Презентация на тему "Изобразительно-выразительные средства языка" 5 класс

Презентация: Изобразительно-выразительные средства языка
1 из 29
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентационная работа по литературе на тему: "Изобразительно-выразительные средства языка. Сравнение", с помощью которой школьники узнают, как с поомщью этого литературного приема можно передать настроение, образ или характер описываемого.

Краткое содержание

  • Термин «изобразительно-выразительные средства языка»
  • Р. Сэф
  • Упражнение на внимательность
  • Закончи рифму
  • Что такое сравнение?
  • Роль сравнений
  • Выделите сравнения и определите их изобразительную роль
  • Игра «Соревнование с поэтом»
  • Подведем итоги

Содержание

  • Презентация: Изобразительно-выразительные средства языка
    Слайд 1

    Изобразительно-выразительные средства языка Сравнение урок литературы, 5 класс

    МОУ «Лесогорская средняя общеобразовательная школа» МО «Выборгский район» Ленинградской области

    Автор: Ртищева В.Г., учитель русского языка и литературы

  • Слайд 2

    Что означает термин «изобразительно-выразительные средства языка»?

    • изображают
    • рисуют словами картины жизни
    • отличают один предмет от другого
    • передают отношение, чувства автора
  • Слайд 3

    Тропы

    Какие тропы вы знаете?

  • Слайд 4

    Р. Сэф

    На свете всё

    На всё

    Похоже:

    Змея

    На ремешок

    Из кожи;

    Луна –

    На круглый глаз

    Огромный;

    Журавль -

    На тощий

    Кран подъемный;

    Кот полосатый –

    На пижаму.

    Я –

    На тебя,

    А ты –

    На маму.

  • Слайд 5

    Какие вы внимательные?

    Вспомните интересные наблюдения из жизни, приведите примеры оригинальных сравнений

    • Облако похоже на клочок ваты.
    • Паркет - на след самосвала.
    • Электрическая лампочка - на грушу
  • Слайд 6

    Закончите подходящим по рифме сравнением каждую строчку стихотворения Новеллы Матвеевой

    Она умеет превращаться

    Смотри!

    Полосатая кошка

    На тумбе сидит, как _________!

    Но спрыгнет – и ходит, как _______.

    Рассердится – прямо _______

    Свернется – покажется _______,

    Растянется – выглядит _______…

    Похожа на всех понемножку.

    А изредка – даже на … _______!

    Вероятно, труднее всего

    Превратиться в себя самоё.

  • Слайд 7

    Сверьтесь с оригиналом стихотворения

    Она умеет превращаться

    Смотри!

    Полосатая кошка

    На тумбе сидит, как матрешка!

    Но спрыгнет – и ходит, как щука.

    Рассердится – прямо гадюка!

    Свернется – покажется шапкой,

    Растянется – выглядит тряпкой…

    Похожа на всех понемножку.

    А изредка – даже на … кошку!

    Вероятно, труднее всего

    Превратиться в себя самоё.

  • Слайд 8

    Что такое сравнение?Ваше мнение?

    Способ характеристики – описания предмета

    Когда одно похоже на другое

    Слова, соединенные союзами: как, точно, будто

  • Слайд 9

    Сравнение -

    этосопоставление двух предметов по сходству

  • Слайд 10

    Как использовать

    • как будто
    • словно
    • точно
    • что

    сравнивать надо хорошо знакомые предметы и явления

    правильный выбор, точность, емкость, образность

  • Слайд 11

    Роль сравнений

    • авторская оценка предмета или явления
    • рисует внешний облик героя
    • передает настроение, переживание героя
  • Слайд 12

    Выделите сравнения и определите их изобразительную роль

    Хорошая девочка Лида

    На улице Южной живет.

    Ее золотые косицы

    Затянуты будто жгуты.

    По платью, по синему ситцу

    Как в поле мелькают цветы.

    Я. Смеляков

  • Слайд 13

    Он был благороден и прекрасен лицом, как повелитель эльфов, могуч, как воин, мудр, как колдун, величествен, как король гномов, и добр, как нежаркое лето.

    Дж. Р.Р. Толкин

  • Слайд 14

    Сравнения рисуют внешний облик, передают характер героев

  • Слайд 15

    Выделите сравнения и определите их изобразительную роль

    Лес, точно терем расписной,

    Лиловый, золотой, багряный,

    Веселой пестрою стеной,

    Стоит над светлою поляной

    И. Бунин

  • Слайд 16

    Сравнение создает картину нарядного, шумного, гостеприимного дома – леса, в который очень

    хочется войти, чтобы полюбоваться и подивиться его красотой

  • Слайд 17

    Выделите сравнения и определите их изобразительную роль

    Повалился он на холодный снег,

    На холодный снег, будто сосенка,

    Будто сосенка во сыром бору,

    Под смолистый под корень подрубленная.

    М. Лермонтов

  • Слайд 18

    С помощью сравнения передано сочувствие герою

  • Слайд 19

    Выделите сравнения и определите их изобразительную роль

    И погас он, словно свеченька,

    Восковая, предиконная.

    Н. Некрасов

  • Слайд 20

    Умер кормилец; боль, печаль, безутешное горе переданы с помощью сравнения

  • Слайд 21

    Выделите сравнения и определите их изобразительную роль

    Вам не видать таких сражений!

    Носились знамена, как тени,

    В дыму огонь блестел…

    М. Лермонтов

  • Слайд 22

    С помощью сравнения передано переживание, восхищение героя, подчеркнута быстрота смены

    событий

  • Слайд 23

    Игра«Соревнование с поэтом»

    За окном ветерок веселится:

    То подпрыгнет, то притаится.

    И листочки бегут по дорожке,

    Словно ____________________.

  • Слайд 24

    Сверьтесь с оригиналом стихотворения Владимира Орлова

    За окном ветерок веселится:

    То подпрыгнет, то притаится.

    И листочки бегут по дорожке,

    Словно желтые мышки от кошки.

    Какое настроение это стихотворение передает нам?

  • Слайд 25

    - как увидеть сравнение в тексте?- Какова их роль в художественном тексте?- Какие интересные

    сравнения вам запомнились на уроке?

    Подведем итоги

  • Слайд 26

    Домашнее задание

    • Перечитайте «Сказку о золотом петушке» А.С. Пушкина
    • Выпишите сравнения и объясните их роль в тексте
    • Найдите репродукцию картины, изображающую зимний лес
    • Подберите к ней эпиграфы - стихотворные строчки русских поэтов
  • Слайд 27

    Список использованной литературы

    Школьный словарь литературоведческих терминов: Иносказательность в худож. речи. Тропы. Стиховедение/ Л.В.Чернец, В.Б.Семенов, В.А.Скиба.-М. :Просвещение, 2002

    Литература. Еженедельное приложение к газете «Первое сентября» №8(239)февраль 1998г.

    Методика развития речи на уроках русского языка: Книга для учителя/Н.Е.Богуславская, В.И.Капинос и др.; под редакцией Т.А.Ладыженской.-2-е изд., испр. и доп.- М.: Просвещение, 1991.

    Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание)/Сост.М.В.Панов.-М: Педагогика, 1984

    Формирование литературоведческих понятий в школе. А.Г.Балыбердина. Куйбышев, 1981

  • Слайд 28

    Русский язык. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. «Выразительность русской речи»/Е.С.Симакова.М:АСТ:Астрель;Владимир:ВКТ,2008

    Черных О.Г. Игровые уроки по литературе:5 класс.-М:ВАКО,2008

    Литература: анализ эпизода: анализ стихотворения: учебно-методическое пособие /Н.В.Францова, Т.В.Доронина, Н.С. Генералова.-М.:Издательство «Экзамен», 2005.

    Формирование теоретико-литературных понятий в школе. А.Г.Балыбердина. Киров, 1974

  • Слайд 29

    Список использованных материалов, Интернет-ресурсов

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке