Содержание
-
Тайны метафорыурок литературы, 5 класс
МОУ «Лесогорская средняя общеобразовательная школа» МО «Выборгский район» Ленинградской области Авторы: Ртищева В.Г., учитель русского языка и литературы Голубева Н.Л., учитель русского языка и литературы
-
Тропы:
Какие тропы вы знаете?
-
Что означает термин «изобразительно-выразительные средства языка»?
-изображают ; -рисуют словами картины жизни; -отличают один предмет от другого; -передают отношение, чувства автора.
-
Так что же они выражают?
Мы называем средствами художественной выразительности
-
Прочитайте стихотворение Ф.Тютчева так, чтобы мы могли эту зиму увидеть, представить
Читай… с чувством, с толком, с расстановкой Знание текста. Понимание смысла. Темп, интонация, паузы. Выделение тропов при чтении. Работа воображения (мы представляем картину…). Передача настроения.
-
Чародейкою Зимою Околдован, лес стоит – И под снежной бахромою, Неподвижно, немою, Чудной жизнью он блестит. И стоит он околдован, - Не мертвец и не живой- Сном волшебным очарован, Весь опутан, весь окован Легкой цепью пуховой… Солнце зимнее ли мещет На него свой луч косой – В нем ничто не затрепещет, Он весь вспыхнет и заблещет Ослепительной красой.
-
Какой образ помогает нам увидеть картину безмолвия, тишины, зимнего величия уснувшего леса?
Используйте подсказки: Эпитет с определяемым словом. Порядок слов – обратный. Подразумевается сравнение, но отсутствует союз КАК. Можно нарисовать картину: снежные узоры, как цепь. «Ц е пьюп у х о в о й…»
-
МЕТАФОРА
Скрытое сравнение Основа – переносное значение слова Уподобление по сходству
-
Попытаемся расшифровать секреты волшебства поэтической речи:
Красною кистью Рябина зажглась. Падали листья, Я родилась. Спорили сотни Колоколов. День был субботний: Иоанн Богослов. Мне и доныне Хочется грызть Жаркой рябины Горькую кисть. М.Цветаева
-
Как передать смену чувств при чтении этого стихотворения?
-
Варианты толкований:
Символ любви к жизни Символ испытаний, тревог, преодолений Символ пути
-
Примеры метафор:
существительное: утро года в багрец и золото одетые леса прилагательное золотые руки золотое сердце глагол блистать эрудицией рябина зажглась
-
Выразительная сила метафоры:
Подчеркивает самый существенный признак Создает индивидуальный образ Производит эмоциональный эффект Требует духовного усилия, воображения, работы ума
-
Введите в текст тропы, конкретизирующие , создающие картину
Зимний день Мороз и солнце! Под ногами скрипит … снег. Украсил … веточку … снегирь. В воздухе мелькают … снежинки. … иней опушил … березку, словно … . Впереди Новый год – праздник … .
-
Мороз и солнце! Под ногами скрипит, как песенку поет, снег. Украсил изящную веточку новогодней игрушкой красногрудый снегирь. В воздухе мелькают пушистые снежинки. Серебристый иней опушил есенинскую березку, словно невесту. Впереди Новый год – праздник детства и зимних забав.
-
Какую метафору можно считать удачной?-если помогает увидеть предмет-если создает настроение-если передает переживание, заражает им-если запоминается и удивляет-если она помогает взглянуть на предмет по-новому
Подведем итоги
-
Домашнеезадание
Выучить стихотворение М.Цветаевой наизусть Составить монологический ответ о метафоре
-
Список использованной литературы
Школьный словарь литературоведческих терминов: Иносказательность в худож. речи. Тропы. Стиховедение/ Л.В.Чернец, В.Б.Семенов, В.А.Скиба.-М. :Просвещение, 2002 Литература. Еженедельное приложение к газете «Первое сентября» №8(239)февраль 1998г. Методика развития речи на уроках русского языка: Книга для учителя/Н.Е.Богуславская, В.И.Капинос и др.; под редакцией Т.А.Ладыженской.-2-е изд., испр. и доп.- М.: Просвещение, 1991. Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание)/Сост.М.В.Панов.-М: Педагогика, 1984 Формирование литературоведческих понятий в школе. А.Г.Балыбердина. Куйбышев, 1981
-
Русский язык. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. «Выразительность русской речи»/Е.С.Симакова.М:АСТ:Астрель;Владимир:ВКТ,2008 Черных О.Г. Игровые уроки по литературе:5 класс.-М:ВАКО,2008 Литература: анализ эпизода: анализ стихотворения: учебно-методическое пособие /Н.В.Францова, Т.В.Доронина, Н.С. Генералова.-М.:Издательство «Экзамен», 2005. Формирование теоретико-литературных понятий в школе. А.Г.Балыбердина. Киров, 1974
-
Список использованных материалов, Интернет-ресурсов
www. Ru.wikipedia.org http:// russlovesnost. http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября» http://all.edu.ru/ - Все образование Интернета Русский филологический портал http://www.philology.ru/default.htm http://www.ug.ru/ -«Учительская газета» http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал http://schools.techno.ru/ - образовательный сервер «Школы в Интернет» Дистанционная поддержка учителей-словесников http://www.ipk.edu.yar.ru/resource/distant/russian_language/index3.htm
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.