Презентация на тему "А.П.Чехов «Белолобый»" 4 класс

Презентация: А.П.Чехов «Белолобый»
Включить эффекты
1 из 15
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
2.1
4 оценки

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация на тему " А.П.Чехов «Белолобый»" рассказывает о великом русском писателе Антоне Павловиче Чехове. Чехов – великий русский писатель, талантливый драматург, академик, врач по профессии. Самое главное в его творчестве – это то, что многие произведения стали классикой мировой литературы, а его пьесы ставятся в театрах по всему миру.

Краткое содержание

  1. А.П.Чехов «Белолобый»
  2. Антон Павлович Чехов (1860-1904)
  3. Экскурсия в село Мелихово
  4. Создание рассказа
  5. Работа над текстом
  6. Домашнее задание

Содержание

  • Презентация: А.П.Чехов «Белолобый»
    Слайд 1

    Урок литературного чтения в 4 Б классе

    Сац Наталья Георгиевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ №1 Гиагинского района ст. Гиагинской.

  • Слайд 2

    Давайте заглянем в логово:Среди валежен меж корней,Отрывши яму для жилья,Росла волчиная семья.

  • Слайд 3

    Чтобы нам урок начать,Надо след расшифровать.Вы внимательно смотрите,Чей же след, тогда скажите?

  • Слайд 4

    А.П.Чехов «Белолобый»

    • Будем учиться читать - думать, читать - чувствовать, читать - жить.
  • Слайд 5

    Антон Павлович Чехов (1860-1904)

    Антон Павлович Чехов (1860-1904)

  • Слайд 6

    Экскурсия в село Мелихово

    • Флигель, построенный писателем.
  • Слайд 7
    • Дом, в котором жил писатель.
  • Слайд 8
    • Интерьер флигеля
  • Слайд 9

    Школы, построенные А.П.Чеховым

  • Слайд 10

    ОЛЬГА КНИППЕР - актриса, жена А.П.Чехова.

  • Слайд 11

    А.П.Чехов очень любил животных

    «Жизнь без природы, без людей, без отечества – это не жизнь». А.П.Чехов

    Чехов с таксами – Хиной и Бромом.

  • Слайд 12

    СОЗДАНИЕ РАССКАЗА

    • Рассказ «Белолобый» был создан в селе Мелихове, а напечатан в 1895 году в журнале «Детское чтение».
  • Слайд 13

    Работа над текстом

    Работа над текстом

  • Слайд 14
  • Слайд 15

    ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

    • Выберите те задания, которые у вас вызвали интерес.

    1. Составьте кроссворд, ребусы по сюжету рассказа.2. Сочините стихи.3. Подготовьте рисунки, подпишите словами текста и создайте диафильм.4. Составьте план рассказа и перескажите понравившийся отрывок.

Посмотреть все слайды

Конспект

Тема:Урок литературного чтения в 4 Б классе. (Второй урок по теме)

Цели и задачи урока:

1. Образовательные: продолжить знакомство детей с биографией и творчеством А.П.Чехова; Развивать у детей способность полноценно воспринимать художественный текст, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное, видеть авторское и выражать своё отношение к прочитанному; продолжить работу над совершенствованием навыка чтения: правильность, беглостью, осознанностью и выразительностью; а также слушания и говорения; формировать читательские умения у детей при работе с текстом, анализировать и обобщать, активизировать «вдумчивое чтение».

2. Развивающие: развивать устную речь учащихся; формировать читательскую самостоятельность; развивать образное и логическое мышление, память, внимание; развивать словарный запас учащегося; расширять кругозор детей; повышать интерес к чтению;

3. Воспитательные: воспитание норм нравственного поведения через осмысление художественного произведения: воспитание интереса к миру детской художественной литературы; воспитывать чуткое, доброе отношение к природе, к животным.

Ход урока.

Организационный момент.

Улыбнулись, друзья,
За работу пора.
Пусть ваш поиск будет успешным,
Дружным, вдумчивым, интересным.

2. Актуализация знаний

Слайд №2. - Прочитаем стихотворение:

А давайте заглянем в логово:

Среди валежен меж корней,
Отрывши яму для жилья,
Росла волчиная семья.

- Можно ли эти строчки использовать в качестве эпиграфа к нашему уроку? Почему?

Слайд №3. ( Рисунок следа животного.)

- Чтобы нам урок начать,
Надо след расшифровать.
Вы внимательно смотрите.
Чей же след, тогда скажите?

В результате обсуждения приходим к выводу, что данный след является волчьим, так как конечности пальцеходящие, передние – пятипалые, задние - четырехпалые.

(Учащиеся формулируют цели и задачи урока).

Слайд №4. Семейство волчьих, псовых, собачьих, о нем сегодня пойдет речь на уроке. (Открывается запись на доске А.П.Чехов «Белолобый».)

-Сколько лет прожил А.П.Чехов? Какой это век? Как определили?

4. Определение целей и задач урока

- Мы действительно не просто заглянем и узнаем, как живёт волчья семья, но и попробуем проникнуть в мир чувств и отношений, в мир А.П.Чехова, этого великого русского писателя. А может, и совершим открытия?

Слайд №5. - Каков творческий путь писателя? Вспомните, о чём я вам рассказывала на прошлом уроке?

Учитель. Чтобы лучше понять проблемы, которые поднимает и решает А.П.Чехов в своем произведении, обратимся к его биографическим данным. Для этого вместе с экскурсоводом Гишевой Альбиной отправимся в село Мелихово.

Экскурсовод. Я вас приглашаю вас совершить мини-экскурсию в село Мелихово (ныне Чеховский район Московской области). «Почему в Мелихово?» – спросите вы. Потому, что это были, по словам Чехова, самые счастливые годы жизни. Здесь писатель жил с 1882 по 1899 годы.

Слайд №6. Перед вами флигель, выстроенный писателем, он сохранился в подлинном виде.

- Что такое флигель? Где можно посмотреть значение слова? (Толковый словарь.) Ищем слово. Как расположены слова в словаре?

Слайд №7. Рядом маленькая липовая аллея, пруд, сад и парк. А это дом, в котором жил Чехов. Люди, которые побывали в Мелихово, отмечали: у всех Чеховых есть замечательное свойство – их слушались цветы и растения, и все, чтобы они не посадили, принималось хорошо. Писатель посадил здесь сотни фруктовых деревьев и розовых кустов.

Слайд №8. А вот интерьер флигеля. Это письменный стол, кресло. На стенах – фотографии его друзей.

Слайд №9. Проживая в Мелихово, Чехов построил 3 сельские школы. В гостях у него побывали художники И.И.Левитан и Серов.

Слайд №10. Сюда приезжала актриса Ольга Книппер, которая стала его женой. А.П.Чехов, врач по образованию, лечил сельских людей, а сам болел туберкулезом. В 1898 году по совету врачей он уехал в Ялту, а оттуда в Германию, где умер в 1904 году.

Работа над новой темой.

А)- Ребята, я думаю, вам интересно будет узнать историю создания произведения для детей «Белолобый». ( Рассказ ученика Дьякова Олега)

Слайд №11. А.П.Чехов писал в письме к своему другу Суворину: «Жизнь без природы, без людей, без отечества – это не жизнь». Писатель очень любил животных, а они отвечали ему взаимностью. В Мелихове у него жили две таксы – Хина и Бром. В ялтинском саду жил даже ручной журавль.

Слайд №12. Рассказ «Белолобый был напечатан в 1895 году в журнале «Детское чтение». А создан в Мелихове. После поездок любил Чехов вернуться в село к телятам, собачкам. Он удивительно человечно рассказал о матери-волчихе, о резвых волчатах, об их играх с Белолобым. «Если невнимательно относиться к животным, - как бы говорит писатель, - легко очутиться в смешном положении, как сторож Игнат, побивший невинного Белолобого».

Б) Дополнительный материал о волках.

- Со своим проектом выступит ученица Юник Елизавета.

- Почему волк получил такое название? (Волк – волоку, волочить, т.е. тащить, уволакивать скот.)

В)- На прошлом уроке мы познакомились с содержанием произведения А.П.Чехова «Белолобый», выполнили словарную работу.

- Сегодня мы проанализируем образы главных персонажей. Дадим им общую характеристику. Выскажем своё мнение и отношение к этим героям.

(Учитель читает четверостишие):

Наш автор - великий актёр и поэт
Готовит для нас необычную встречу
Глазами волчихи увидим мы свет,
Готовы ли вы к превращениям дети?

Г) Жанровое своеобразие рассказа.

- К какому жанру относится произведение «Белолобый»? (Это рассказ - схема-таблица на доску) Докажите. ( Небольшое по объему произведение. В основу рассказа положено одно важное событие. Читатель ничего не знает о прошлом и будущем героев. В рассказе один главный герой или два, а остальные - действующие лица.)

- Являются ли события, о которых рассказал А.П.Чехов, очень значительными в жизни? (Выслушиваем мнение детей. События не значительные.)

- А что же делает рассказ Чехова интересным и трогательным? (Волчица вела себя, как человек: была мнительная, она думала, помнила, вспоминала, замечала, у нее болела голова, решила съесть, тревожилась, напрягала зрение и слух, чуть дышала, узнавала)

- Кто, по-вашему, является главным героем рассказа? Докажите свою мысль. (Волчица и щенок – главные герои рассказа, остальные – действующие лица)

Д) Работа над рассказом.

Докажите словами из текста, что автор понимает заботы и трудности волчихи. Зачитайте. Каковы же заботы?
-обеспечить себе и детям пропитание
-не попасться человеку

Разберём трудности:

-возраст
-плохое зрение
-здоровье
-плохое чутьё


Чехов очень хорошо знает ее повадки и особенности поведения. Какие это повадки? (привычки). Перечислите. (Чтение отрывков.)

Проследите по тексту, какими чувствами награждает автор волчиху. (Прилагательные «мнительная», «слабого здоровья», «вздрагивала от малейшего шума», «обманутая чутьём» и т.д. Во втором абзаце текста читаем: «едва высунешь язык, как его начинало сильно щипать» - автор говорит не о собственном языке. Он проникается ощущениями волчихи. Чехов пишет о волчихе: «думала», «помнила», «соображала», «думала с досадой» - так можно сказать о человеке или звере, если награждаешь его человеческими эмоциями и переживаниями. «Съем-ка его…» - решила волчиха…)

Перечитайте внимательно 4 и 5 абзацы. Жужжащее чтение.

Кто так воспринимает сторожа Игната: автор или волчиха?

Работа в паре: выбрать из данных слов подходящие к образу волчихи:заботливая, осторожная, нежная, сердитая, любящая, неприветливая, добрая, слабая, предусмотрительная, злая, безжалостная, голодная, опытная, умная, старая, мнительная.

(умеет предвидеть результаты событий в будущем)

- К какой части речи относятся эти слова? (Имена прилагательные) Что ещё у них общего?
(Грамматические признаки – род, число, падеж.)
- Как случилось, что щенок попал к волчихе? (зачитать отрывок)
- Как выглядел Белолобый? Прочитайте про себя и перескажите.
- Волчица схватила щенка и несёт его в логово. Что она испытала, когда положила свою ношу на снег? (отвращение)

Ж) Физминутка «Зеркало» (песня «Собака бывает кусачей»)

Ученица у доски показывает упражнения, дети повторяют за ней.

Собачья жизнь.

- Как понимаете это выражение? (очень плохая, трудная, тяжёлая жизнь)
- Как вы относитесь к бездомным животным?
- Я верю, что вы у меня добрые и отзывчивые дети.

З) - Волчица возвращается домой вместе со щенком. О чём она думает? Может ли она думать и рассуждать как человек? Как называется такой приём в литературе? (олицетворение) Для чего автор ввёл этот прием, сравнения с человеком?

- Ещё раз приведите словами из текста, что волчицу мучил голод.

И) Посмотрим отрывок из мультфильма «Белолобый» как волчата играют со щенком.

- Как ведёт себя волчица? Почему она разрешила играть своим детям со щенком?
-Кто наблюдает за игрой малышей? А ещё кто?
-Какую целостную картину рисует автор? («Стало шумно и весело. Солнце припекало уже по-весеннему…» - пишет Чехов, тем самым показывая, что даже природа принимает и одобряет игру малышей.)

К) Работа в группах.

1 группа

Кто в рассказе считает, что Белолобый глупый? Почему?

2 группа

Докажите, что щенок не глупый, а просто маленький. (Перечислите его умные поступки):

-нашёл дорогу домой
-когда волчица во второй раз наведалась в хлев, щенок помешал ей утащить ягнят, разбудив своим лаем мать Арапку

3 группа

Кто ещё нам кажется смешным (глупым)? Перечислите смешные и немного глупые поступки этого героя.

Л) - Как наказал Игнат Белолобого? Справедливо ли?

- Прочитайте фразеологизм.

Пороха не нюхал

- Как понимаете его значение? (не испытал тягот, лишений, неопытный)
- Можно ли отнести эту фразу к Белолобому?
- Сравните Белолобого и Игната, чем они интересны? (мысль о старости и молодости)
- Почему волчиха не съела щенка, хотя была очень голодна? (Схема на доске.)
- Идет борьба чувств: голода и материнства.
- Что еще повлияло на то, что волчиха не съела щенка?
- Почему рассказ назван Белолобый?

Итог урока

- Какова главная мысль рассказа? Чему вас научил этот рассказ?

- А. П. Чехов сумел проникнуть в чувство и мысли волчихи. У него мы научились понимать животных, понимать окружающий мир. Чехов “очеловечивает" животных. В изображение животных у Чехова присутствуют два чувства — жалости и юмора. Писателя глубоко волновала мысль о разобщённости двух миров – мира «больших» и мира «маленьких». Об этом он написал много рассказов: «Беглец», «Ванька», «Мальчики», «Каштанка», «Спать хочется» и др. (Выставка книг А.П.Чехова.)

Контроль усвоения знаний. Тестирование.

Тест А.П.Чехов "Белолобый"

Выбери правильный ответ и обведи букву:

1. Жанр произведения:

а) быль б) повесть в) рассказ г) сказка

2. В каком месяце происходит событие?

а) январь б) февраль в) март г) апрель

3. Героями произведения являются:

а) волчица б) щенок в) сторож Игнат г) странник

4. Повествование ведется от лица:

а) автора а) волчицы б) Игната

5. Какой породы щенок Белолобый?

а) дворняжка б) лайка в) борзая

Взаимопроверка в парах.

Ответы: 1в, 2в, 3аб, 4а, 5а - у кого правильные ответы, получится слово – УМНИЦА

Выставление оценок.

Подведение итогов урока.

Учитель. Чьи ответы и выступления вам сегодня запомнились?

Слайд № Домашнее задание.

Выберите те задания, которые у вас вызвали интерес.

1) Составьте кроссворд, ребусы по сюжету рассказу
2) Сочините стихи
3) Нарисуйте рисунки, подпишите словами текста и создайте диафильм.
4) Составьте план рассказа и перескажите понравившийся отрывок.

Использованная литература

  1. Что такое Кто такой. Том 1 – Москва, Издательство «Педагогика – Пресс»,1994
  2. Что такое Кто такой. Том 3 – Москва, Издательство «Педагогика»,1978
  3. В.И.Кулешов. Жизнь и творчество А.П.Чехова. Очерк.- Москва, Издательство «Детская литература», 1985
  4. Русские писатели XIX в. Большой учебный справочник. – Москва, Издательский дом «Дрофа», 2000
  5. Большой справочник школьника. – Москва, Издательский дом «Дрофа»,1999
  6. А.П.Чехов. «Белолобый». – Москва, Издательство «Детская литература», 1974
  7. О.Д.Ушакова. Откуда пришли слова. - Санкт-Петербург, Издательский Дом «Литера», 2008

Тема:Урок литературного чтения в 4 Б классе. (Второй урок по теме)

Цели и задачи урока:

1. Образовательные: продолжить знакомство детей с биографией и творчеством А.П.Чехова; Развивать у детей способность полноценно воспринимать художественный текст, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное, видеть авторское и выражать своё отношение к прочитанному; продолжить работу над совершенствованием навыка чтения: правильность, беглостью, осознанностью и выразительностью; а также слушания и говорения; формировать читательские умения у детей при работе с текстом, анализировать и обобщать, активизировать «вдумчивое чтение».

2. Развивающие: развивать устную речь учащихся; формировать читательскую самостоятельность; развивать образное и логическое мышление, память, внимание; развивать словарный запас учащегося; расширять кругозор детей; повышать интерес к чтению;

3. Воспитательные: воспитание норм нравственного поведения через осмысление художественного произведения: воспитание интереса к миру детской художественной литературы; воспитывать чуткое, доброе отношение к природе, к животным.

Ход урока.

Организационный момент.

Улыбнулись, друзья,
За работу пора.
Пусть ваш поиск будет успешным,
Дружным, вдумчивым, интересным.

2. Актуализация знаний

Слайд №2. - Прочитаем стихотворение:

А давайте заглянем в логово:

Среди валежен меж корней,
Отрывши яму для жилья,
Росла волчиная семья.

- Можно ли эти строчки использовать в качестве эпиграфа к нашему уроку? Почему?

Слайд №3. ( Рисунок следа животного.)

- Чтобы нам урок начать,
Надо след расшифровать.
Вы внимательно смотрите.
Чей же след, тогда скажите?

В результате обсуждения приходим к выводу, что данный след является волчьим, так как конечности пальцеходящие, передние – пятипалые, задние - четырехпалые.

(Учащиеся формулируют цели и задачи урока).

Слайд №4. Семейство волчьих, псовых, собачьих, о нем сегодня пойдет речь на уроке. (Открывается запись на доске А.П.Чехов «Белолобый».)

-Сколько лет прожил А.П.Чехов? Какой это век? Как определили?

4. Определение целей и задач урока

- Мы действительно не просто заглянем и узнаем, как живёт волчья семья, но и попробуем проникнуть в мир чувств и отношений, в мир А.П.Чехова, этого великого русского писателя. А может, и совершим открытия?

Слайд №5. - Каков творческий путь писателя? Вспомните, о чём я вам рассказывала на прошлом уроке?

Учитель. Чтобы лучше понять проблемы, которые поднимает и решает А.П.Чехов в своем произведении, обратимся к его биографическим данным. Для этого вместе с экскурсоводом Гишевой Альбиной отправимся в село Мелихово.

Экскурсовод. Я вас приглашаю вас совершить мини-экскурсию в село Мелихово (ныне Чеховский район Московской области). «Почему в Мелихово?» – спросите вы. Потому, что это были, по словам Чехова, самые счастливые годы жизни. Здесь писатель жил с 1882 по 1899 годы.

Слайд №6. Перед вами флигель, выстроенный писателем, он сохранился в подлинном виде.

- Что такое флигель? Где можно посмотреть значение слова? (Толковый словарь.) Ищем слово. Как расположены слова в словаре?

Слайд №7. Рядом маленькая липовая аллея, пруд, сад и парк. А это дом, в котором жил Чехов. Люди, которые побывали в Мелихово, отмечали: у всех Чеховых есть замечательное свойство – их слушались цветы и растения, и все, чтобы они не посадили, принималось хорошо. Писатель посадил здесь сотни фруктовых деревьев и розовых кустов.

Слайд №8. А вот интерьер флигеля. Это письменный стол, кресло. На стенах – фотографии его друзей.

Слайд №9. Проживая в Мелихово, Чехов построил 3 сельские школы. В гостях у него побывали художники И.И.Левитан и Серов.

Слайд №10. Сюда приезжала актриса Ольга Книппер, которая стала его женой. А.П.Чехов, врач по образованию, лечил сельских людей, а сам болел туберкулезом. В 1898 году по совету врачей он уехал в Ялту, а оттуда в Германию, где умер в 1904 году.

Работа над новой темой.

А)- Ребята, я думаю, вам интересно будет узнать историю создания произведения для детей «Белолобый». ( Рассказ ученика Дьякова Олега)

Слайд №11. А.П.Чехов писал в письме к своему другу Суворину: «Жизнь без природы, без людей, без отечества – это не жизнь». Писатель очень любил животных, а они отвечали ему взаимностью. В Мелихове у него жили две таксы – Хина и Бром. В ялтинском саду жил даже ручной журавль.

Слайд №12. Рассказ «Белолобый был напечатан в 1895 году в журнале «Детское чтение». А создан в Мелихове. После поездок любил Чехов вернуться в село к телятам, собачкам. Он удивительно человечно рассказал о матери-волчихе, о резвых волчатах, об их играх с Белолобым. «Если невнимательно относиться к животным, - как бы говорит писатель, - легко очутиться в смешном положении, как сторож Игнат, побивший невинного Белолобого».

Б) Дополнительный материал о волках.

- Со своим проектом выступит ученица Юник Елизавета.

- Почему волк получил такое название? (Волк – волоку, волочить, т.е. тащить, уволакивать скот.)

В)- На прошлом уроке мы познакомились с содержанием произведения А.П.Чехова «Белолобый», выполнили словарную работу.

- Сегодня мы проанализируем образы главных персонажей. Дадим им общую характеристику. Выскажем своё мнение и отношение к этим героям.

(Учитель читает четверостишие):

Наш автор - великий актёр и поэт
Готовит для нас необычную встречу
Глазами волчихи увидим мы свет,
Готовы ли вы к превращениям дети?

Г) Жанровое своеобразие рассказа.

- К какому жанру относится произведение «Белолобый»? (Это рассказ - схема-таблица на доску) Докажите. ( Небольшое по объему произведение. В основу рассказа положено одно важное событие. Читатель ничего не знает о прошлом и будущем героев. В рассказе один главный герой или два, а остальные - действующие лица.)

- Являются ли события, о которых рассказал А.П.Чехов, очень значительными в жизни? (Выслушиваем мнение детей. События не значительные.)

- А что же делает рассказ Чехова интересным и трогательным? (Волчица вела себя, как человек: была мнительная, она думала, помнила, вспоминала, замечала, у нее болела голова, решила съесть, тревожилась, напрягала зрение и слух, чуть дышала, узнавала)

- Кто, по-вашему, является главным героем рассказа? Докажите свою мысль. (Волчица и щенок – главные герои рассказа, остальные – действующие лица)

Д) Работа над рассказом.

Докажите словами из текста, что автор понимает заботы и трудности волчихи. Зачитайте. Каковы же заботы?
-обеспечить себе и детям пропитание
-не попасться человеку

Разберём трудности:

-возраст
-плохое зрение
-здоровье
-плохое чутьё


Чехов очень хорошо знает ее повадки и особенности поведения. Какие это повадки? (привычки). Перечислите. (Чтение отрывков.)

Проследите по тексту, какими чувствами награждает автор волчиху. (Прилагательные «мнительная», «слабого здоровья», «вздрагивала от малейшего шума», «обманутая чутьём» и т.д. Во втором абзаце текста читаем: «едва высунешь язык, как его начинало сильно щипать» - автор говорит не о собственном языке. Он проникается ощущениями волчихи. Чехов пишет о волчихе: «думала», «помнила», «соображала», «думала с досадой» - так можно сказать о человеке или звере, если награждаешь его человеческими эмоциями и переживаниями. «Съем-ка его…» - решила волчиха…)

Перечитайте внимательно 4 и 5 абзацы. Жужжащее чтение.

Кто так воспринимает сторожа Игната: автор или волчиха?

Работа в паре: выбрать из данных слов подходящие к образу волчихи:заботливая, осторожная, нежная, сердитая, любящая, неприветливая, добрая, слабая, предусмотрительная, злая, безжалостная, голодная, опытная, умная, старая, мнительная.

(умеет предвидеть результаты событий в будущем)

- К какой части речи относятся эти слова? (Имена прилагательные) Что ещё у них общего?
(Грамматические признаки – род, число, падеж.)
- Как случилось, что щенок попал к волчихе? (зачитать отрывок)
- Как выглядел Белолобый? Прочитайте про себя и перескажите.
- Волчица схватила щенка и несёт его в логово. Что она испытала, когда положила свою ношу на снег? (отвращение)

Ж) Физминутка «Зеркало» (песня «Собака бывает кусачей»)

Ученица у доски показывает упражнения, дети повторяют за ней.

Собачья жизнь.

- Как понимаете это выражение? (очень плохая, трудная, тяжёлая жизнь)
- Как вы относитесь к бездомным животным?
- Я верю, что вы у меня добрые и отзывчивые дети.

З) - Волчица возвращается домой вместе со щенком. О чём она думает? Может ли она думать и рассуждать как человек? Как называется такой приём в литературе? (олицетворение) Для чего автор ввёл этот прием, сравнения с человеком?

- Ещё раз приведите словами из текста, что волчицу мучил голод.

И) Посмотрим отрывок из мультфильма «Белолобый» как волчата играют со щенком.

- Как ведёт себя волчица? Почему она разрешила играть своим детям со щенком?
-Кто наблюдает за игрой малышей? А ещё кто?
-Какую целостную картину рисует автор? («Стало шумно и весело. Солнце припекало уже по-весеннему…» - пишет Чехов, тем самым показывая, что даже природа принимает и одобряет игру малышей.)

К) Работа в группах.

1 группа

Кто в рассказе считает, что Белолобый глупый? Почему?

2 группа

Докажите, что щенок не глупый, а просто маленький. (Перечислите его умные поступки):

-нашёл дорогу домой
-когда волчица во второй раз наведалась в хлев, щенок помешал ей утащить ягнят, разбудив своим лаем мать Арапку

3 группа

Кто ещё нам кажется смешным (глупым)? Перечислите смешные и немного глупые поступки этого героя.

Л) - Как наказал Игнат Белолобого? Справедливо ли?

- Прочитайте фразеологизм.

Пороха не нюхал

- Как понимаете его значение? (не испытал тягот, лишений, неопытный)
- Можно ли отнести эту фразу к Белолобому?
- Сравните Белолобого и Игната, чем они интересны? (мысль о старости и молодости)
- Почему волчиха не съела щенка, хотя была очень голодна? (Схема на доске.)
- Идет борьба чувств: голода и материнства.
- Что еще повлияло на то, что волчиха не съела щенка?
- Почему рассказ назван Белолобый?

Итог урока

- Какова главная мысль рассказа? Чему вас научил этот рассказ?

- А. П. Чехов сумел проникнуть в чувство и мысли волчихи. У него мы научились понимать животных, понимать окружающий мир. Чехов “очеловечивает" животных. В изображение животных у Чехова присутствуют два чувства — жалости и юмора. Писателя глубоко волновала мысль о разобщённости двух миров – мира «больших» и мира «маленьких». Об этом он написал много рассказов: «Беглец», «Ванька», «Мальчики», «Каштанка», «Спать хочется» и др. (Выставка книг А.П.Чехова.)

Контроль усвоения знаний. Тестирование.

Тест А.П.Чехов "Белолобый"

Выбери правильный ответ и обведи букву:

1. Жанр произведения:

а) быль б) повесть в) рассказ г) сказка

2. В каком месяце происходит событие?

а) январь б) февраль в) март г) апрель

3. Героями произведения являются:

а) волчица б) щенок в) сторож Игнат г) странник

4. Повествование ведется от лица:

а) автора а) волчицы б) Игната

5. Какой породы щенок Белолобый?

а) дворняжка б) лайка в) борзая

Взаимопроверка в парах.

Ответы: 1в, 2в, 3аб, 4а, 5а - у кого правильные ответы, получится слово – УМНИЦА

Выставление оценок.

Подведение итогов урока.

Учитель. Чьи ответы и выступления вам сегодня запомнились?

Слайд № Домашнее задание.

Выберите те задания, которые у вас вызвали интерес.

1) Составьте кроссворд, ребусы по сюжету рассказу
2) Сочините стихи
3) Нарисуйте рисунки, подпишите словами текста и создайте диафильм.
4) Составьте план рассказа и перескажите понравившийся отрывок.

Использованная литература

  1. Что такое Кто такой. Том 1 – Москва, Издательство «Педагогика – Пресс»,1994
  2. Что такое Кто такой. Том 3 – Москва, Издательство «Педагогика»,1978
  3. В.И.Кулешов. Жизнь и творчество А.П.Чехова. Очерк.- Москва, Издательство «Детская литература», 1985
  4. Русские писатели XIX в. Большой учебный справочник. – Москва, Издательский дом «Дрофа», 2000
  5. Большой справочник школьника. – Москва, Издательский дом «Дрофа»,1999
  6. А.П.Чехов. «Белолобый». – Москва, Издательство «Детская литература», 1974
  7. О.Д.Ушакова. Откуда пришли слова. - Санкт-Петербург, Издательский Дом «Литера», 2008
Скачать конспект

Сообщить об ошибке