Содержание
-
Смысл названия рассказа (обобщающий урок)
-
Лидия Михайловна
Она сидела передо мной аккуратная вся, умная и красивая, красивая и в одежде своей, и в своей молодой поре, которую я смутно чувствовал, до меня доходил запах духов от неё….; к тому же она была учительницей не арифметики какой-нибудь, не истории, а загадочного французского языка, от которого тоже исходило что-то особое, сказочное, неподвластное любому-каждому, как, например, мне.
-
Главный герой
Посмотреть, конечно, было на что: перед ней крючился на парте тощий диковатый мальчишка с разбитым лицом, неопрятный без матери и одинокий, в старом, застиранном пиджачишке на обвислых плечах, который впору был на груди, но из которого далеко вылезали руки; в перешитых из отцовских галифе и заправленных в чирки марких светло-зелёных штанах со следами вчерашней драки.
-
Вопросы
Какой представлялась мальчику Лидия Михайловна? Какой приём применяет автор в описании учительницы и мальчика? Какие чувства испытывает герой в квартире учительницы? Почему Лидия Михайловна заставила героя заниматься дополнительно?
-
Почему Лидия Михайловна решилась на игру в «замеряшки» со своим учеником? Чем закончилась игра?
-
Характеристика главных героев (черты характера)
нравственная стойкость; жажда знаний; чувство собственного достоинства. «учительница загадочного французского языка»; умная и красивая; «особенное какое-то сказочное существо…»; «человек необыкновенный, не похожий на всех остальных». чувство собственного достоинства; доброта; смелость; милосердие; чуткость; щедрость; отзывчивость. Мальчик Лидия Михайловна
-
Подберите синонимы и антонимы к слову отзывчивый. К кому из героев рассказа они подходят?
Синонимы Антонимы добрый внимательный сердечный сострадательный человечный чуткий милосердный равнодушный жестокий бессердечный черствый бездушный
-
Значение слова «УРОК»
Работа, заданная на определенный срок. Она задала себе урок. Учебная работа, задания, которые даются ученику для приготовления к следующему занятию. Готовить урок. Учить уроки. Учебное занятие по какому-либо предмету, а также отведенное для него время. Урок литературы. То, из чего можно сделать выводы, извлечь что-либо поучительное на будущее. Жизненный урок. Перен. Устар. Поучения, наставления. Онегин, помните ль тот час, Когда в саду, в аллее нас Судьба свела, и так смиренно Урок ваш выслушала я.
-
Послесловие
Лидия Михайловна открыла мальчику новый мир, показала «другую жизнь» (в доме учительницы мальчику даже воздух казался пропитанным «лёгкими и незнакомыми запахами иной жизни»), где люди могут доверять друг другу, поддерживать и помогать, разделять горе, избавлять от одиночества. Мальчик узнал «красные яблоки», о которых и не мечтал никогда. Теперь он узнал о том, что он не одинок, что есть на свете доброта, отзывчивость, любовь. Это и есть истинные духовные ценности. Какую роль играет послесловие?
-
Лидия Михайловна Молокова - прототип героини Распутина
Совсем еще молодая, недавняя студентка, она не думала о том, что воспитывает нас на своем примере, но поступки, которые для нее сами собой разумелись, становились для нас самыми важными уроками. Уроками доброты".
-
Смысл названия
Слово «урок» в названии рассказа имеет два значения. Во-первых, это учебный час, посвященный отдельному предмету, во-вторых, это нечто поучительное, из чего можно сделать вывод для будущего. Определяющим для понимания замысла рассказа становится именно второе значение этого слова. Уроки доброты и сердечности, преподанные Лидией Михайловной, мальчик запомнил на всю свою жизнь.
-
Анализ эпизода
Удивительно, но Лидия Михайловна, оказывается, не помнила, что она похожим же, как в рассказе, образом отправляла мне посылку с макаронами…. Но,поразмыслив, я понял, что удивительного тут в сущности нет ничего: истинное добро со стороны того, кто творит его, имеет меньшую память, чем со стороны того, кто его принимает… Почему Лидия Михайловна не помнила об этом своем поступке? Какой должна быть истинная доброта? *Какой эпизод их рассказа А.И.Куприна «Чудесный доктор» вам напомнил этот отрывок?
-
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (выбрать 1 или 2)
1.Напишите сочинение-рассуждение по высказыванию: «Истинное добро со стороны того, кто творит его, имеет меньшую память, чем со стороны того, кто его принимает…» (сформулируйте тезис, доказательства-аргументы из изученных произведений, примеры добрых дел из вашей жизни или из жизни ваших знакомых, сделайте выводы)
-
2. Объясните значение высказываний. Кого из героев они характеризуют?
Сострадание - есть горе о чужом несчастье (Плутарх) Любить – это находить в счастье другого свое собственное счастье (Г. Лейбниц) Любовь за деньги не купишь. Ум истиной просвещается, сердце любовью согревается.
-
Какие уроки вы извлекли из рассказа?
Я написал этот рассказ в надежде, что преподанные мне в своё время уроки лягут на душу как маленького, так и взрослого читателя.
-
Идея рассказа
Самоотверженная и бескорыстная доброта - вечная человеческая ценность. Нравственное значение рассказа-в воспевании вечных ценностей - доброты и человеколюбия.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.