анненский

    Представители в живописи :

    • А.Бенуа
    • К.Сомов
    • М. Врубель
  • Слайд 7

    Особенности русского символизма:

    Повышенное внимание к истории, проблеме личности и её внутреннему миру

    Героико-трагические переживания социальных и духовных конфликтов рубежа веков

    Сочетание противоречивых тенденций

    Открытия в поэтике

    - обновление жанров лирики

    - новые принципы циклизации

    - смысловая полифония

    Идея самоценности искусства

    (независимость от всего)

    Уход от социальных задач, искусство – чисто художественное явление

  • Слайд 8

    Старшие символисты

    • В.Брюсов
    • Ю.Балтрушайтис
    • К.Бальмонт

    1903 Брюсов «Ключи тайн» :

    Цель искусства – выражение «движения души» поэта, выражения тайн человеческого духа

    Сущность мира непознаваема рассудком, но познаваема интуицией

    Искусство есть постижение мира иными. Не рассудочными путями.

    Задача искусства – запечатлеть мгновения прозрения,вдохновения

    Создания искусства – это приотворённые двери в Вечность

  • Слайд 9

    Младосимволисты 1900гг.-рубеж веков

    В.Иванов А.Белый А.А.Блок Л.Л. Эллис

    Философия Соловьева

    …Мы подошли -и воды синие

    Как две расплеснутых стены.

    И вот в дали белеет скиния,

    И дали мутные видны…

    Противопоставление мира идей и мира действительности, рационального и интуитивного познания

    • Мотив ожидания грядущих зорь, предвещающих начало новой эры
    • Эклектичность , противоречивость
    • В центре внимания – вопросы о судьбах России божественное единство Вселенной
    • Душа мира – Вечная Женственность
    • Общество построено на духовных началах
  • Слайд 10

    АКМЕИЗМ

  • Слайд 11

    От гр. akme - высшая степень чего-либо.

    Выделился из символизма. Критикует туманность языка символистов.

    Проповедует точность, ясность поэтического языка, логичность в замысле, в постройке произведения.

    Человек должен найти лад с собой и с миром.

    Связь с мировой культурой и русской классикой.

    АКМЕИЗМ

  • Слайд 12

    Акмеизм - «acme» - вершина

    «Прекрасная ясность», логичность, чёткость, контрастность

    Стремление заново открыть жизнь в её простоте, основа – память, опора на разнообразные культурные традиции

    Предметный мир значителен сам по себе, а не только как символ чего-то высшего. Стремление освоить яркий земной мир. Деятельность самого человека.

    Ясность слова

    Высшее предназначение поэта – открыть мир, его красоту

  • Слайд 13

    Николай Степанович Гумилёв (1886-1921)

  • Слайд 14

    ФУТУРИЗМ

  • Слайд 15

    От лат. futurum - будущее.

    Ощущение грядущих перемен. Стремление осознать через искусство будущее мира.

    Творчество как продолжение природы.

    Отказ от традиций.

    Разрушение существующей системы жанров.

    Разрабатывается тонический стих. Неограниченное словотворчество. Сложная композиционная структура.

    ФУТУРИЗМ

  • Слайд 16

    М.Горький:

    «Как бы смешны и крикливы ни были наши футуристы, но им нужно широко раскрывать двери, ибо это молодые голоса, зовущие к молодой новой жизни».

    В.Брюсов:

    «Я должен признать значительность работы, исполненной футуристами»

    Бунин И.А.:

    «Чего только не проделывали мы за последние годы с нашей литературой? И дошли до самого плоского хулиганства, называемого нелепым словом «футуризм».

  • Слайд 17

    Эстетические принципы футуризма

    • Отношение к предшествующим и иным культурам, эпохам и традициям: декларативный «разрыв» с предшествующей традицией; революционное новаторство в поэзии; разрушение старых норм.
    • Отношение к реальности: революционное преображение.
    • Взгляд на призвание поэта: поэт-бунтарь, революционер, сотворец новой реальности.
    • Взгляд на исторический процесс: весный прогресс, отрицание прошлого во имя настоящего и настоящего – во имя будущего.
    • Близкий род искусства: живопись.
    • Проблема соотношения «имени» и «вещи»: сталкивание называния м показа вещи, метафоризация действительности.
  • Слайд 18

    «Центрифуга»

    Поэт, переводчик, прозаик. Родился 29 января в Москве в семье известного художника. Его первые сборники стихов ("Близнец в тучах". 1914; "Поверх барьеров", 1917) отмечены влиянием символизма и футуризма. Вместе с Н.Асеевым он организовал группу новых или «умеренных» футуристов – «Центрифуга».

    Борис Пастернак 1890-1960

    Вернуться к "Содержанию"

  • Слайд 19

    Русский поэт. Родился 28 июня (10 июля) 1889 в Льгове Курской губ. Сын страхового агента. Окончил Курское реальное училище (1907), учился в Московском коммерческом институте (1908–1910), был вольнослушателем Московского университета. 1914г. – Асеев – один из организаторов литературной группы «Лирень».

    По инициативе Асеева во Владивостоке было создано литературно-художественное общество «Балаганчик», ставшее основой возникшей в 1920 футуристической группы «Творчество».

    Николай Асеев

    1889-1963

    Вернуться к "Содержанию"

  • Слайд 20

    Родился 7 июля 1893 в селе Багдади в семье лесничего. Маяковский учился в московской гимназии. Трижды подвергался арестам, в 1909 был заключён в одиночную камеру Бутырской тюрьмы. Выйдя из тюрьмы, где он начал писать стихи, Маяковский решает "делать социалистическое искусство": "Я прервал партийную работу. Я сел учиться".

    В 1911 Маяковский поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.

    К 1912 относятся первые поэтические опыты, связанные с теорией и практикой группы кубофутуристов.

    Владимир Маяковский 1893-1930

    Кубофутуризм

    Вернуться к "Содержанию"

  • Слайд 21

    Крупнейший представитель русского авангарда, поэт, прозаик, драматург, философ. Родился 9 ноября 1885 года в Астраханской губернии. В 1908 году переехал в Петербург, поступил на 3-й курс естественного отделения физико-математического факультета. С осени 1909 г. перешел на факультет восточных языков по разряду санскритской словесности, вслед за этим перешел на 1-й курс славяно-русского отделения историко-филологического факультета.

    Хлебников стал главным теоретиком футуризма, который предложил отказаться от термина «футуризм», заменив его на «будетлянство», подчеркивая тем самым самобытный характер движения.

    Хлебников Велимир (Виктор Владимирович) 1885-1922

    Вернуться к "Содержанию"

  • Слайд 22

    Эгофутуризм

    Игорь Северянин (Лотарев Игорь Васильевич) 1887-1941

    Родился в Петербурге в семье офицера (по материнской линии – потомок Карамзина и дальний родственник Фета). Стихи сочинял с детства, первое стихотворение о русско-японской войне появилось в печати в 1905 в журнале «для солдат и нижних чинов» «Досуг и дело».

    Фактически он остался единственным из эгофутуристов, вошедших в историю русской поэзии. В 1911 г. назвал себя футуристом, прибавив к этому слову другое – «эго», получилось – эгофутурист («Я-будущее» или «я в будущем»).

    Вернуться к "Содержанию"

  • Слайд 23

    В начале 1920-х большинство представителей футуризма вошло в ЛЕФ (Левый Фронт Искусств – литературная группа, возникшая в конце 1922 в Москве и существовавшая до 1929). Возглавлял ЛЕФ В.Маяковский.

    Отдельные тенденции футуризма были подхвачены новыми литературными группами.

    Вернуться к "Содержанию"

  • Слайд 24

    ИМАЖИНИЗМ

  • Слайд 25

    От англ. и фр. image - образ.

    Провозглашал самоценность поэтического образа как такового.

    Поедание образом смысла.

    Против политизации искусства.

    Используется свободный стих.

    С. А. Есенин, В. Шершневич, А. Мариенгоф

    ИМАЖИНИЗМ

  • Слайд 26

    Во многом повлияли на развитие течения теоретические работы и поэтическое творчество С.А.Есенина, который входил в костяк объединения. В теоретическом сочинении Ключи Марии (1920) Есенин выстраивает свою поэтику образа: «Образ от плоти можно назвать заставочным, образ от духа корабельным, и третий образ от разума – ангелическим». Как и другие имажинистские декларации Ключи Марии полемичны: «Вслед Клюеву свернул себе шею и подглуповатый футуризм». Народная мифология была одним из главных источников образности Есенина, а мифологическая параллель «природа – человек» стала основополагающей для его поэтического мироощущения. В издательстве «Имажинисты» вышли его сборники Трерядица, Радуница, Преображение (все – 1921) и драматическая поэма Пугачев (1922).

  • Слайд 27

    ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

    Прочитать стр. 8-18, ответить на вопросы на стр. 19.

    Подготовить презентации по группам.

    Выучить стихотворение одного из модернистских поэтов.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке