Содержание
-
Стихотворные размеры. Понятие рифмы
-
Цель урока:
познакомиться с литературоведческими понятиями «Стихотворные размеры», «Рифма»
-
Стихотворные размеры
-
Понятие стопы, метра и стихотворного размера
- СТОПА - это последовательность безударных и одного ударного слога, чередующихся в определённом порядке.
- МЕТР - соединение стоп одного вида в стихотворении.
- СТИХОТВОРНЫЙ РАЗМЕР— правило чередования безударных и ударных слогов в стихе (последовательность нескольких стоп, одинаковых или различных).
-
Понятие стопы, метра и стихотворного размера.
Буря мглою небо кроет,
Стопа
стихотворный
Метр размер
Вихри снежные крутя…
-
Алгоритм определения стихотворного размера:
- расставить ударение
- определить безударные гласные
- записать полученную схему
- определить размер
-
Двухсложный размер
Двухсложный размер, состоящий из ударного и безударного слогов.
Бу́ря мгло́ю не́бо кро́ет Ви́хри сне́жные крутя́…
А.С. Пушкин
-
Двухсложный размер, состоящий из безударного и ударного слогов.
Мой дя́дя са́мых че́стных пра́вил…
А.С. Пушкин
-
Трехсложный размер
Трехсложный размер, в котором ударение падает на первый слог, а два других – безударные.
Ту́чки небе́сные, ве́чные стра́нники
М.Ю.Лермонтов
-
Амфибрахий
Трехсложный размер, в котором ударение падает на второй слог, а два других – безударные.
Не ве́тер бушу́ет над бо́ром,Не с го́р побежа́ли ручьи́…
Н.А.Некрасов
-
Трехсложный размер
Трехсложный размер, в котором ударение падает на последний слог, а два других – безударные.
О, весна́ без конца́ и без кра́ю —Без конца́и без кра́ю мечта́!
А.Блок
-
Практическая работа Определите стихотворные размеры
Ветер по морю гуляетИ кораблик подгоняет;Он бежит себе в волнахНа раздутых парусах.Четырехстопный хорей
А.С.Пушкин
-
Практическая работа
У лукоморья дуб зеленый,Златая цепь на дубе том,И днем, и ночью кот ученыйВсё ходит по цепи кругом.
ЧЕТЫРЕХСТОПНЫЙ ЯМБ
А.С.Пушкин
-
Я тебе ничего не скажу,Я тебя не встревожу ничуть,И о том, что я молча твержуНе решусь ни на что намекнуть.
ТРЕХСТОПНЫЙ АНАПЕСТ
А.Фет
-
ЧЕТЫРЕХСТОПНЫЙ ДАКТИЛЬ
Будем как Солнце! Забудем о том, Кто нас ведет по пути золотому…
К. Бальмонт
-
ПЯТИСТОПНЫЙ АМФИБРАХИЙ
Дубовый листок оторвался от ветки родимойИ в степь укатился, жестокою бурей гонимый..
М.Ю.Лермонтов
-
Рифмы
-
Виды рифм
Созвучие в окончании двух или нескольких слов.
- Парная
- Кольцевая
- Перекрестная
-
Рифмы
Мой дядя самых честных правил, Когда не в шутку занемог, Он уважать себя заставил И лучше выдумать не мог. Его пример другим наука; Но, боже мой, какаяскукаС больным сидеть и день и ночь,Не отходя ни шагу прочь! Какое низкое коварство Полуживого забавлять, Ему подушки поправлять, Печально подносить лекарство, Вздыхать и думать про себя: Когда же черт возьмет тебя!"
А.С. Пушкин
-
Практическая работа
В приведенных примерах обозначьте способ рифмовки.
В шапке золота литогоСтарый русский великанПоджидал к себе другогоИз далёких, чуждых стран.
ПЕРЕКРЕСТНАЯ
М.Ю.Лермонтов
-
Сижу за решеткой в темнице сырой.Вскормленный в неволе орёл молодой,Мой грустный товарищ, махая крылом,Кровавую пищу клюёт под окном.
ПАРНАЯ
А.С. Пушкин
-
Ночевала тучка золотаяНа груди утёса-великана;Утром в путь она умчалась рано,По лазури весело играя.
КОЛЬЦЕВАЯ
М.Ю.Лермонтов
-
Используемые Интернет-ресурсы:
Стихотворный размер — Википедия
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.