Содержание
-
Русский символизм
Русский символизм
-
Цели:
- познакомить обучающихся с философско-эстетическими предпосылками возникновения символизма;
- раскрыть историю происхождения понятия «символизм», его содержание, основные группы;
- показать значение символизма для развития русской литературы XX века.
-
Символизм (от греч.symbolon- «знак, примета»)
- А.Блок: «Испепеляющие годы! Безумья ль в вас, надежды ль есть?»
- В.Брюсов: «Создание искусства – приотворённые двери в вечность»
- Ф.Сологуб: «Символ – окно в бесконечность»
-
Русский символизм. Понятие
- Символизм - литературно-художественное направление, считавшее целью искусства интуитивное постижение мирового единства через символы.
- Зародился в 60 – 70-е гг. XIX века во Франции
- В России получил распространение в 80 – 90-е гг. XIX века
-
Философия и эстетика символизма складывались под влиянием различных теорий – от взглядов Платона до Ф. Ницше и В.Соловьёва.
- Платон
- Ф. Ницше
- В. Соловьёв
-
Истоки символизма
Термин «символизм» в искусстве впервые был введён в обращение французским поэтом Жаном Мореасом в одноимённом манифесте — «Le Symbolisme», опубликованном 18 сентября1886 года в газете «Le Figaro». В частности, манифест провозглашал:
- «Символическая поэзия - враг поучений, риторики, ложной чувствительности и объективных описаний; она стремится облечь Идею в чувственно постижимую форму, однако эта форма - не самоцель, она служит выражению Идеи, не выходя из-под её власти…»
-
К тому времени существовал другой, уже устойчивый термин «декадентство», которым пренебрежительно нарекали новые формы в поэзии их критики. «Символизм» стал первой теоретической попыткой самих декадентов, поэтому никаких резких разграничений и тем более эстетической конфронтации между декадентством и символизмом не устанавливалось. В России в 1890-е гг., после первых русских декадентских сочинений, эти термины стали противопоставлять: в символизме видели идеалы и духовность и соответственно так его манифестировали, а в декадентстве - безволие, безнравственность и увлечение лишь внешней формой. Так, известна эпиграмма Владимира Соловьёва в отношении декадентов:
Мандрагоры имманентныеЗашуршали в камышах,А шершаво-декадентныеВирши — в вянущих ушах.
Декаданс (от лат. «упадок») – тип сознания, характеризующийся настроением пассивности, безнадёжности, неприятием общественной жизни, стремлением замкнуться в мире своих душевных переживаний.
-
Истоки символизма
Многие художественные открытия и философские идеи символизма были предсказаны выдающимся философом, поэтом, переводчиком В. Соловьёвым (1853 – 1900).
- Он верил в спасительную миссию Красоты;
- посредником в достижении «всеединства» призвано было стать искусство; облик «всеединства» - мистический образ Души Мира;
- Вечная Женственность – объект платонического культа и любования.
В. Соловьёв (1853 – 1900)
-
Символизм в музыке
Александр Николаевич Скрябин - русский композитор и пианист. В его творчестве воплощены идеи экстатической устремленности к неведомым «космическим» сферам, идея преобразующей силы искусства. Музыке присущи напряженность тонуса, диапазон образов от одухотворенно-идеальных, утонченных до экспрессивно-героических. Яркий новатор музыкальных выразительных средств, главным образом гармонии; развивал идею светомузыки, впервые в музыкальной практике ввел в симфоническую поэму «Прометей» партию света. «Божественная поэма» (3-я симфония, 1904), «Поэма экстаза» (1907) для оркестра; 10 сонат, поэмы, прелюдии для фортепиано. Профессор Московской консерватории (1898-1904).
-
Символизм в изобразительном искусстве
Основоположником символизма в русской живописи является М. Врубель. Напряженная, яркая, какая-то почти мозаичная живопись Врубеля монументальна, эпична, исполнена острым трагическим противоречием между реальностью и фантазией художника. Символизм его «Жемчужины» — целая вселенная, которая мерцает таинственными перламутровыми пастельными тонами, отражаясь в маленьком зернышке жемчуга. Пронзительный взгляд врубелевского «Демона» гипнотизирует, оставляет чувство некого внутреннего дискомфорта, почти страха, но вместе с тем от него невозможно оторвать глаз. Это одна из многих загадок художника, стремившегося постичь мир не только эстетически, но и нравственно-философски.
-
М. Врубель
- «Демон»
- «Демон поверженный»
-
М. Врубель:
- «Демон и жемчужина»
- «Царевна-Лебедь»
-
Предпосылки
- Философия Ницше, В.Соловьёва
- Модернизм в европейском искусстве
- Возрождение старых художественных систем (античность, средневековье)
-
Теоретическое самоопределение
- 1892 год – лекция Д. Мережковского «О причинах упадка и новых течениях современной русской литературы»
- 1894 год – три сборника «Русские символисты», ведущим автором которых был В. Брюсов
-
Основное свойство:
- Освоение «вещей в себе» и идей, находящихся за пределами чувственного восприятия
В основе эстетики:
- символ (он должен заменить конкретный образ). Считалось, что символ связывает земное с миром иным, духовным
-
Особенности русского символизма:
- повышенное внимание к проблеме личности и истории, ко внутреннему миру личности;
- героико-трагическое переживание социальных и духовных конфликтов рубежа веков;
- сочетание противоречивых тенденций;
- многочисленные открытия в поэтике (обновление жанров лирики, новые принципы циклизации, смысловая полифония…);
- идея самоценности искусства, ухода от социальных задач; искусство – чисто художественное явление.
-
Старшее поколение символистов 80 – 90-е гг. XIX века
Петербургское крыло:
- Д. Мережковский
- З. Гиппиус
- Н. Минский
Московское крыло:
- К. Бальмонт
- В. Брюсов
- Ф. Сологуб
- Символизм как философско-эстетическое течение
- Символизм как чисто литературное явление
-
Старшее поколение символистов. Петербургское крыло
- Д. Мережковский
- З. Гиппиус
- Н. Минский
-
Старшее поколение символистов. Московское крыло
- К. Бальмонт
- В. Брюсов
- Ф. Сологуб
-
Младосимволисты1900 гг. – рубеж веков
- В.Иванов
- А. Белый
- А. Блок
- И. Анненский
«Апокалиптические» настроения парадоксально сочетаются с верой в приход «царства Софии» - эпохи вечной мудрости.
-
Младосимволисты:
Младосимволисты:
- В. Иванов
- И. Анненский
- А. Белый
-
Младосимволисты
А.Блок наиболее ярко выразил идеи младосимволистов. У поэта много стихов, явно ориентированных на идеи В. Соловьёва, особенно касающиеся темы Вечной Женственности.
- А. Блок считал
- В. Соловьёва своим учителем.
- А. Блок
-
Значение
Символизм обогатил русскую поэтическую культуру множеством открытий. Символисты придали слову невиданную ранее многозначность, открыли в нём множество дополнительных оттенков и смыслов. Поэзия символизма необычайно музыкальна, богата ассонансами и аллитерациями. Но главное, символизм пытался создать новую философию культуры, выработать новое мировоззрение, сделать искусство более личностным, наполнить его новым содержанием – сделать искусство объединяющим людей началом.
-
Источники
- Журнал «Литература в школе» №3, 2002 год, стр.30 – 32
- Золотарёва И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 11 класс, - Москва «ВАКО», 2009
- Мещерякова М.И. Литература в таблицах и схемах. – М.:
- Айрис-пресс, 2008
- Русская литература XX века. Учебное пособие для 11 класса ср. школы, - М., 1993
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.