Содержание
-
Игровой урок литературы в 5 классе «Обобщение по теме «Русское народное творчество»
-
Цели и задачи
Повторить и обобщить изученное в разделе «Устное народное творчество». Через игровые задания развивать мотивацию к учению, учить сотрудничеству при решении общих задач. Продемонстрировать возможности мультимедийных технологий.
-
I Вступительное слово учителя
Мы с вами изучили раздел «Устное народное творчество». На сегодняшнем уроке мы повторим и обобщим всё то, что знаем о фольклоре. Наш урок пройдёт в игровой форме. Вы будете работать четырьмя командами по 5-6 человек. Оценивать ваши знания будут учителя, члены жюри, присутствующие сегодня на этом уроке. (Учитель представляет членов жюри)
-
II Первый конкурс – разминка
Вопрос первой команде. – Что мы называем устным народным творчеством? Вопрос второй команде. – Почему фольклор называют народным творчеством? Вопрос третьей команде. – Почему мы это коллективное творчество называем устным? Вопрос четвёртой команде. – Назовите жанры фольклора, которые вы знаете?
-
III Второй конкурс – малые жанры фольклора
Учитель раздаёт командам отрывки, представляющие разные малые жанры: колыбельная, закличка, скороговорка, прибаутка. Один ученик из каждой команды зачитывает вслух задание и команда определяет жанр.
-
Для первой команды
Киса, кисонька, коток, Киса – серенький хвосток, Приходи-ка ночевать, Приди Васеньку качать.
-
Для второй команды
Радуга – дуга, Принеси нам дождя…
-
Для третьей команды
От топота копыт Пыль по полю летит.
-
Для четвёртой команды
Идёт кузнец из кузницы, Несёт кузнец два молота. Тук, тук, тук, Да ударил разом вдруг.
-
Продолжи пословицу
Кончил дело… Что посеешь… Без труда… Корень учения горек…
-
Конкурс «Лото пословиц»
Учитель объясняет условия конкурса.
-
Для первой команды
-
Для второй команды
-
Для третьей команды
-
Для четвёртой команды
-
Конкурс – узнай героя сказки
Мы вспомнили с вами малые жанры фольклора. А как называется занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях? (Сказка). Следующие наши конкурсы посвящены сказкам. Участники конкурса читают предложенные отрывки, вставляя вместо пропусков имена сказочных героев, и называют средства выразительности, используемые в данном отрывке.
-
Для первой команды
«В некотором царстве, в некотором государстве жили-были старик и старуха, и было у них три сына. Младшего звали . Жили они — не ленились, с утра до ночи трудились: пашню пахали да хлеб засевали».
-
Для второй команды
«Взяла частые решета, мелкие сита, просеяла муку пшеничную, замесила тесто белое, испекла каравай — рыхлый да мягкий, изукрасила каравай разными узорами мудреными: по бокам — города с дворцами, садами да башнями, сверху — птицы летучие, снизу — звери рыскучие…»
-
Для третьей команды
«Сказала, , обернулась белой лебедью и улетела в окно. Загоревал . Снарядился, взял лук да стрелы, надел железные сапоги, положил в заплечный мешок три железных хлеба и пошел искать жену свою, . Долго ли шел, коротко ли, близко ли, далеко ли — скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается, — две пары железных сапог износил, два железных хлеба изгрыз, за третий принялся. И повстречался тогда старый старик. — Здравствуй, дедушка! — говори . — Здравствуй, добрый молодец! Чего ищешь, куда путь держишь? Рассказал старику свое горе».
-
Для четвёртой команды
«Вдруг на реке воды взволновались, на дубах орлы закричали — подъезжает о шести головах. Выехал на середину калинового моста — конь под ним споткнулся, черный ворон на плече встрепенулся, позади черный пес ощетинился».
-
Конкурс «Опиши увиденное»
Вспомните, какие художники иллюстрировали русские народные сказки? Вы увидите на экране репродукции картин известных художников к знакомым вам сказкам.
-
Для первой команды
-
Для второй команды
-
Для третьей команды
-
Для четвёртой команды
-
Слово учителя
К какому типу принадлежат сказки «Царевна-лягушка» и «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо»? (Волшебные) Какие ещё типы сказок вы знаете? Приведите примеры. (Бытовые, о животных…)
-
Конкурс кроссвордов
Мы вспомнили с вами малые формы фольклора, поговорили о сказках, а теперь команды, разгадывая кроссворды, вспомнят термины, с которыми мы встречались на уроках устного народного творчества. (Вопросы и решения кроссвордов ).
-
Для первой команды
-
Для второй команды
-
Для третьей команды
-
Для четвёртой команды
-
Слово учителя
Помните: сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцом урок. Какие уроки мы, люди, живущие в XXI веке, извлекаем из сказок и других произведений фольклора? (Письменно)
-
Из ответов учащихся:
«Устное народное творчество учит нас мудрости жизни, честности, мужеству, любви к Родине, говорит о пользе знаний и о том, как важно быть скромным, трудолюбивым, ответственным».
-
Конкурс кроссвордов (приложение)
Для первой команды Стихотворение, в котором собраны труднопроизносимые слова. Короткий стишок, с помощью которого определяют, кто водит в игре. Занимательный рассказ о необычных событиях и приключениях. Мудрое изречение, представляющее собой законченную мысль.
-
Ответы для 1 команды
-
Конкурс кроссвордов (приложение)
Для второй команды 1. Народная мудрость, знание. 2. Стихотворение, похожее на короткую сказку, которое рассказывает мама или няня ребёнку. 3. Песня, убаюкивающая ребёнка. 4. Песня-приговорка, сопутствующая игре с ребенком.
-
Ответы для 2 команды
-
Конкурс кроссворды (приложение)
Для третьей команды 1. Короткий стишок, с помощью которого определяют, кто водит в игре. 2. Выражение, которое нуждается в разгадке. 3. Короткое стихотворение, которое произносят дети в разных случаях. 4. Короткое стихотворение, которое выкликали дети, участвуя в обрядах календарного цикла.
-
Ответы для 3 команды
-
Конкурс кроссвордов (приложение)
Для четвёртой команды 1. Народная мудрость, знание. 2. Песня-приговорка, сопутствующая игре с ребенком. 3. Занимательный рассказ о необычных событиях и приключениях. 4. Короткая стихотворная приговорка нянь и матерей, которой сопровождают движения ребёнка в первые месяцы жизни.
-
Ответы для 4 команды
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.