Презентация на тему "Приложение к уроку литературы к анализу лирических стихотворений "Пейзаж"." 10 класс

Презентация: Приложение к уроку литературы к анализу лирических стихотворений "Пейзаж".
Включить эффекты
1 из 38
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Смотреть презентацию онлайн с анимацией на тему "Приложение к уроку литературы к анализу лирических стихотворений "Пейзаж"." по литературе. Презентация состоит из 38 слайдов. Для учеников 10 класса. Материал добавлен в 2021 году.. Возможность скчачать презентацию powerpoint бесплатно и без регистрации. Размер файла 2.72 Мб.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    38
  • Аудитория
    10 класс
  • Слова
    литература
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Приложение к уроку литературы к анализу лирических стихотворений "Пейзаж".
    Слайд 1

    Пейзаж

    Презентация выполнена учителем русского языка и литературы Мисиковой И.Г. МБОУ Фёдоровская СОШ

  • Слайд 2

    План работы

    Формы присутствия природы в литературе Определение пейзажа Происхождение пейзажа Пейзаж в фольклоре Пейзаж в древнерусской литературе Пейзаж в литературе ХVIII века Пейзаж в литературе ХIХ века Классификация разновидностей пейзажа

  • Слайд 3

    Формы присутствия природы в литературе

    ее поэтические олицетворения эмоционально окрашенные суждения описания животных описания растениймифологические воплощения сил природы собственно пейзажи (фр. pays - страна, местность) — описания широких пространств

  • Слайд 4
  • Слайд 5

    Определение пейзажа Пейзаж - один из содержательных и композиционных компонентов художественного произведения: описание природы, шире - любого незамкнутого пространства

  • Слайд 6
  • Слайд 7

    -преобладают внепейзажные образы -картина мира создана на основе воображения и имеет знаковый характер -пейзаж предопределен набором, суммой определенных элементов -это итог коллективного сознания -пейзаж архетипичен

  • Слайд 8

    *силы природы мифологизируются, олицетворяются, персонифицируются и в этом качестве участвуют в жизни людей *отражают мировоззрение средневекового человека, впитавшего древнейшие мифологические представления славян о мире, но уже воспринимающего их на уровне эстетических категорий

  • Слайд 9

    *являясь посредником между древнерусской литературой и литературой нового времени делает пейзаж эмблематичным, сочетая знаковость и декларативность

  • Слайд 10

    -стремление с помощью разума понять гармоничное устройство натуры ставится на первый план -изображается “вторая природа” - природа городов и поместий (парки) с регулярной, геометрической планировкой, основанной на уравновешенности частей и симметрии -природа не только упорядоченная, но и приукрашенная -пейзаж тяготеет к выражению в образах и картинах идей, поэтому нередко является аллегорическим -распространен героизированный пейзаж, в котором в природные формы вписаны архитектурные руины природа расценивается как эталон, как совокупность идеальных пропорций -характерна условность видения природы и жанровая закрепленность того или иного типа «идеального» пейзажа (торжественная ода, идиллически-буколические, в любовная лирика ранней элегии XVIII в.)

  • Слайд 11

    -открыл новое видение человека и его места в окружающем мире -природа была провозглашена как истинное благо, как высшая категория прекрасного -только наедине с природой человек может задуматься о своем месте в этом мире, осмыслить себя частью универсума -уединение на лоне природы, описание сельских пейзажей стало основным предметом изображения

  • Слайд 12

    -трансформация мировоззрения переломной эпохи конца XVIII — начала XIX в. отразилась в движении от сентиментализма к предромантизму -сложная система образов-символов (неба, моря, земли, света и др.) вносит в природу мистическое значение, расширяя план интерпретации -трагичность предромантического мироощущения, чувство одиночества и страх перед непонятным и непостижимым отражаются в пейзаже

  • Слайд 13

    -эпоха индивидуально – авторского видения и осознания природы -образы природы обладают уникальной содержательной и эстетической значимостью

  • Слайд 14

    Пейзаж в литературе ХIХ века -результат оформленности чувства природы в образе вмещает философию природы -характеризует социально-эстетические идеи эпохи отражает направленность мировоззрения художника -включает в себя нравственные традиции осмысления темы человека и природы -воплощает своеобразие поэтики и стиля произведения

  • Слайд 15
  • Слайд 16

    *сентименталистский *романтический *реалистический *воссоздающий – пересоздающий природу *символистский *экспрессионистский *авангардистский

  • Слайд 17

    *изображение обыденной, непритязательной природы, мерилом прекрасного которой являются покой, мягкость, нежность, дружелюбие по отношению к человеку *представляет идеализированную природу, лишенную противоречий, стихий, полноты жизни, это пейзаж-идиллия *пейзаж представляет собой, по сути, декорацию, на фоне которой протекает идеализированная жизнь человека

  • Слайд 18

    -пейзаж преображенной природы или пейзаж реальной природы, но в ее исключительных особенностях, чертах -природные картины созданы на основе романтического контраста: идеальное в них преобладает над реальным, возвышенное над обыденным, поэтическое над прозаическим -природа яркая, экзотическая, необычная, исполненная стихийной силы, выступающая как таинственное, одухотворенное существо -пейзаж во многом условен, обобщен, в нем значительно чудесное, фантастическое -линии, формы, краски в романтической картине природы вызывают в зрителе ярко эмоциональное впечатление: восторг, страх -пейзаж может быть красочным,  изысканно нарядным, экзотическим, с выраженным музыкальным началом -создает выразительный эмоциональный фон

  • Слайд 19

    -естественная среда важна не только сама по себе, но и как отражение иной реальности – это знак, опознавательная примета подразумеваемого смысла -более всего символизация картин природы и отдельных природных образов свойственна символизму

  • Слайд 20

    -передает материальный мир в деформированном виде, демонстрирует неприятие писателем гармонии и уравновешенности -реальный мир трансформирован в зыбкую предметность с искаженными пропорциями, красками, с нарушенными планами изображения и изобразительной перспективой, с нарушением размещения общего и частного, большого и малого -отдельные детали приобретают самодовлеющее значение -переход от трехмерного к плоскостному изображению -исчезновение воздушной перспективы -фантазия дисгармонии отражает мир трагических катаклизмов

  • Слайд 21

    1.философские 2.социальные 3.экологические 4.этическими, социально-этическими, философско-этическими 5.эстетическими

  • Слайд 22

    Философские

    размышления о роли природы в планетарной и космической жизни законах существования природной материи о месте человека в естественной среде о жизни и смерти о добре и зле о первопричине природы о диалектике мгновения и вечности случайного и закономерного   частного и всеобщего

  • Слайд 23

    Социальные

    комплекс проблем, связанных с землевладением и землепользованием шире – с природопользованием (отношения человека и общественной системы, народа и государства)

  • Слайд 24

    Экологические

    природозащитная проблематика рассуждения о правилах щадящего природопользования обязанностях человека по отношению к “живой” и неодухотворенной природе о границах вмешательства человека в природную среду

  • Слайд 25

    Этические

    рассуждения о законах взаимоотношений в природной и человеческой среде - о гуманистических параметрах организации общего “дома” для всех форм материи жизни

  • Слайд 26

    Эстетические

    рассуждения о красоте конкретных явлений природы или в целом – природной среды о влиянии форм природной гармонии на духовный мир человека и развитие искусства

  • Слайд 27

    Рассуждения в произведении даются

    от имени автора или героев включают созерцание и анализ явления в них прямо выражается позиция автора, система его идей и представлений размышления различных персонажей произведения могут сталкиваться, образуя своеобразный “интеллектуальный” сюжет могут быть самостоятельным текстом в форме миниатюры-размышления, фрагментом целого (произведения) или составным элементом описания природы .

  • Слайд 28

    Временные виды пейзажа

    сезонные : весенний летний осенний зимний

  • Слайд 29

    Ландшафтные виды пейзажа

  • Слайд 30

    Горный пейзаж

    -описание гор и пространства вокруг гор: неба, растительности, местности, окружающей горы, человеческого жилья -любим прежде всего романтиками, которые видели в горах -воплощение тайны и величия (горы любили изображать А.Грин, А.Веселый) по этой же причине интересен модернистам

  • Слайд 31

    Долинный пейзаж

    изображение флоры и фауны, окружающего долину пространства связывается в произведениях с представлениями о важнейших элементах национального сознания и национального уклада жизни используется в произведениях писателей, изображающих Дальний Восток, центр Европейской части России, для которых типичен подобный ландшафт (В.Арсеньев, Вс.Иванов)

  • Слайд 32

    Лесной пейзаж 

    наиболее характерен для русской литературы с лесом почти все писатели связывали свои представления о русском национальном характере, истории понимание леса русскими писателями могло основываться на пантеистической идее (преклонение перед миром природы, признание ее законов обязательными и для человека) и на антропоцентристской идее (видение человека хозяином, властителем, “усовершенствователем” природы) Таковы описания леса в произведениях В.Арсеньева, С.Клычкова, Л.Леонова

  • Слайд 33

    Морской пейзаж

    - описания южных морей, а также пейзажи Северного Ледовитого океана и его побережья для писателей является своего рода “школой живописи» - в нем вырабатываются средства словесной передачи сложных цветовых гамм в единстве с пространственной композицией - привлекает прежде всего романтиков или писателей, в чьем творчестве были заметны романтические настроения (А.Грин, А.Веселый, А.Серафимович, К.Паустовский)

  • Слайд 34

    Пустынный пейзаж

    является обычно не только описанием места действия, но и символическим образом значение его в произведениях разных писателей может быть диаметрально противоположным для А.Грина пустыня – символ чистой, непорочной жизни (вероятно, это значение связано с библейским мотивом пустынничества), символ скрытых возможностей развития человечества для Л.Леонова пустыня – символ неустроенности человеческой жизни, разрушительных природные стихий, непрочности человеческой цивилизации

  • Слайд 35

    Речной пейзаж

    центральным его элементом является река используется писателями, тонко чувствующими своеобразие русской природы предмет изображения - кроткие маленькие речки, в которых открывают истоки лиризма, гармоничности национальной души или раздольные, мощные реки (Волга), в которых обнаруживается общее со стихийным началом русского характера

  • Слайд 36

    По эмоциональному тону:

    идеальный пейзаж бурный пейзаж унылый пейзаж величественный радостный веселый

  • Слайд 37

    По отношению к сюжету и положению в композиционной системе:

    1. отдельное природоописание 2. группа пейзажных описаний 3. пейзаж-экспозиция 4. пейзаж-концовка 5. пейзаж-лейтмотив 6. пейзаж - сквозная деталь 7. пейзажи-«полифункциональные»

  • Слайд 38
Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке