Презентация на тему "Секреты художественного слова" 5 класс

Презентация: Секреты художественного слова
1 из 30
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентационная работа по литературе на тему: "Секреты художественного слова", созданная педагогом специально для того, чтобы поговорить со школьниками о литературных приемах изложения. Урок проходит в игровой манере, с активным взаимодействием "учитель - ученик".

Краткое содержание

  • Тропы
  • Назови значение тропа
  • Определи тип тропов
  • Гипербола
  • Поработайте с черновиком-помощником

Содержание

  • Презентация: Секреты художественного слова
    Слайд 1

    Секреты художественного словаурок литературы, 5 класс

    МОУ «Лесогорская средняя общеобразовательная школа» МО «Выборгский район» Ленинградской области

    Авторы: Ртищева В.Г., учитель русского языка и литературы Голубева Н.Л., учитель русского языка и литературы

  • Слайд 2

    В чем источник художественной выразительности тропов?

    В уподоблении предметов и явлений по сходству

  • Слайд 3

    Тропы:

    • Гипербола
    • Олицетворение
    • Эпитет
    • Сравнение
    • Метафора

    Какие тропы вы знаете?

  • Слайд 4
    • Гипербола
    • Олицетворение
    • Эпитет
    • Сравнение
    • Метафора

    Поймай мяч и назови значение тропа

  • Слайд 5

    Олицетворение – частный случай метафоры, уподобление неживого живому

    Отличительные признаки:

    • Сравнение двучленно, оно имеет опознавательный сигнал (как, как будто, словно, точно, что)
    • Метафора отличается разнообразием уподоблений
    • Символ – (знак, примета) имеет множественность смыслов, это знак многовековых культур
  • Слайд 6

    Найдите средства изобразительно-художественной выразительности

    Яблоко.

    Светится яблоко передо мной,

    Будто не яблоко – шар земной.

    Круглое. Выпуклое. Крутое.

    Солнцем до самых краев налитое.

    Яблоко – чудо всем чудесам, -

    Чуточку сплюснутое к полюсам .

    Алые полосы – меридианы

    Пересекают моря и страны.

    Светится яблоко – шар земной

    Солнечной красной своей стороной!

    М.Лисянский.

  • Слайд 7

    Определите тип тропов Прокомментируйте их роль в тексте

    А сама-то величава,

    Выступает, будто пава;

    А как речь-то говорит,

    Словно реченька журчит.

    А.С.Пушкин

  • Слайд 8

    Но вот кончается

    Дорога дальняя,

    Земли касается

    Звезда кристальная.

    К. Бальмонт

    В саду горит костер рябины красной ,

    Но никого не может он согреть.

    С.Есенин

  • Слайд 9

    В багрец и золото одетые леса.

    А.С.Пушкин.

    Красною кистью

    рябина зажглась...

    М.Цветаева

  • Слайд 10
  • Слайд 11

    Лишь паутины тонкий волос

    Блестит на праздной борозде.

    Ф.Тютчев

    За морем царевна есть,

    Что не можно глаз отвесть:

    Днем свет Божий затмевает,

    Ночью землю освещает…

    А.С.Пушкин.

  • Слайд 12

    Какое преувеличенное качество героя или свойство предмета зашифровано в каждом отрывке?

    Отгадав его, вы составите название тропа.

    Воротися, поклонися рыбке,

    Не хочу быть вольной царицей

    Хочу быть владычицей морскою,

    Чтобы жить мне в окияне-море,

    Чтоб служила мне рыбка золотая

    И была б у меня на посылках.

    А.С.Пушкин.

  • Слайд 13

    2.Утром царевну спросили, как она почивала.-Ах, очень дурно, глаз не сомкнула! Я лежала на чем-то

    таком твердом, что у меня все тело в синяках.Тут все поняли, что она была настоящей принцессой. Она почувствовала горошину через 40 тюфяков.Г.Андерсен «Принцесса на горошине»

  • Слайд 14

    3.-Ступай на реку, опусти хвост в прорубь, сиди да приговаривай: «Ловись, рыбка, и мала, и велика!»

    Рыбка тебе сама на хвост нацепится. Да сиди подольше, а то не наловишь.Волк и поверил лисе.Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк»

  • Слайд 15

    4. Щука взмолилась: «Отпусти меня, Емеля, а я сделаю все, что пожелаешь». -Покажи сначала, что

    не обманешь. Хочу, чтобы ведра сами пошли домой, и вода бы не расплескалась».Русская народная сказка «По щучьему велению».

  • Слайд 16

    5. Войди в первую комнату и увидишь большой сундук, а на нем собаку: глаза у нее, словно чайные

    чашки. В другой комнате сидит собака с глазами, как мельничные колеса. А захочешь золота, пойди в третью комнату. Но у той собаки глаза – каждый с круглую башню.Г.Андерсен «Огниво».

  • Слайд 17

    6. Сват приехал, царь дал словоА приданое готово:Семь торговых городов,Да сто сорок теремов.А.С.

    Пушкин «Сказка о мертвой царевне».

  • Слайд 18

    7. Съел я хлеба пять мякушек, молока пять кадушек, бабку с прялкой, дедку с клюшкой, быка с

    рогами, дроворубов с топорами, мужиков с косами, баб с граблями»Русская народная сказка «Глиняный парень»

  • Слайд 19

    8. Сделал Никита соху с триста пудов, запряг в нее змея и стал от Киева межу прокладывать

    глубиной в две сажени с четвертью.Русская народная сказка «Никита Кожемяка»

  • Слайд 20

    9. Посади розы, чтобы к утру расцвели, отбери горох от чечевицы и намели кофе на три года, а

    потом можешь и на бал приезжать.Ш.Перро «Золушка»

  • Слайд 21

    Гордыня2.Изнеженность3.глуПость 4.лЕнь5.Размеры6.Богатство7.Обжорство8.сиЛа9. зАдание

  • Слайд 22

    Гипербола

  • Слайд 23

    Введите в текст изобразительно-выразительные средства так, чтобы картина стала зримой,

    конкретной (время года), выразительной

    Задание

  • Слайд 24

    Поработайте с черновиком-помощником

    Встреча с ___ лесом

    Я шагнул(а) на ___ тропинку и замер(ла) от ___. Меня обступили ___ деревья. Рукой я дотронулся до ___ берёзки. Залюбовался ___ дубом. Замер рядом с ___ осинкой и пошептался с ней. Спрятался по ___ елью, приподняв ее ___. Деревья как ___. У каждого свой характер, его нужно ___.

  • Слайд 25

    У вас может получиться такой текст

    Встреча с волшебным лесом

    Я шагнул на укутанную сугробами тропинку и замер от восторга. Меня обступили сказочные деревья. Рукой я дотронулся до нежной берёзки. Залюбовался величественным дубом. Замер рядом с дрожащей от холода осинкой и пошептался с ней. Спрятался по пушистой елью, приподняв ее мохнатую лапу. Деревья как люди. У каждого свой характер, его нужно понимать и уважать.

  • Слайд 26

    Исправь ошибки:

    • Сравнение – это когда одно сравнивается с другим
    • Эпитет – это когда красивый признак предмета точно назван
  • Слайд 27

    Подберите свои поэтические или прозаические примеры, в которых встречаются тропы

    Домашнее задание

  • Слайд 28

    Список использованной литературы

    Школьный словарь литературоведческих терминов: Иносказательность в худож. речи. Тропы. Стиховедение/ Л.В.Чернец, В.Б.Семенов, В.А.Скиба.-М. :Просвещение, 2002

    Литература. Еженедельное приложение к газете «Первое сентября» №8(239)февраль 1998г.

    Методика развития речи на уроках русского языка: Книга для учителя/Н.Е.Богуславская, В.И.Капинос и др.; под редакцией Т.А.Ладыженской.-2-е изд., испр. и доп.- М.: Просвещение, 1991.

    Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание)/Сост.М.В.Панов.-М: Педагогика, 1984

    Формирование литературоведческих понятий в школе. А.Г.Балыбердина. Куйбышев, 1981

  • Слайд 29

    Русский язык. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. «Выразительность русской речи»/Е.С.Симакова.М:АСТ:Астрель;Владимир:ВКТ,2008

    Черных О.Г. Игровые уроки по литературе:5 класс.-М:ВАКО,2008

    Литература: анализ эпизода: анализ стихотворения: учебно-методическое пособие /Н.В.Францова, Т.В.Доронина, Н.С. Генералова.-М.:Издательство «Экзамен», 2005.

    Формирование теоретико-литературных понятий в школе. А.Г.Балыбердина. Киров, 1974

  • Слайд 30

    Список использованных материалов, Интернет-ресурсов

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке