Содержание
-
Творчество А.С. Пушкина. Пушкинский стиль.
Презентация подготовлена
ученицей 6 «б» класса МОУ Большемурашкинской СОШ
Немчунович Анастасией.
Консультант: учитель русского языка и литературы высшей
категории Круглова И.А.
МОУ Большемурашкинская СОШ.
Районная научно-практическая конференция.
-
Отношение писателя к языку во многом (если не во всем) определяет особенности и основные элементы его художественной системы. «Есть у нас свой язык; смелее!», – восклицал Пушкин.
Писатель учит ребёнка чувствовать запах и вкус поэзии русского народа. Пушкин будит в юных сердцах любовь к художественному слову.
-
О языке художественной прозы Пушкина можно сделать ряд выводов:
Решение Пушкиным «проблемы славянизмов».
В языке художественной прозы Пушкин избегает всего лишнего.
Передача целого комплекса понятий и эмоций через деталь, выраженную всего несколькими словами или одним словом.
Поразительно гармоничная «сплетенность»ее из разностильных элементов.
-
Исследователи выделяют такие особенности пушкинского стиля, как подчеркнутое превосходство «действия» над «описанием» (сравнительно малое количество описаний при стремительном развертывании действия) («...на глагол падает максимальная нагрузка выразительности... У Пушкина выразительность достигается глаголом в большей степени, чем эпитетом»).
-
«Каждое слово отбирается Пушкиным с максимальной тщательностью и сочетается в предложении с другими словами с максимальной точностью».
-
Там, где внимание читателя не заостряется на мелких деталях и, тем более, на эмоционально-психологических состояниях персонажей, Пушкиным используется в основном прием «общего» описания действия/состояния героя. Где необходимо передать лишь определенное положение героя в пространстве либо его «общее» эмоциональное состояние, чаще употребляются глаголы, во-первых, в их прямом значении, во-вторых, без каких-либо дополнительных смысловых оттенков (сидела, стояла, пела и т.п.).
-
Когда мы сталкиваемся с точкой зрения всезнающего автора, выбираются глаголы, насыщенные дополнительными смысловыми оттенками (зачастую передают эмоционально-оценочную характеристику персонажа)(спешила, припоминать, дуясь, не слыхала, затрепетала, прокрадывался и т.п.).
-
Когда авторская речь (или речь рассказчика) перенимает определенную повествовательную манеру, присущую тому/иному персонажу, могут широко использоваться экспрессивные слова, диалектизмы, жаргонизмы(«не слыхала», «надобно», «душенька»).
-
Не случайно, говоря о языке Пушкина, мы часто употребляем слова «гармоничный», «органический» – эти эпитеты оправдывают себя не только по отношению к индивидуальному пушкинскому словоупотреблению, но и ко всей его художественной системе.
-
Лирика Пушкина - тот принцип гармонии, стройности, полный сообразности и соразмерности всех элементов, который столь кардинально важен для Пушкинаи в его лирике выступает открыто.
-
Если взглянуть на другие стороны стиля – на лексику, ритмику, на систему деталей, то увидим ту же особенность : ясное, чуткое соответствие внешних форм – внутренним, образных сил, средств – духовному, содержательному заданию. Все – мера в меру, везде – сообразность и соразмерность.
-
Почти в каждом стихотворении Пушкина есть эта внутренняя четкость композиционных средств.
Пушкин всегда в душе озабочен тем, чтобы композиция, при всей ее резкости, была именно естественной, живой, непринужденной.
-
Для пушкинской композиции нередко характерно прямое и четкое сопоставление чисто человеческого и пейзажного планов. Пушкин любит природу, любит ее и в вихре, и в покое; но неизменно природа для Пушкина – напоминание о простоте, свободе, духовном пределе в самом человеке.
-
Пушкин любит стихотворение – развернутое сравнение. Ему импонирует простота, наглядность, контрасты и действенность этой формы.Оннеизменно ценит такие средства поэтики, как рефрен :
Храни меня, мой талисман,
Храни меня во дни гоненья,
сравнение:
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
композиционный повтор:
На печальные поляны
Льет печально свет она.
-
«В творчестве Пушкина были выработаны и закреплены осознанные и принятые современниками и последующими поколениями общенациональные нормы русского литературного языка». Писатель учит нас чувствовать запах и вкус поэзии русского народа. Пушкин будит в наших сердцах любовь к художественному слову.
Заключение.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.