Содержание
-
Секреты художественного словаурок литературы, 5 класс
МОУ «Лесогорская средняя общеобразовательная школа» МО «Выборгский район» Ленинградской области
Авторы: Ртищева В.Г., учитель русского языка и литературы Голубева Н.Л., учитель русского языка и литературы
-
В чем источник художественной выразительности тропов?
В уподоблении предметов и явлений по сходству
-
Тропы:
- Гипербола
- Олицетворение
- Эпитет
- Сравнение
- Метафора
Какие тропы вы знаете?
-
- Гипербола
- Олицетворение
- Эпитет
- Сравнение
- Метафора
Поймай мяч и назови значение тропа
-
Олицетворение – частный случай метафоры, уподобление неживого живому
Отличительные признаки:
- Сравнение двучленно, оно имеет опознавательный сигнал (как, как будто, словно, точно, что)
- Метафора отличается разнообразием уподоблений
- Символ – (знак, примета) имеет множественность смыслов, это знак многовековых культур
-
Найдите средства изобразительно-художественной выразительности
Яблоко.
Светится яблоко передо мной,
Будто не яблоко – шар земной.
Круглое. Выпуклое. Крутое.
Солнцем до самых краев налитое.
Яблоко – чудо всем чудесам, -
Чуточку сплюснутое к полюсам .
Алые полосы – меридианы
Пересекают моря и страны.
Светится яблоко – шар земной
Солнечной красной своей стороной!
М.Лисянский.
-
Определите тип тропов Прокомментируйте их роль в тексте
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит.
А.С.Пушкин
-
Но вот кончается
Дорога дальняя,
Земли касается
Звезда кристальная.
К. Бальмонт
В саду горит костер рябины красной ,
Но никого не может он согреть.
С.Есенин
-
В багрец и золото одетые леса.
А.С.Пушкин.
Красною кистью
рябина зажглась...
М.Цветаева
-
-
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.
Ф.Тютчев
За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днем свет Божий затмевает,
Ночью землю освещает…
А.С.Пушкин.
-
Какое преувеличенное качество героя или свойство предмета зашифровано в каждом отрывке?
Отгадав его, вы составите название тропа.
Воротися, поклонися рыбке,
Не хочу быть вольной царицей
Хочу быть владычицей морскою,
Чтобы жить мне в окияне-море,
Чтоб служила мне рыбка золотая
И была б у меня на посылках.
А.С.Пушкин.
-
2.Утром царевну спросили, как она почивала.-Ах, очень дурно, глаз не сомкнула! Я лежала на чем-то
таком твердом, что у меня все тело в синяках.Тут все поняли, что она была настоящей принцессой. Она почувствовала горошину через 40 тюфяков.Г.Андерсен «Принцесса на горошине»
-
3.-Ступай на реку, опусти хвост в прорубь, сиди да приговаривай: «Ловись, рыбка, и мала, и велика!»
Рыбка тебе сама на хвост нацепится. Да сиди подольше, а то не наловишь.Волк и поверил лисе.Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк»
-
4. Щука взмолилась: «Отпусти меня, Емеля, а я сделаю все, что пожелаешь». -Покажи сначала, что
не обманешь. Хочу, чтобы ведра сами пошли домой, и вода бы не расплескалась».Русская народная сказка «По щучьему велению».
-
5. Войди в первую комнату и увидишь большой сундук, а на нем собаку: глаза у нее, словно чайные
чашки. В другой комнате сидит собака с глазами, как мельничные колеса. А захочешь золота, пойди в третью комнату. Но у той собаки глаза – каждый с круглую башню.Г.Андерсен «Огниво».
-
6. Сват приехал, царь дал словоА приданое готово:Семь торговых городов,Да сто сорок теремов.А.С.
Пушкин «Сказка о мертвой царевне».
-
7. Съел я хлеба пять мякушек, молока пять кадушек, бабку с прялкой, дедку с клюшкой, быка с
рогами, дроворубов с топорами, мужиков с косами, баб с граблями»Русская народная сказка «Глиняный парень»
-
8. Сделал Никита соху с триста пудов, запряг в нее змея и стал от Киева межу прокладывать
глубиной в две сажени с четвертью.Русская народная сказка «Никита Кожемяка»
-
9. Посади розы, чтобы к утру расцвели, отбери горох от чечевицы и намели кофе на три года, а
потом можешь и на бал приезжать.Ш.Перро «Золушка»
-
Гордыня2.Изнеженность3.глуПость 4.лЕнь5.Размеры6.Богатство7.Обжорство8.сиЛа9. зАдание
-
Гипербола
-
Введите в текст изобразительно-выразительные средства так, чтобы картина стала зримой,
конкретной (время года), выразительной
Задание
-
Поработайте с черновиком-помощником
Встреча с ___ лесом
Я шагнул(а) на ___ тропинку и замер(ла) от ___. Меня обступили ___ деревья. Рукой я дотронулся до ___ берёзки. Залюбовался ___ дубом. Замер рядом с ___ осинкой и пошептался с ней. Спрятался по ___ елью, приподняв ее ___. Деревья как ___. У каждого свой характер, его нужно ___.
-
У вас может получиться такой текст
Встреча с волшебным лесом
Я шагнул на укутанную сугробами тропинку и замер от восторга. Меня обступили сказочные деревья. Рукой я дотронулся до нежной берёзки. Залюбовался величественным дубом. Замер рядом с дрожащей от холода осинкой и пошептался с ней. Спрятался по пушистой елью, приподняв ее мохнатую лапу. Деревья как люди. У каждого свой характер, его нужно понимать и уважать.
-
Исправь ошибки:
- Сравнение – это когда одно сравнивается с другим
- Эпитет – это когда красивый признак предмета точно назван
-
Подберите свои поэтические или прозаические примеры, в которых встречаются тропы
Домашнее задание
-
Список использованной литературы
Школьный словарь литературоведческих терминов: Иносказательность в худож. речи. Тропы. Стиховедение/ Л.В.Чернец, В.Б.Семенов, В.А.Скиба.-М. :Просвещение, 2002
Литература. Еженедельное приложение к газете «Первое сентября» №8(239)февраль 1998г.
Методика развития речи на уроках русского языка: Книга для учителя/Н.Е.Богуславская, В.И.Капинос и др.; под редакцией Т.А.Ладыженской.-2-е изд., испр. и доп.- М.: Просвещение, 1991.
Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание)/Сост.М.В.Панов.-М: Педагогика, 1984
Формирование литературоведческих понятий в школе. А.Г.Балыбердина. Куйбышев, 1981
-
Русский язык. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. «Выразительность русской речи»/Е.С.Симакова.М:АСТ:Астрель;Владимир:ВКТ,2008
Черных О.Г. Игровые уроки по литературе:5 класс.-М:ВАКО,2008
Литература: анализ эпизода: анализ стихотворения: учебно-методическое пособие /Н.В.Францова, Т.В.Доронина, Н.С. Генералова.-М.:Издательство «Экзамен», 2005.
Формирование теоретико-литературных понятий в школе. А.Г.Балыбердина. Киров, 1974
-
Список использованных материалов, Интернет-ресурсов
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.