Содержание
-
Изобразительно-выразительные средства языка Сравнение урок литературы, 5 класс
МОУ «Лесогорская средняя общеобразовательная школа» МО «Выборгский район» Ленинградской области
Автор: Ртищева В.Г., учитель русского языка и литературы
-
Что означает термин «изобразительно-выразительные средства языка»?
- изображают
- рисуют словами картины жизни
- отличают один предмет от другого
- передают отношение, чувства автора
-
Тропы
Какие тропы вы знаете?
-
Р. Сэф
На свете всё
На всё
Похоже:
Змея
На ремешок
Из кожи;
Луна –
На круглый глаз
Огромный;
Журавль -
На тощий
Кран подъемный;
Кот полосатый –
На пижаму.
Я –
На тебя,
А ты –
На маму.
-
Какие вы внимательные?
Вспомните интересные наблюдения из жизни, приведите примеры оригинальных сравнений
- Облако похоже на клочок ваты.
- Паркет - на след самосвала.
- Электрическая лампочка - на грушу
-
Закончите подходящим по рифме сравнением каждую строчку стихотворения Новеллы Матвеевой
Она умеет превращаться
Смотри!
Полосатая кошка
На тумбе сидит, как _________!
Но спрыгнет – и ходит, как _______.
Рассердится – прямо _______
Свернется – покажется _______,
Растянется – выглядит _______…
Похожа на всех понемножку.
А изредка – даже на … _______!
Вероятно, труднее всего
Превратиться в себя самоё.
-
Сверьтесь с оригиналом стихотворения
Она умеет превращаться
Смотри!
Полосатая кошка
На тумбе сидит, как матрешка!
Но спрыгнет – и ходит, как щука.
Рассердится – прямо гадюка!
Свернется – покажется шапкой,
Растянется – выглядит тряпкой…
Похожа на всех понемножку.
А изредка – даже на … кошку!
Вероятно, труднее всего
Превратиться в себя самоё.
-
Что такое сравнение?Ваше мнение?
Способ характеристики – описания предмета
Когда одно похоже на другое
Слова, соединенные союзами: как, точно, будто
-
Сравнение -
этосопоставление двух предметов по сходству
-
Как использовать
- как будто
- словно
- точно
- что
сравнивать надо хорошо знакомые предметы и явления
правильный выбор, точность, емкость, образность
-
Роль сравнений
- авторская оценка предмета или явления
- рисует внешний облик героя
- передает настроение, переживание героя
-
Выделите сравнения и определите их изобразительную роль
Хорошая девочка Лида
На улице Южной живет.
Ее золотые косицы
Затянуты будто жгуты.
По платью, по синему ситцу
Как в поле мелькают цветы.
Я. Смеляков
-
Он был благороден и прекрасен лицом, как повелитель эльфов, могуч, как воин, мудр, как колдун, величествен, как король гномов, и добр, как нежаркое лето.
Дж. Р.Р. Толкин
-
Сравнения рисуют внешний облик, передают характер героев
-
Выделите сравнения и определите их изобразительную роль
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой пестрою стеной,
Стоит над светлою поляной
И. Бунин
-
Сравнение создает картину нарядного, шумного, гостеприимного дома – леса, в который очень
хочется войти, чтобы полюбоваться и подивиться его красотой
-
Выделите сравнения и определите их изобразительную роль
Повалился он на холодный снег,
На холодный снег, будто сосенка,
Будто сосенка во сыром бору,
Под смолистый под корень подрубленная.
М. Лермонтов
-
С помощью сравнения передано сочувствие герою
-
Выделите сравнения и определите их изобразительную роль
И погас он, словно свеченька,
Восковая, предиконная.
Н. Некрасов
-
Умер кормилец; боль, печаль, безутешное горе переданы с помощью сравнения
-
Выделите сравнения и определите их изобразительную роль
Вам не видать таких сражений!
Носились знамена, как тени,
В дыму огонь блестел…
М. Лермонтов
-
С помощью сравнения передано переживание, восхищение героя, подчеркнута быстрота смены
событий
-
Игра«Соревнование с поэтом»
За окном ветерок веселится:
То подпрыгнет, то притаится.
И листочки бегут по дорожке,
Словно ____________________.
-
Сверьтесь с оригиналом стихотворения Владимира Орлова
За окном ветерок веселится:
То подпрыгнет, то притаится.
И листочки бегут по дорожке,
Словно желтые мышки от кошки.
Какое настроение это стихотворение передает нам?
-
- как увидеть сравнение в тексте?- Какова их роль в художественном тексте?- Какие интересные
сравнения вам запомнились на уроке?
Подведем итоги
-
Домашнее задание
- Перечитайте «Сказку о золотом петушке» А.С. Пушкина
- Выпишите сравнения и объясните их роль в тексте
- Найдите репродукцию картины, изображающую зимний лес
- Подберите к ней эпиграфы - стихотворные строчки русских поэтов
-
Список использованной литературы
Школьный словарь литературоведческих терминов: Иносказательность в худож. речи. Тропы. Стиховедение/ Л.В.Чернец, В.Б.Семенов, В.А.Скиба.-М. :Просвещение, 2002
Литература. Еженедельное приложение к газете «Первое сентября» №8(239)февраль 1998г.
Методика развития речи на уроках русского языка: Книга для учителя/Н.Е.Богуславская, В.И.Капинос и др.; под редакцией Т.А.Ладыженской.-2-е изд., испр. и доп.- М.: Просвещение, 1991.
Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание)/Сост.М.В.Панов.-М: Педагогика, 1984
Формирование литературоведческих понятий в школе. А.Г.Балыбердина. Куйбышев, 1981
-
Русский язык. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. «Выразительность русской речи»/Е.С.Симакова.М:АСТ:Астрель;Владимир:ВКТ,2008
Черных О.Г. Игровые уроки по литературе:5 класс.-М:ВАКО,2008
Литература: анализ эпизода: анализ стихотворения: учебно-методическое пособие /Н.В.Францова, Т.В.Доронина, Н.С. Генералова.-М.:Издательство «Экзамен», 2005.
Формирование теоретико-литературных понятий в школе. А.Г.Балыбердина. Киров, 1974
-
Список использованных материалов, Интернет-ресурсов
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.