Содержание
-
Пейзаж
Презентация выполнена учителем русского языка и литературы Мисиковой И.Г. МБОУ Фёдоровская СОШ
-
План работы
Формы присутствия природы в литературе Определение пейзажа Происхождение пейзажа Пейзаж в фольклоре Пейзаж в древнерусской литературе Пейзаж в литературе ХVIII века Пейзаж в литературе ХIХ века Классификация разновидностей пейзажа
-
Формы присутствия природы в литературе
ее поэтические олицетворения эмоционально окрашенные суждения описания животных описания растениймифологические воплощения сил природы собственно пейзажи (фр. pays - страна, местность) — описания широких пространств
-
-
Определение пейзажа Пейзаж - один из содержательных и композиционных компонентов художественного произведения: описание природы, шире - любого незамкнутого пространства
-
-
-преобладают внепейзажные образы -картина мира создана на основе воображения и имеет знаковый характер -пейзаж предопределен набором, суммой определенных элементов -это итог коллективного сознания -пейзаж архетипичен
-
*силы природы мифологизируются, олицетворяются, персонифицируются и в этом качестве участвуют в жизни людей *отражают мировоззрение средневекового человека, впитавшего древнейшие мифологические представления славян о мире, но уже воспринимающего их на уровне эстетических категорий
-
*являясь посредником между древнерусской литературой и литературой нового времени делает пейзаж эмблематичным, сочетая знаковость и декларативность
-
-стремление с помощью разума понять гармоничное устройство натуры ставится на первый план -изображается “вторая природа” - природа городов и поместий (парки) с регулярной, геометрической планировкой, основанной на уравновешенности частей и симметрии -природа не только упорядоченная, но и приукрашенная -пейзаж тяготеет к выражению в образах и картинах идей, поэтому нередко является аллегорическим -распространен героизированный пейзаж, в котором в природные формы вписаны архитектурные руины природа расценивается как эталон, как совокупность идеальных пропорций -характерна условность видения природы и жанровая закрепленность того или иного типа «идеального» пейзажа (торжественная ода, идиллически-буколические, в любовная лирика ранней элегии XVIII в.)
-
-открыл новое видение человека и его места в окружающем мире -природа была провозглашена как истинное благо, как высшая категория прекрасного -только наедине с природой человек может задуматься о своем месте в этом мире, осмыслить себя частью универсума -уединение на лоне природы, описание сельских пейзажей стало основным предметом изображения
-
-трансформация мировоззрения переломной эпохи конца XVIII — начала XIX в. отразилась в движении от сентиментализма к предромантизму -сложная система образов-символов (неба, моря, земли, света и др.) вносит в природу мистическое значение, расширяя план интерпретации -трагичность предромантического мироощущения, чувство одиночества и страх перед непонятным и непостижимым отражаются в пейзаже
-
-эпоха индивидуально – авторского видения и осознания природы -образы природы обладают уникальной содержательной и эстетической значимостью
-
Пейзаж в литературе ХIХ века -результат оформленности чувства природы в образе вмещает философию природы -характеризует социально-эстетические идеи эпохи отражает направленность мировоззрения художника -включает в себя нравственные традиции осмысления темы человека и природы -воплощает своеобразие поэтики и стиля произведения
-
-
*сентименталистский *романтический *реалистический *воссоздающий – пересоздающий природу *символистский *экспрессионистский *авангардистский
-
*изображение обыденной, непритязательной природы, мерилом прекрасного которой являются покой, мягкость, нежность, дружелюбие по отношению к человеку *представляет идеализированную природу, лишенную противоречий, стихий, полноты жизни, это пейзаж-идиллия *пейзаж представляет собой, по сути, декорацию, на фоне которой протекает идеализированная жизнь человека
-
-пейзаж преображенной природы или пейзаж реальной природы, но в ее исключительных особенностях, чертах -природные картины созданы на основе романтического контраста: идеальное в них преобладает над реальным, возвышенное над обыденным, поэтическое над прозаическим -природа яркая, экзотическая, необычная, исполненная стихийной силы, выступающая как таинственное, одухотворенное существо -пейзаж во многом условен, обобщен, в нем значительно чудесное, фантастическое -линии, формы, краски в романтической картине природы вызывают в зрителе ярко эмоциональное впечатление: восторг, страх -пейзаж может быть красочным, изысканно нарядным, экзотическим, с выраженным музыкальным началом -создает выразительный эмоциональный фон
-
-естественная среда важна не только сама по себе, но и как отражение иной реальности – это знак, опознавательная примета подразумеваемого смысла -более всего символизация картин природы и отдельных природных образов свойственна символизму
-
-передает материальный мир в деформированном виде, демонстрирует неприятие писателем гармонии и уравновешенности -реальный мир трансформирован в зыбкую предметность с искаженными пропорциями, красками, с нарушенными планами изображения и изобразительной перспективой, с нарушением размещения общего и частного, большого и малого -отдельные детали приобретают самодовлеющее значение -переход от трехмерного к плоскостному изображению -исчезновение воздушной перспективы -фантазия дисгармонии отражает мир трагических катаклизмов
-
1.философские 2.социальные 3.экологические 4.этическими, социально-этическими, философско-этическими 5.эстетическими
-
Философские
размышления о роли природы в планетарной и космической жизни законах существования природной материи о месте человека в естественной среде о жизни и смерти о добре и зле о первопричине природы о диалектике мгновения и вечности случайного и закономерного частного и всеобщего
-
Социальные
комплекс проблем, связанных с землевладением и землепользованием шире – с природопользованием (отношения человека и общественной системы, народа и государства)
-
Экологические
природозащитная проблематика рассуждения о правилах щадящего природопользования обязанностях человека по отношению к “живой” и неодухотворенной природе о границах вмешательства человека в природную среду
-
Этические
рассуждения о законах взаимоотношений в природной и человеческой среде - о гуманистических параметрах организации общего “дома” для всех форм материи жизни
-
Эстетические
рассуждения о красоте конкретных явлений природы или в целом – природной среды о влиянии форм природной гармонии на духовный мир человека и развитие искусства
-
Рассуждения в произведении даются
от имени автора или героев включают созерцание и анализ явления в них прямо выражается позиция автора, система его идей и представлений размышления различных персонажей произведения могут сталкиваться, образуя своеобразный “интеллектуальный” сюжет могут быть самостоятельным текстом в форме миниатюры-размышления, фрагментом целого (произведения) или составным элементом описания природы .
-
Временные виды пейзажа
сезонные : весенний летний осенний зимний
-
Ландшафтные виды пейзажа
-
Горный пейзаж
-описание гор и пространства вокруг гор: неба, растительности, местности, окружающей горы, человеческого жилья -любим прежде всего романтиками, которые видели в горах -воплощение тайны и величия (горы любили изображать А.Грин, А.Веселый) по этой же причине интересен модернистам
-
Долинный пейзаж
изображение флоры и фауны, окружающего долину пространства связывается в произведениях с представлениями о важнейших элементах национального сознания и национального уклада жизни используется в произведениях писателей, изображающих Дальний Восток, центр Европейской части России, для которых типичен подобный ландшафт (В.Арсеньев, Вс.Иванов)
-
Лесной пейзаж
наиболее характерен для русской литературы с лесом почти все писатели связывали свои представления о русском национальном характере, истории понимание леса русскими писателями могло основываться на пантеистической идее (преклонение перед миром природы, признание ее законов обязательными и для человека) и на антропоцентристской идее (видение человека хозяином, властителем, “усовершенствователем” природы) Таковы описания леса в произведениях В.Арсеньева, С.Клычкова, Л.Леонова
-
Морской пейзаж
- описания южных морей, а также пейзажи Северного Ледовитого океана и его побережья для писателей является своего рода “школой живописи» - в нем вырабатываются средства словесной передачи сложных цветовых гамм в единстве с пространственной композицией - привлекает прежде всего романтиков или писателей, в чьем творчестве были заметны романтические настроения (А.Грин, А.Веселый, А.Серафимович, К.Паустовский)
-
Пустынный пейзаж
является обычно не только описанием места действия, но и символическим образом значение его в произведениях разных писателей может быть диаметрально противоположным для А.Грина пустыня – символ чистой, непорочной жизни (вероятно, это значение связано с библейским мотивом пустынничества), символ скрытых возможностей развития человечества для Л.Леонова пустыня – символ неустроенности человеческой жизни, разрушительных природные стихий, непрочности человеческой цивилизации
-
Речной пейзаж
центральным его элементом является река используется писателями, тонко чувствующими своеобразие русской природы предмет изображения - кроткие маленькие речки, в которых открывают истоки лиризма, гармоничности национальной души или раздольные, мощные реки (Волга), в которых обнаруживается общее со стихийным началом русского характера
-
По эмоциональному тону:
идеальный пейзаж бурный пейзаж унылый пейзаж величественный радостный веселый
-
По отношению к сюжету и положению в композиционной системе:
1. отдельное природоописание 2. группа пейзажных описаний 3. пейзаж-экспозиция 4. пейзаж-концовка 5. пейзаж-лейтмотив 6. пейзаж - сквозная деталь 7. пейзажи-«полифункциональные»
-
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.