Содержание
-
Русская литература начала 20 века
11 класс
Учитель русского языка и литературы ГУ СОШ №47 г. Семей. Бектина Лилия Алтынбековна
-
Русская литература Серебряного века явила блестящее созвездие ярких индивидуальностей. Даже представители одного течения заметно отличались друг от друга не только стилистически, но и по мироощущению, художественным вкусам.
Серебрянный век
-
В это время реалистическая эпоха русской культуры сменяется модернистской.
Модернизм – общее название разных направлений в искусстве конца 19 – начала 20 века., провозгласивших разрыв с реализмом, отказ от старых форм и поиск новых эстетических принципов.
Все модернистские направления очень разные, имеют разные идеалы, преследуют разные цели, но сходятся они в одном: работать над ритмом, словом, довести игру звуков до совершенства.
-
СИМВОЛИЗМ
-
От гр. symbolon - знак, символ.
Три элемента: мистическое содержание, символы, расширение художественной впечатлительности.
- Связь с мировой культурой.
- Интерес к отечественной классике.
- Интуитивное постижение мира, ведущее к познанию идеала. Ощущение хаоса.
- Особая роль творчества.
- Поэт - пророк.
СИМВОЛИЗМ
-
Появился в России в 80-90 гг. XIX в.
Стал значительным фактором русской культурной и духовной жизни
Представители в литературе:
- В.Я. Брюсов
- К.Д. Бальмонт
- А.Белый
- Ф.К. Сологуб
И.Ф. Анненский
Представители в живописи :
- А.Бенуа
- К.Сомов
- М. Врубель
-
Особенности русского символизма:
Повышенное внимание к истории, проблеме личности и её внутреннему миру
Героико-трагические переживания социальных и духовных конфликтов рубежа веков
Сочетание противоречивых тенденций
Открытия в поэтике
- обновление жанров лирики
- новые принципы циклизации
- смысловая полифония
Идея самоценности искусства
(независимость от всего)
Уход от социальных задач, искусство – чисто художественное явление
-
Старшие символисты
- В.Брюсов
- Ю.Балтрушайтис
- К.Бальмонт
1903 Брюсов «Ключи тайн» :
Цель искусства – выражение «движения души» поэта, выражения тайн человеческого духа
Сущность мира непознаваема рассудком, но познаваема интуицией
Искусство есть постижение мира иными. Не рассудочными путями.
Задача искусства – запечатлеть мгновения прозрения,вдохновения
Создания искусства – это приотворённые двери в Вечность
-
Младосимволисты 1900гг.-рубеж веков
В.Иванов А.Белый А.А.Блок Л.Л. Эллис
Философия Соловьева
…Мы подошли -и воды синие
Как две расплеснутых стены.
И вот в дали белеет скиния,
И дали мутные видны…
Противопоставление мира идей и мира действительности, рационального и интуитивного познания
- Мотив ожидания грядущих зорь, предвещающих начало новой эры
- Эклектичность , противоречивость
- В центре внимания – вопросы о судьбах России божественное единство Вселенной
- Душа мира – Вечная Женственность
- Общество построено на духовных началах
-
АКМЕИЗМ
-
От гр. akme - высшая степень чего-либо.
Выделился из символизма. Критикует туманность языка символистов.
Проповедует точность, ясность поэтического языка, логичность в замысле, в постройке произведения.
Человек должен найти лад с собой и с миром.
Связь с мировой культурой и русской классикой.
АКМЕИЗМ
-
Акмеизм - «acme» - вершина
«Прекрасная ясность», логичность, чёткость, контрастность
Стремление заново открыть жизнь в её простоте, основа – память, опора на разнообразные культурные традиции
Предметный мир значителен сам по себе, а не только как символ чего-то высшего. Стремление освоить яркий земной мир. Деятельность самого человека.
Ясность слова
Высшее предназначение поэта – открыть мир, его красоту
-
Николай Степанович Гумилёв (1886-1921)
-
ФУТУРИЗМ
-
От лат. futurum - будущее.
Ощущение грядущих перемен. Стремление осознать через искусство будущее мира.
Творчество как продолжение природы.
Отказ от традиций.
Разрушение существующей системы жанров.
Разрабатывается тонический стих. Неограниченное словотворчество. Сложная композиционная структура.
ФУТУРИЗМ
-
М.Горький:
«Как бы смешны и крикливы ни были наши футуристы, но им нужно широко раскрывать двери, ибо это молодые голоса, зовущие к молодой новой жизни».
В.Брюсов:
«Я должен признать значительность работы, исполненной футуристами»
Бунин И.А.:
«Чего только не проделывали мы за последние годы с нашей литературой? И дошли до самого плоского хулиганства, называемого нелепым словом «футуризм».
-
Эстетические принципы футуризма
- Отношение к предшествующим и иным культурам, эпохам и традициям: декларативный «разрыв» с предшествующей традицией; революционное новаторство в поэзии; разрушение старых норм.
- Отношение к реальности: революционное преображение.
- Взгляд на призвание поэта: поэт-бунтарь, революционер, сотворец новой реальности.
- Взгляд на исторический процесс: весный прогресс, отрицание прошлого во имя настоящего и настоящего – во имя будущего.
- Близкий род искусства: живопись.
- Проблема соотношения «имени» и «вещи»: сталкивание называния м показа вещи, метафоризация действительности.
-
«Центрифуга»
Поэт, переводчик, прозаик. Родился 29 января в Москве в семье известного художника. Его первые сборники стихов ("Близнец в тучах". 1914; "Поверх барьеров", 1917) отмечены влиянием символизма и футуризма. Вместе с Н.Асеевым он организовал группу новых или «умеренных» футуристов – «Центрифуга».
Борис Пастернак 1890-1960
Вернуться к "Содержанию"
-
Русский поэт. Родился 28 июня (10 июля) 1889 в Льгове Курской губ. Сын страхового агента. Окончил Курское реальное училище (1907), учился в Московском коммерческом институте (1908–1910), был вольнослушателем Московского университета. 1914г. – Асеев – один из организаторов литературной группы «Лирень».
По инициативе Асеева во Владивостоке было создано литературно-художественное общество «Балаганчик», ставшее основой возникшей в 1920 футуристической группы «Творчество».
Николай Асеев
1889-1963
Вернуться к "Содержанию"
-
Родился 7 июля 1893 в селе Багдади в семье лесничего. Маяковский учился в московской гимназии. Трижды подвергался арестам, в 1909 был заключён в одиночную камеру Бутырской тюрьмы. Выйдя из тюрьмы, где он начал писать стихи, Маяковский решает "делать социалистическое искусство": "Я прервал партийную работу. Я сел учиться".
В 1911 Маяковский поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.
К 1912 относятся первые поэтические опыты, связанные с теорией и практикой группы кубофутуристов.
Владимир Маяковский 1893-1930
Кубофутуризм
Вернуться к "Содержанию"
-
Крупнейший представитель русского авангарда, поэт, прозаик, драматург, философ. Родился 9 ноября 1885 года в Астраханской губернии. В 1908 году переехал в Петербург, поступил на 3-й курс естественного отделения физико-математического факультета. С осени 1909 г. перешел на факультет восточных языков по разряду санскритской словесности, вслед за этим перешел на 1-й курс славяно-русского отделения историко-филологического факультета.
Хлебников стал главным теоретиком футуризма, который предложил отказаться от термина «футуризм», заменив его на «будетлянство», подчеркивая тем самым самобытный характер движения.
Хлебников Велимир (Виктор Владимирович) 1885-1922
Вернуться к "Содержанию"
-
Эгофутуризм
Игорь Северянин (Лотарев Игорь Васильевич) 1887-1941
Родился в Петербурге в семье офицера (по материнской линии – потомок Карамзина и дальний родственник Фета). Стихи сочинял с детства, первое стихотворение о русско-японской войне появилось в печати в 1905 в журнале «для солдат и нижних чинов» «Досуг и дело».
Фактически он остался единственным из эгофутуристов, вошедших в историю русской поэзии. В 1911 г. назвал себя футуристом, прибавив к этому слову другое – «эго», получилось – эгофутурист («Я-будущее» или «я в будущем»).
Вернуться к "Содержанию"
-
В начале 1920-х большинство представителей футуризма вошло в ЛЕФ (Левый Фронт Искусств – литературная группа, возникшая в конце 1922 в Москве и существовавшая до 1929). Возглавлял ЛЕФ В.Маяковский.
Отдельные тенденции футуризма были подхвачены новыми литературными группами.
Вернуться к "Содержанию"
-
ИМАЖИНИЗМ
-
От англ. и фр. image - образ.
Провозглашал самоценность поэтического образа как такового.
Поедание образом смысла.
Против политизации искусства.
Используется свободный стих.
С. А. Есенин, В. Шершневич, А. Мариенгоф
ИМАЖИНИЗМ
-
Во многом повлияли на развитие течения теоретические работы и поэтическое творчество С.А.Есенина, который входил в костяк объединения. В теоретическом сочинении Ключи Марии (1920) Есенин выстраивает свою поэтику образа: «Образ от плоти можно назвать заставочным, образ от духа корабельным, и третий образ от разума – ангелическим». Как и другие имажинистские декларации Ключи Марии полемичны: «Вслед Клюеву свернул себе шею и подглуповатый футуризм». Народная мифология была одним из главных источников образности Есенина, а мифологическая параллель «природа – человек» стала основополагающей для его поэтического мироощущения. В издательстве «Имажинисты» вышли его сборники Трерядица, Радуница, Преображение (все – 1921) и драматическая поэма Пугачев (1922).
-
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Прочитать стр. 8-18, ответить на вопросы на стр. 19.
Подготовить презентации по группам.
Выучить стихотворение одного из модернистских поэтов.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.