Содержание
-
Тема урока: Рифма и ритм стихотворной речи. Способы рифмовки.
5 класс. Учитель: Ольховая В.Э.
-
Задание:
У лукоморья дуб зелёный;Златая цепь на дубе том:И днём и ночью кот учёныйВсё ходит по цепи кругом;Идёт направо - песнь заводит,Налево - сказку говорит.Там чудеса: там леший бродит,Русалка на ветвях сидит;Там на неведомых дорожкахСледы невиданных зверей;Избушка там на курьих ножкахСтоит без окон, без дверей;Там лес и дол видений полны;Там о заре прихлынут волныНа брег песчаный и пустой,И тридцать витязей прекрасныхЧредой из вод выходят ясных,И с ними дядька их морской;Там королевич мимоходомПленяет грозного царя;Там в облаках перед народомЧерез леса, через моряКолдун несёт богатыря;В темнице там царевна тужит,А бурый волк ей верно служит;Там ступа с Бабою ЯгойИдёт, бредёт сама собой,Там царь Кащей над златом чахнет;Там русский дух... там Русью пахнет!И там я был, и мёд я пил;У моря видел дуб зелёный;Под ним сидел, и кот учёный Свои мне сказки говорил.
Прочитайте отрывок и поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила». Обратите внимание на звучание окончаний последних слов строк этого поэтического текста. Сделайте вывод.
-
Рифма – созвучие окончаний стихотворных строк.
Задание:
- Найдите рифмующиеся строки в данных отрывках поэмы. Сделайте вывод.
Там на неведомых дорожках Следы невиданных зверей;Избушка там на курьих ножках Стоит без окон, без дверей…
Там лес и дол видений полны; Там о заре прихлынут волны На брег песчаный и пустой, И тридцать витязей прекрасных Чредой из вод выходят ясных, И с ними дядька их морской…
-
Ритм - это повторение (чередование) ударных и безударных слогов в строке. Ритм создаёт настроение стихотворения, окрашивает его единым тоном
Но царевна молодая,Тихомолком расцветая,Между тем росла, росла,Поднялась – и расцвела,Белолица, черноброва,Нраву кроткого такого…
И царица хохотать,И плечами пожимать,И подмигивать глазами,И прищёлкивать перстами,И вертеться, подбочась,Гордо в зеркальце глядясь…
Задание:
- Прочитайте два отрывка из сказки А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».
- Обратите внимание на разный ритм этих отрывков. Определите, как ритм подчёркивает характеры героинь сказки
-
Системы рифмовки:
- Перекрёстная
- Парная
- Опоясывающая
-
Перектёстная - рифмуется первая и третья, вторая и четвёртая строки.
У лукоморья дуб зеленый;Златая цепь на дубе том:И днем и ночью кот ученыйВсё ходит по цепи кругом…
Задание:
- Попробуйте сами сочинить четверостишье перекрёстной рифмовкой с рифмами:
…………………..ногам…………………. руку…………………..очам…………………..муку
- Расставьте знаки препинания в вашем стихотворении.
-
Парная - рифмуются две строки подряд.
Там ступа с Бабою ЯгойИдёт, бредёт сама собой…
Задание:
- Попробуйте сами сочинить четверостишье парной рифмовкой с рифмами:
…………………..дней…………………. сыновей…………………..глубокой…………………..высокой
- Расставьте знаки препинания в вашем стихотворении.
-
Опоясывающая - рифмуются первая и четвёртая строки.
И я там был, и мёд я пил;У моря видел дуб зелёный;Под ним сидел, и кот учёныйСвои мне сказки говорил.
Задание:
- Попробуйте сами сочинить четверостишье опоясывающей рифмовкой с рифмами:
………………………..опять ………………………кручина…………………….. причина …………………….разогнать.
- Расставьте знаки препинания в вашем стихотворении.
-
Задание:
Найдите различные рифмовки в прочитанной сказке «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»
Царь с царицею простился, В путь-дорогу снарядился, И царица у окна Села ждать его одна. Ждет пождет с утра до ночи, Смотрит в ноле, инда очи Разболелись глядючи С белой зори до ночи; Не видать милого друга! Только видит: вьется вьюга, Снег валится на поля, Вся белешенька земля. Девять месяцев проходит,С поля глаз она не сводит.Вот в сочельник в самый, в ночь Бог дает царице дочь. Рано утром гость желанный, День и ночь так долго жданный, Издалеча наконец Воротился царь-отец. На него она взглянула, Тяжелешенько вздохнула, Восхищенья не снесла И к обедне умерла.
-
Прозаическая речь - свободно движущаяся речь от предложения к предложению.
Задание:
- Подберите в учебнике примеры прозаической речи.
-
Стихотворная речь - речь, подчинённая определённому порядку, ритму, строю.
Задание:
- Подберите в учебнике примеры стихотворной речи.
-
Итог урока:
1. Что такое ритм? Приведите примеры разного ритма из «Сказки о мёртвой царевне…»;2. Что такое рифма и какие способы рифмовки мы встретили в отрывке поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила»?3. Покажите разницу между прозаической и стихотворной речью, приведите примеры из текстов учебника.
Домашнее задание:
- Сочинить стихотворение, используя один из способов рифмовки;
- Подготовить выразительное чтение отрывка одной из сказок А.С.Пушкина.