Содержание
-
Тема: Развитие речи на уроках литературы.
-
Содержание.
1) Цитаты о речи и языке. 2) Развитие грамотной речи на уроках литературы. 3) Виды речевой деятельности на уроке. 4) Речевые ошибки на уроках литературы. 5) Чем мы «засоряем» свою речь? 6) Уроки, которые нам запомнились.
-
Цитаты о речи и языке.
Научиться говорить можно только говоря. (Скилеф «Книга Афоризмов»)
-
Прекрасная мысль теряет свою цену, если она дурно выражена. (Вольтер)
-
Русский язык в умелых руках и в опытных устах красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен. (А. И. Куприн)
-
Обращаться с языком кое-как – значит и мыслить кое-как, приблизительно, неточно, неверно. (А.Н.Толстой)
-
Умён ты или глуп, велик ты или мал, не знаем мы, пока ты слова не сказал. (Саади)
-
Говорить не думая – всё равно, что стрелять не целясь. ( Сервантес)
-
По сути для интеллигентного человека дурно говорить должно считаться также неприлично, как не уметь читать и писать. (А. П. Чехов)
-
Развитие грамотной речи на уроках литературы .
На всех уроках в школе ученики говорят, пишут, читают, но только на уроках литературы задача развития речи решается последовательно, в определённом порядке. Уроки литературы помогают научиться ясно и грамматически правильно говорить, излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать речевую культуру. Задачи развития речи. Лингвистические. Овладение основными нормами русского литературного языка. Обогащение словарного запаса, грамматического строя речи.
-
Развитие грамотной речи на уроках литературы.
Коммуникативные. Овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи. Формирование речевых навыков, использование языка в различных сферах. Культуроведческие. Овладение нормами речевого этикета. Совершенствование различных видов речевой деятельности.
-
Виды речевой деятельности на уроке.
Чтение художественных текстов. Пересказы (краткий, подробный, выборочный.) Заучивание наизусть литературных текстов. Составление планов и отзывов по литературным произведениям. Словарная работа. Умение формулировать вопросы и отвечать на них.
-
Написание сочинений по произведениям, по картинам. Написание изложений, изложений с элементами сочинений. Языковой анализ текста. Изучение элементов стихосложения. Литературная гостиная.
-
Примеры творческих упражнений по учебнику русской речи Е.И.Никитина.Типы речи.
1)Прочитайте, определите тип речи. 2)Найдите тезис и доказательство. 3)Запишите текст. Про обложку говорят: лицо книги.Обложка- первое, что видит читатель, когда берёт книгу в руки. И от «выражения этого лица» очень часто зависит, захочет ли человек раскрыть книгу и прочитать её.(Юному книголюбу. Словарь-справочник.) Тип речи- Рассуждение. Тезис- синим. Доказательство- зелёным.
-
Типы речи.
Определите тип речи. И построили огромный памятник. Высоко над домами, на зелёном холме, стоит богатырь из камня – Солдат Советской Армии. ( Л.Кассиль) Тип речи- повествовательный.
-
Стили речи.
По этому отрывку определите стиль речи. Мел, известняки и доломиты широко распространены на территории Подмосковья. Таким образом, выше перечисленные горные породы относят к типу осадочных. Стиль речи- научный
-
Составьте справку в официально- деловом стиле. Справка. Дана Иванову Сергею Дмитриевичу в том, что он действительно является учеником 6-го класса средней школы № 1 Г. Москвы. Справка дана для представления в городскую библиотеку. Директор школы Сафронов И.И. Стиль речи: официально - деловой.
-
Эпиграф.
Какие слова В. Пескова можно взять в качестве эпиграфа к заметке «О родниках»? Рек незначительных нет!Надо беречь каждый ключик чистой воды…Только так можно уберечь радость, которую нам дают текущие воды, и возможность в любую минуту уталить жажду. Ибо нет на земле напитка лучшего, чем стакан холодной, чистой воды.(В.Песков) Эпиграф-розовым.
-
Антонимы.
Прочитайте словарную статью, укажите в ней антоним. Белый, -ая, -ое;бел, бела, бело и бело. Цвета снега, молока,мела; противоп. Черный. Белый снег пушистый в воздухе кружится и на землю тихо падает, ложится. ( И. Суриков.) Антоним – черный
-
Правильное написание.
Исправьте грамматические ошибки в данных предложениях. Обед сегодня был менее вкуснее, чем вчера. В прошлом году погода в это время была болеепрохладнее, чем в этом. Обед сегодня был менее вкусным, чем вчера. В прошлом году погода в это время была более прохладной, чем в этом. Не правильные окончания- красным. Правильные окончания- зелёным.
-
Описательный оборот.
Запишите текст. Найдите в нёмописательный оборот. Построили шоссе. Шумная, стремительная река жизни соединила область со столицей. Описательный оборот- голубым.
-
Многозначность слов…
Подберите как можно больше словосочетаний, подтверждающих многозначность словаязык. Злой язык, иностранный язык, Эзопов язык, распустить язык, прикусить язык, тянуть за язык, острый язык, проглотить язык…
-
Составьте предложения со словомязыктак, чтобы оно было разными членами предложения. Я владею русским языком. Русский- мой родной язык.Язык- орган вкуса. Дополнение- красным Глагол- синим Существительное- зелёным
-
Однокоренные слова.
Какие из этих слов можно считать однокоренными: широкополая, длиннополый, разнополые, полярный, полевой, полый, полный, подпольный, подлый, заполнение, полюс, полёвка, половик, поленница, половник. Полярный- полюс. Полевой- полёвка. Полный- заполнение. Подпольный- половик.
-
Речевые ошибки на уроках литературы.
Примеры ошибок на уроках литературы: Муму- это фамилия Герасима. Герасим мало разговаривал, потому- что был глухонемым. Герасим привязал кирпич на шею и поплыл. Дубровский убил медведя, оказавшись французом. Дубровский был честным разбойником, потому- что грабил только наполовину.
-
Дубровский был бедный дровянин. На памятнике Пушкин одет в халат и стоит, задумавшись одной ногой вперёд. В Пушкина на дуэли стрелял француз- дантист. Пушкин стоит на постаменте , откинув ногу на зад. Мересьев танцевал с медсестрой на дискотеке.
-
Чем мы «засоряем» свою речь?
Слова- паразиты пробираются в нашу речь и засоряют её. На переменах, дома, в общении на сайтах мы часто общаемся языком героев мультфильмов, фильмов и всякими новомодными словечками. Без слов «супер», «потрясно» и др. многие уже не мыслят свою жизнь. Редко кто теперь употребляет слово «великолепно».
-
Слова- паразиты «это самое» , «типа» , «как бы» происходят от привычки медленно думать, заполняя паузы этими бессмысленными словечками. Примеры словесного мусора можно услышать на каждом шагу: лоханулся, зашибись, офигеть, по- любому, прикинь, отпад. Выход один: читать больше хорошей литературы, обогащать свой словарный запас. В СМС, в телефонных разговорах соблюдать нормы литературного языка.
-
Уроки, которые нам запомнились.
Внеклассное мероприятие по басням И. А. Крылова.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.