Содержание
-
Формирование и развитие универсальных учебных действий
© В.В. Кучурин, канд. ист. наук, доцент кафедры истории и социальных дисциплин
-
Проблемы российского образования
Российские школьникирезко уступают своим сверстникам во многих странах мира: в умении работать с информацией; в умении решать практические, социально- и личностно-значимые проблемы: проводить наблюдения, строить на их основе гипотезы, делать выводы и заключения, проверять предположения; в умении «увязывать» с приобретаемой в школе системой знаний свой жизненный опыт.
-
Понятие и сущность УУД
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
-
1
-
Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они:
носят надпредметный, метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от её специально-предметного содержания. Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей обучающегося.
-
Виды универсальных учебных действий
Личностные Регулятивные Познавательные Коммуникативные
-
Личностные универсальные учебные действия
-
Личностные УУД: самопознание и самоопределение
построение образа «Я» («Я-концепции»), включая самоотношение и самооценку; формирование идентичности личности; личностное, профессиональное, жизненное самоопределение и построение жизненных планов во временной перспективе;
-
Личностные УУД: смыслообразование
установление учащимся значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов; установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом - определение того «какое значение, смысл имеет для меня учение».
-
Личностные УУД: нравственно-этическая ориентация
выделение морально-этического содержания событий и действий; построение системы нравственных ценностей как основания морального выбора; нравственно-этическое оценивание событий и действий с точки зрения моральных норм; ориентировка в моральной дилемме и осуществление личностного морального выбора.
-
Регулятивные универсальные учебные действия
-
Целеполагание - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; Планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
-
Прогнозирование– предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
-
Коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; Оценка - выделение и осознание учащимся того что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
-
Волевая саморегуляция как способность: к волевому усилию - выбору в ситуации конфликта мотивов; к преодолению препятствий; эмоциональная устойчивость к стрессам и фрустрации; эффективные стратегии совладания с трудными жизненными ситуациями; к мобилизации сил и энергии.
-
Познавательные универсальные учебные действия
-
Общеучебные универсальные учебные действия
самостоятельное выделение и формулирование учебной цели; информационный поиск; знаково-символические действия; структурирование знаний; произвольное и осознанное построение речевого высказывания (устно и письменно);
-
смысловое чтение текстов различных жанров; извлечение информации в соответствии с целью чтения; рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка; критичность; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от условий;
-
Общеучебные универсальные учебные действия: символическо-знаковые
Знаково-символические действия выполняют функции: отображения учебного материала; выделения существенного; отрыва от конкретных ситуативных значений; переход во внутренний умственный план; формирования обобщенных знаний Виды знаково-символических действий: Замещение Кодирование/декодирование Моделирование
-
Логические универсальные учебные действия
анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков; синтез как составление целого из частей, в том числе с восполнением недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, классификации, сериации объектов;
-
подведение под понятия, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждения; выдвижение гипотез, их обоснование доказательство.
-
Познавательные УУД: постановка и решение проблем
формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
-
Коммуникативные универсальные учебные действия
Коммуникация как взаимодействие – действия, направленные на учет позиции собеседника либо партнера по деятельности (интеллектуальный аспект коммуникации). • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; • формулировать собственное мнение и позицию.
-
Коммуникация как кооперация – согласование усилий по достижению общей цели, организации и осуществлению совместной деятельности (необходимой предпосылкой для этого служит ориентация на партнера по деятельности). • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; • строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет; • контролировать действия партнера.
-
Коммуникация как условие интериоризации – действия, служащие средством передачи информации другим людям и становления рефлексии. • задавать вопросы; • использовать речь для регуляции своего действия; • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
-
NỘI DUNG 1 Сформировать УУД – значит:
-
Типовые задачи по формированию и развитию УУД
-
-
-
-
-
-
Формирование и развитие универсальных учебных действий
-
Продуктивные задания
Продуктивныезадания – это задания, ход выполнения которых не описан в учебнике, имеются лишь подсказки. Репродуктивные задания нацелены лишь на предметные результаты, продуктивные – ещё и на метапредметные.
-
Порядок выполнения продуктивного задания
Осмыслить задание (что надо сделать?) Найти нужную информацию (текст, рис…) Преобразоватьинформацию в соответствии с заданием (найти причину, выделить главное, дать оценку…) Сформулироватьмысленно ответ, используя слова: «я считаю что…, потому что во-первых…, во-вторых… и т.д.».) Дать полный ответ (рассказ), не рассчитывая на наводящие вопросы учителя
-
Посмотри на меня Результат, который бы я хотел/ а получить в будущем Было легко … Мне помогло … Было трудно Почему? РЕФЛЕКСИЯ
-
ПРОДУКТИВНЫЕ ЗАДАНИЯ -как традиционные задания сделать продуктивными Традиционное задание Продуктивное задание Представь, что ты – человек XXI века – оказался в числе соратников Пугачева. За какие действия восставших ты бы испытывал угрызения совести? Свое мнение объясни. (История, 7 кл.) Назовите прогрессивные силы, участвовавшие в восстании Пугачева Вместо оценки авторской предложить ученику оценить ситуацию самому
-
ПРОДУКТИВНЫЕ ЗАДАНИЯ -как традиционные задания сделать продуктивными Традиционное задание Продуктивное задание Если бы вы входили в команду Семена Дежнева, то какое время года вы предложили бы для начала похода? Почему? А если бы вы отправились в Антарктиду? Расскажите о путешествии Семена Дежнева Отрабатывать учебные алгоритмы на материале жизненных ситуаций
-
ПРОДУКТИВНЫЕ ЗАДАНИЯ -как традиционные задания сделать продуктивными Традиционное задание Продуктивное задание Почему Петра Первого считают великой личностью? Чем великая личность отличается от обычных людей? Назовите выдающихся личностей первой половины XVIII века Перенести акцент с воспроизведения на анализ информации
-
ПРОДУКТИВНЫЕ ЗАДАНИЯ -как традиционные задания сделать продуктивными Традиционное задание Продуктивное задание Поработайте в паре: один из вас приводит преимущества демократии, другой – ее недостатки; затем поменяйтесь ролями и обсудите демократический режим власти. Назовите преимущества и недостатки демократического режима власти Дать задание паре или группе, распределив роли участников
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.