Содержание
-
Возможности элективного курса для подготовки выпускников к итоговому сочинению
-
Цель замены бывшего выпускного сочинения ЕГЭ по русскому языку и по литературе - поставить заслон списыванию готовых сочинений и их тиражированию издательствами.
Причины введения итогового сочинения по литературе: падение уровня грамотности, снижение интереса к чтению, снижение речевой и читательской культуры выпускников школ
-
Итоговое сочинение - новая форма промежуточной аттестации для допуска к ЕГЭ
Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12.12.2013года. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «О внесении изменений в Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования» № 923 от 05.08.2014 (зарегистрирован Минюстом России 15.08.2014, регистрационный № 33604)
-
Сочинение предполагает
самостоятельное осмысление изученных произведений и выявляет как языковое (и шире – речевое), так и общее интеллектуальное развитие обучающихся; творческий компонент, заключающийся в первую очередь в осознанной деятельности по анализу литературного материала, а также позволит оценить уровень литературной компетенции, но также определить уровень речевых, коммуникативных умений, степень личностного развития, социальную зрелость.
-
Обучающиеся должны продемонстрировать следующие умения:
выбрать одну тему; выбрать литературный материал (одно или несколько произведений), наиболее подходящий для раскрытия темы; сформулировать свою точку зрения; аргументировать свою позицию, выстраивая рассуждение в рамках выбранной темы на основе не менее одного произведения отечественной или мировой литературы (по выбору); продумать композицию сочинения; грамотно оформить его (разрешается пользоваться орфографическим словарём).
-
А у нас стряслась беда: сочиненье!
-
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАэлективного курса по литературе«Подготовка к итоговому сочинению по литературе в 11 классе»
разработана учителем МОУ «Гимназия № 14 Краснооктябрьского района Волгограда» Рипяховой С. Н. в 2016 году.
-
Цель данного курса:
помочь обучающимся обобщить знания по литературе, в том числе и по технологии написания сочинения на литературную тему; работать над развитием умений анализа текста художественного произведения и литературно-критических статей, совершенствовать умение оперировать теоретико-литературными понятиями и терминами как инструментом анализа в их связи с конкретными темами сочинений и заданиями.
-
Задачи элективного курса:
совершенствовать и развивать умения читать, понимать прочитанное и анализировать общее содержание текстов разных функциональных стилей; совершенствовать и развивать умения передавать в письменной форме своё, индивидуальное восприятие, своё понимание поставленных в тексте проблем, давать свои оценки фактов и явлений; развивать умение отбора аргументов и органичного ввода их в текст. развивать навыки речевого оформления письменной работы с использованием средств выразительности совершенствовать и развивать умения конструировать письменное высказывание в жанре сочинения-рассуждения, сочинения-эссе.
-
Актуальность элективногокурса
Направленность курса на организацию систематической работы не только над пониманием темы сочинения и способами её раскрытия, но и на практическое применение полученных знаний и умений в ситуации необходимости самостоятельного построения собственного высказывания.
-
Основные требования к знаниям, умениям, навыкам обучающихсяОбучающиеся должны:
понимать основные проблемы общественной жизни и закономерности историко-литературного процесса того или иного периода; знать основные этапы творческой биографии крупнейших писателей, своеобразие эволюции их мировоззрения, метода, стиля, принадлежности их к литературным направлениям; уметь определять роль и место каждого автора и конкретного произведения в литературном процессе, понимать конкретно-историческое и общечеловеческое значение художественных произведений; хорошо знать тексты программных произведений, их литературоведческие и литературно-критические оценки; самостоятельно работать с текстом и создавать свой собственный грамотный текст в условиях ограниченного времени, выражать свои мысли современным литературным языком, выстраивать свой текст по определённой модели, продумывать план и композицию, отбирать фактический материал в соответствии с данной темой.
-
Предполагаемые результаты:Обучающийся научится:
классифицировать сочинения по тематике, проблематике и жанрам, определять своеобразие жанров, зависимость структуры сочинения от его типа; анализировать творческие образцы сочинений различных жанров; создавать сочинения определённой тематики в соответствии с требованиями; аргументировать, привлекая материал художественных произведений, выражать собственную позицию; уместно употреблять средства художественной выразительности и работать с литературоведческим терминами; редактировать собственные сочинения. Программа рассчитана на 17 часов.
-
Содержание программы:
1.Требования к сочинению на литературную тему. Критерии оценивания. Классификация сочинений по тематике, проблематике и жанрам. Своеобразие жанров. Зависимость структуры сочинения от его типа – 1 час. 2. Теоретико-литературные понятия и их роль в подготовке к экзаменам по литературе. Основные литературоведческие понятия в формулировках тем сочинений – 1 час. 3. Сочинение как текст. Основные признаки текста. Композиция сочинения, соответствие сочинения определённой стилистике. Алгоритм написания сочинения – 1 час. 4. Анализ тематических направлений, предложенных для экзамена. Анализ содержания ключевых концептов (тематических направлений). Работа над концепцией сочинения – 5 час.
-
5. Выбор темы сочинения. Развёрнутый план работы рад сочинением. Структура сочинения. Вступительная часть сочинения. Виды вступлений (историческое, историко-литературное, аналитическое или проблемное, биографическое, сравнительное, публицистическое, лирическое) – 2 час. 6. Способы формулирования проблемы, решаемой в работе. Комментарий к проблеме. Обоснование авторской позиции в соответствии с ключевым концептом – 1час. 7.Структура основной части сочинения. Аргументация. Способы ввода аргументов в текст сочинения – 4 часа. 8. Заключительная часть сочинения. Виды заключений и концовок. Редактирование текста сочинения – 1 час. 9. Речевое оформление. Обоснованное использование средств выразительности. Самопроверка сочинения. Виды самопроверки. Способы повышения ее эффективности – 1 час.
-
Изменения в порядке выбора направлений и формулировки тем
2014-2015 уч. год «Недаром помнит вся Россия…» (200-летний юбилей М.Ю. Лермонтова) Вопросы, заданные человечеству войной Человек и природа в отечественной и мировой литературе Спор поколений: вместе и врозь Чем люди живы? 2015-2016 уч. год Нет привязок к датам; В основе выбора направлений итогового сочинения – концепты: время, путь, любовь, дом. Это философские категории, постоянные фрагменты мира. Конкретная тематика определяется по регионам.
-
Определение основных смысловых частей сочинения и их содержательного наполнения (составление плана) Вступление. Определение и формулирование 1-2 основных проблем, которые будут доказываться в главной части сочинения. Главная часть. Ответ на главный вопрос темы или последовательное доказательство главной мысли сочинения с учетом проблем, поставленных во вступлении: Содержательное наполнение каждого абзаца сочинения: тезис (мысль, требующая доказательств), аргументы (доказательства), примеры (с использованием литературного материала), промежуточные выводы. Заключение. Краткий и точный ответ на вопрос темы (сжатый итог всего рассуждения; цитата, содержащая в себе суть главной мысли сочинения; постановка новых проблем и вопросов в ракурсе темы, которые еще предстоит решить). Обратите внимание! В главной части сочинения должны быть решены проблемы, поставленные во вступлении. Заключение сочинения должно перекликаться со вступлением к нему и содержать выводы по проблемам, поставленным во вступлении.
-
Работа над концепцией сочинения.
Направление актуализирует конкретное и символическое значение понятия «путь», нацеливая на нравственное и философское его осмысление. Диапазон размышлений широк: от дорожных впечатлений к раздумьям о судьбе человека, образе его жизни, выборе цели и средств ее достижения.
-
-
-
Виды вступления
-
Концепт «ПУТЬ». Вступление.
1. ( ). Образы России и народа в лирике А. Блока представлены поэтом в традицияхрусской литературы 19 века. «Бросаясь к народу, мы бросаемся прямо под ноги бешеной тройке, на верную гибель», - так описывал А. Блок судьбу русской интеллигенциив эпоху революций. А куда же несётся та тройка? Какой путь предначертан ей? 2.( ). …И вечный бой! Покой нам только снится, Сквозь кровь и пыль Летит, летит степная кобылица И мнёт ковыль… Так представлял А. Блок историческую судьбу России. 3. ( ). «Рождённые в года глухие, Пути не помним своего», - так писал А. Блок в одном из стихотворений о судьбе поколения, представителем которого он был. 4. ( ). Русскую ментальность часто называют загадочной русской душой. В чем заключается эта загадка? Кто-нибудь смог ее разгадать? Все разгадки – в наших песнях, сказках, в произведениях великих русских писателей и поэтов. Главная: Россия всегда в дороге, в поиске своего верного пути. Почему же не идти проторенным другими народами и государствами путём? Неужели нужно жить не благодаря, а вопреки? Неужели, правда, что для России нет ничего невозможного? Что значит «невозможное возможно» в стихотворении А. Блока «Россия»? 5. ( ). Все сказки о сказочных спящих царевнах заканчиваются счастливо. Читаю «Русь» А. Блока и невольно задумываюсь: а чем закончится эта сказка? Проснётся ли моя любимая Русь когда-нибудь и какой путь предстоит ей пройти, чтобы после пробуждения от долгого сна она всё-таки смогла стать счастливой? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
-
3. Основа к тезисному плану
Тема: __________________________________________________________________________________________________ Ключевые слова:_________________________________________________________________________________________ План: I. Вступление ( ) + проблемный вопрос _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ II. Тезис-проблема и аргументы: III. Заключение (общий вывод или следствие). Ответ на вопрос, поставленный во вступлении. ______________________________________________________________________________________________
-
Основная часть. Работа с концептом. ПУТЬ.
-
Круг литературных произведений, использованных для аргументации Сочинение позволяет учащимся с хорошим уровнем общего и речевого развития свободно выходить за рамки школьной программы по литературе в выборе произведений для аргументации Экзаменуемые, не привыкшие много читать и затрудняющиеся в создании развернутого письменного высказывания на заданную ему, чаще обращаются к произведениям из школьной программы и «внеклассного чтения» второй половины XX века Использование краткого пересказа литературного произведения К2 Ссылка на экранизацию, театральную постановку Обращение к произведениям массовой культуры
-
Аргументация. Концепт ПУТЬ.
Концепт «ПУТЬ» Тема (напишите подходящее название) _________________________________________________________________________________
-
Виды заключения
Риторический вопрос: «Как теперь мне ответить на вопрос: «Быть России иль не быть?» Вывод-обобщение на основе микровыводов к аргументам: «Дорогу осилит идущий, а под лежачий камень вода не течет». Вывод-следствие из микровыводов к аргументам: «Пример этого героя нацелил меня на поиск своего пути в жизни». Вывод-кольцо, повторяющий начало сочинения: «У окна стояли двое»… Заключение должно отвечать следующим требованиям: содержать выводы из написанного в данном, конкретном сочинении; оно должно соответствовать теме сочинения. Способы проверки соответствия заключительной части всему написанному тексту. Для того чтобы проверить, соответствует ли оно теме, надо поставить вопрос «О чём говорится в заключительной части сочинения?» и ответить на него, перечитав весь текст. Необходимо перечитать сочинение и подумать над вопросом: «И что из этого следует?» Если заключительная часть сочинения является следствием из написанного, то логика развития основной мысли не нарушена.
-
Вдохновения в работе!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.