Содержание
-
Формирование УУД на уроках литературного чтения
Родина Наталья Михайловна, учитель начальных классов МКОУ «Липицкая средняя общеобразовательная школа» Чернского района Тульской области
-
Новые социальные запросы, отраженные в ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться». Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.
-
Требования ФГОС НОО к формированию УУД нашли отражение в планируемых результатах освоения программы учебного предмета «Литературное чтение».
Средством формирования УУД служат тексты учебника, рабочей тетради, их методический аппарат.
-
Личностные УУД
Смыслообразованиечерез прослеживание «судьбы героя» (П.Я. Гальперин) и ориентацию учащегося в системе личностных смыслов. Примеры: «Как ты думаешь, для чего человеку нужно уметь читать? «Для чего (для кого) учишься ты?».
-
Самоопределение и самопознание на основе сравнения «я» с героями литературных произведений посредством эмоционально-действенной идентификации. Примеры: Представь себя в такой ситуации. Как бы ты повел себя?; Вспомни, не было ли в твоей жизни, когда тайное становилось явным. Расскажи об этом; Какую мысль из последней главы ты считаешь для себя наиболее важной?
-
Морально-этическая ориентация и нравственная оценка: действия нравственно-этического оценивания через выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей, формирование нравственной позиции учащихся на основе опыта эмпатии и сопереживания; формирование эстетических чувств. Примеры: Найди слова, в которых выражена главная мысль рассказа. Что значит «быть настоящим человеком»?; Кого вы можете назвать другом? Попробуйте написать рассказ или стихотворение о своем друге.
-
Коммуникативные универсальные учебные действия
Сотрудничество и кооперация: чтение как кооперация (чтение по цепочке или по ролям). Примеры: Подготовься вместе с одноклассниками к инсценировке. Распределите с одноклассниками роли; Какой фрагмент статьи оказался для тебя наиболее сложным? Найди его и попытайся понять. Если потребуется – используй словари, дополнительную литературу, консультируйся со старшими.
-
Интеллектуальный аспект коммуникации – учёт позиции собеседника. Обоснование строчками из текста заявленного «чужого» мнения. Постановка вопросов по изучаемому произведению. Например: «Поставь вопросы к статье. Для этого: перечитай произведение, выделяя то, о чём хочешь спросить; сформулируй вопросы; задай вопросы одноклассникам».
-
Речевые умения: участие в диалоге или дискуссии о героях и их поступках; умение находить в тексте произведения диалоги героев, читать их по ролям, передавая особенности образов героев; владение монологической речью (умение находить в тексте монологи героев и читать их, составлять высказывания о героях и их поступках, о произведениях и книгах); оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста) и т.д.
-
Регулятивные универсальные учебные действия
Обеспечивают организацию учебной деятельности и самостоятельной работы с произведениями и книгами. Регулятивные универсальные учебные действия развиваются с помощью заданий: на составление плана (план текста, устного рассказа, сочинения); на проведение самопроверки; на редактирование текста. Основой для формирования регулятивных универсальных учебных действий служат памятки (алгоритмы действий), которые должны усложняться от класса к классу.
-
Целеполагание, планирование: «Какие слова и выражения в этом тексте непонятны для тебя? Как можно выяснить их значения?». Планирование осуществляется детьми в процессе подготовки коллективных инсценировок, различных видов групповой работы и создания собственных сочинений. Прогнозирование: «Прочитай заголовок следующего произведения. Подумай, о ком оно»; «Как ты думаешь, чем закончится эта история?». Контроль(волевая саморегуляция): «Составь план части. Постарайся не упустить ничего важного». С действиями контроля дети знакомятся в процессе групповой работы по подготовке коллективных игр-драматизаций по материалу прочитанных произведений, когда им необходимо выполнить ряд действий и соотнести их с составленным заранее коллективным планом инсценировки.
-
4. Коррекция: «Найди и исправь ошибки, прочитай правильно», задания на редактирование: «Проверь, все ли важное отражено в плане. Для этого еще раз перечитай текст, сопоставляя с пунктами плана».5. Оценка (выделение того, что уже усвоено, а что еще нет): «Какие слова из этого текста непонятны тебе? Догадайся об их значении по общему смыслу читаемого»; «Перечитай текст и отметь то, что тебе непонятно».
-
Познавательные универсальные учебные действия
Знакомство с приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий способствует формированию познавательных универсальных учебных действий. Поиск и выделение необходимой информации происходит на занятиях литературным чтением постоянно: от учащихся требуется самостоятельное нахождение определенного фрагмента текста и его интерпретации для ответов на конкретные вопросы учителя или для обоснования своего суждения.
-
Общеучебные универсальные действия: Выбор вида чтения (ознакомительное или первичное, изучающее, поисковое, просмотровое, выразительное) в зависимости от поставленной цели.2. Рефлексия на содержание и форму произведения: формулировать свою точку зрения о героях, произведении или книге, подтверждая ее фактами из произведения или других источников информации, что служит развитию умственных способностей, нравственному и эстетическому воспитанию учащихся.3. Поиск и выделение необходимой информации. Перечитывание текста с разными задачами: оценка смысла всего текста по названию; поиск нужных частей текста, нужных строчек, поиск и подстановка нужных слов и т.д. Вычитывание всех видов текстовой информации: фактуальной, подтекстовой, концептуальной.4. Знаково-символические действия. Моделирование на уроках литературного чтения: составление моделей обложек, оставление модельного плана, работа с блок-схемами, схемами, таблицами.
-
Формирование логических универсальных действий: 1. Подведение под понятие. Например, формирования понятия «прибаутка» через анализ родственных слов (баять, баюн, байка), значения которых объяснены.2. Установление причинно-следственных связей: при составлении плана текста; между текстом и художественной иллюстрацией к нему.3. Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков: анализ докучных сказок с целью выделения повтора как жанровой основы; анализ композиционных особенностей сказки-цепочки (кумулятивной сказки) с целью обнаружения ее жанровых признаков: каждое следующее звено цепочки повторяет предыдущее, обогащённое очередным новым элементом.4. Сравнение произведений по жанру, теме, авторской принадлежности; сравнение героев. Например: Сравнительный анализ докучной и кумулятивной сказок с целью обнаружения сходства (повтор как главная композиционная фигура обоих жанров) и различий (круг и вектор как разные композиционные основы.
-
Постановка и решение проблемы (учебных задач творческого и поискового характера под руководством учителя): выполнение проектов индивидуально, в парах и группах; презентации творческих работ и проектов; подготовка и проведение конкурсов, библиотечных уроков, литературных уроков в музеях также способствует формированию и развитию универсальных учебных действий средствами литературного чтения.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.