Презентация на тему "Рифма и ритм стихотворной речи. Способы рифмовки" 5 класс

Презентация: Рифма и ритм стихотворной речи. Способы рифмовки
Включить эффекты
1 из 12
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.0
33 оценки

Комментарии

Хорошее изложение материала
Теорию литературы школьники часто воспринимают с трудом. Эта презентация придет в помощь учителю. Но применять ее без изменений вряд ли сможет каждый. Не понравилось, что на некоторых слайдах стихи напечатаны слишком мелким шрифтом. Их нужно непременно заменить, иначе ребята за задними партами будут исключены из хода урока. Понравилась подача теоретического материала и идея задействовать учеников, предложив им самим побыть поэтами. Отличная задумка!
suvarin

Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация на тему "Рифма и ритм стихотворной речи. Способы рифмовки" рассказывает о созвучие окончаний стихотворных строк, повторении (чередование) ударных и безударных слогов в строке. Рассматриваются системы рифмовки такие, как перекрестная, парная, опоясывающая, и виды речей.

Краткое содержание

  1. Задание
  2. Рифма и ритм
  3. Системы рифмовки
  4. Виды речей
  5. Итог урока

Содержание

  • Презентация: Рифма и ритм стихотворной речи. Способы рифмовки
    Слайд 1

    Тема урока: Рифма и ритм стихотворной речи. Способы рифмовки.

    5 класс. Учитель: Ольховая В.Э.

  • Слайд 2

    Задание:

    У лукоморья дуб зелёный;Златая цепь на дубе том:И днём и ночью кот учёныйВсё ходит по цепи кругом;Идёт направо - песнь заводит,Налево - сказку говорит.Там чудеса: там леший бродит,Русалка на ветвях сидит;Там на неведомых дорожкахСледы невиданных зверей;Избушка там на курьих ножкахСтоит без окон, без дверей;Там лес и дол видений полны;Там о заре прихлынут волныНа брег песчаный и пустой,И тридцать витязей прекрасныхЧредой из вод выходят ясных,И с ними дядька их морской;Там королевич мимоходомПленяет грозного царя;Там в облаках перед народомЧерез леса, через моряКолдун несёт богатыря;В темнице там царевна тужит,А бурый волк ей верно служит;Там ступа с Бабою ЯгойИдёт, бредёт сама собой,Там царь Кащей над златом чахнет;Там русский дух... там Русью пахнет!И там я был, и мёд я пил;У моря видел дуб зелёный;Под ним сидел, и кот учёный Свои мне сказки говорил.

    Прочитайте отрывок и поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила». Обратите внимание на звучание окончаний последних слов строк этого поэтического текста. Сделайте вывод.

  • Слайд 3

    Рифма – созвучие окончаний стихотворных строк.

    Задание:

    1. Найдите рифмующиеся строки в данных отрывках поэмы. Сделайте вывод.

    Там на неведомых дорожках Следы невиданных зверей;Избушка там на курьих ножках Стоит без окон, без дверей…

    Там лес и дол видений полны; Там о заре прихлынут волны На брег песчаный и пустой, И тридцать витязей прекрасных Чредой из вод выходят ясных, И с ними дядька их морской…

  • Слайд 4

    Ритм - это повторение (чередование) ударных и безударных слогов в строке. Ритм создаёт настроение стихотворения, окрашивает его единым тоном

    Но царевна молодая,Тихомолком расцветая,Между тем росла, росла,Поднялась – и расцвела,Белолица, черноброва,Нраву кроткого такого…

    И царица хохотать,И плечами пожимать,И подмигивать глазами,И прищёлкивать перстами,И вертеться, подбочась,Гордо в зеркальце глядясь…

    Задание:

    1. Прочитайте два отрывка из сказки А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».
    2. Обратите внимание на разный ритм этих отрывков. Определите, как ритм подчёркивает характеры героинь сказки
  • Слайд 5

    Системы рифмовки:

    • Перекрёстная
    • Парная
    • Опоясывающая
  • Слайд 6

    Перектёстная - рифмуется первая и третья, вторая и четвёртая строки.

    У лукоморья дуб зеленый;Златая цепь на дубе том:И днем и ночью кот ученыйВсё ходит по цепи кругом…

    Задание:

    • Попробуйте сами сочинить четверостишье перекрёстной рифмовкой с рифмами:

    …………………..ногам…………………. руку…………………..очам…………………..муку

    • Расставьте знаки препинания в вашем стихотворении.
  • Слайд 7

    Парная - рифмуются две строки подряд.

    Там ступа с Бабою ЯгойИдёт, бредёт сама собой…

    Задание:

    • Попробуйте сами сочинить четверостишье парной рифмовкой с рифмами:

    …………………..дней…………………. сыновей…………………..глубокой…………………..высокой

    • Расставьте знаки препинания в вашем стихотворении.
  • Слайд 8

    Опоясывающая - рифмуются первая и четвёртая строки.

    И я там был, и мёд я пил;У моря видел дуб зелёный;Под ним сидел, и кот учёныйСвои мне сказки говорил.

    Задание:

    • Попробуйте сами сочинить четверостишье опоясывающей рифмовкой с рифмами:

    ………………………..опять ………………………кручина…………………….. причина …………………….разогнать.

    • Расставьте знаки препинания в вашем стихотворении.
  • Слайд 9

    Задание:

    Найдите различные рифмовки в прочитанной сказке «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

    Царь с царицею простился, В путь-дорогу снарядился, И царица у окна Села ждать его одна. Ждет пождет с утра до ночи, Смотрит в ноле, инда очи Разболелись глядючи С белой зори до ночи; Не видать милого друга! Только видит: вьется вьюга, Снег валится на поля, Вся белешенька земля. Девять месяцев проходит,С поля глаз она не сводит.Вот в сочельник в самый, в ночь Бог дает царице дочь. Рано утром гость желанный, День и ночь так долго жданный, Издалеча наконец Воротился царь-отец. На него она взглянула, Тяжелешенько вздохнула, Восхищенья не снесла И к обедне умерла.

  • Слайд 10

    Прозаическая речь - свободно движущаяся речь от предложения к предложению.

    Задание:

    1. Подберите в учебнике примеры прозаической речи.
  • Слайд 11

    Стихотворная речь - речь, подчинённая определённому порядку, ритму, строю.

    Задание:

    1. Подберите в учебнике примеры стихотворной речи.
  • Слайд 12

    Итог урока:

    1. Что такое ритм? Приведите примеры разного ритма из «Сказки о мёртвой царевне…»;2. Что такое рифма и какие способы рифмовки мы встретили в отрывке поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила»?3. Покажите разницу между прозаической и стихотворной речью, приведите примеры из текстов учебника.

    Домашнее задание:

    1. Сочинить стихотворение, используя один из способов рифмовки;
    2. Подготовить выразительное чтение отрывка одной из сказок А.С.Пушкина.
Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке