Презентация на тему "Планирование работы с персоналом в организации"

Презентация: Планирование работы с персоналом в организации
Включить эффекты
1 из 80
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
5.0
2 оценки

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Посмотреть и скачать презентацию по теме "Планирование работы с персоналом в организации" по менеджменту, включающую в себя 80 слайдов. Скачать файл презентации 0.31 Мб. Средняя оценка: 5.0 балла из 5. Для студентов. Большой выбор учебных powerpoint презентаций по менеджменту

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    80
  • Слова
    другое
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Планирование работы с персоналом в организации
    Слайд 1

    Глава 7. ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ С ПЕРСОНАЛОМ В ОРГАНИЗАЦИИ 7.1. Сущность, цели и задачи кадрового планирования 7.2. Оперативный план работы с персоналом 7.3. Маркетинг персонала 7.4. Определение потребности в персонале 7.5. Нормирование и учёт численности персонала

  • Слайд 2

    7.1. Сущность, цели и задачи кадрового планирования Полная занятость в экономике нашей страны в период застоя, создание новых рабочих мест за счёт дополнительных капиталовложений, сокращения продолжительности рабочего дня и увеличение отпусков, привели к росту дефицита на рынке труда. Технический прогресс и организационные нововведения, улучшая условия труда, предъявили новые требования к уровню знаний и психофизиологическим возможностям человека. Это, в свою очередь, увеличило дефицит высококвалифицированных кадров, а также кадров, отвечающих психофизиологическим требованиям производства

  • Слайд 3

    Концепцию долгосрочной, ориентированной на будущее кадровой политики, учитывающей все эти «человеческие» аспекты, можно реализовать с помощьюкадрового планирования. Этот метод управления персоналом позволяет согласовывать и уравновешивать интересы работодателей и работополучателей. Цель кадрового планирования заключается в том, чтобы предоставить работающим сотрудникам рабочие местав нужное время и в необходимом количестве в соответствии как их способностями и склонностями, так и с требованиями производства.

  • Слайд 4

    Кадровое планирование осуществляется как в интересах организации, так и в интересах персонала. Для организации важно располагать в нужное время, и в нужном месте, в нужном количестве и с соответствующей квалификациейтаким персоналом, который необходим для решения производственных задач, достижения целей организации. Кадровое планирование должно создавать условия для мотивации более высокой производительности труда и удовлетворённости работой. Работников привлекают в первую очередь те рабочие места, где созданы условия для развития их способностей и гарантирован высокий и постоянный заработок. Одной из задач кадрового планирования как раз и является учёт интересов всех работников организации.

  • Слайд 5

    Кадровое планирование должно дать ответ на следующие вопросы: 1.сколько работников, какой квалифика-ции, когда и где будут необходимы? 2.каким образом можно привлечь необхо-димыйи сократить излишний персонал без нанесения социального ущерба? 3.как лучше использовать персонал в соот-ветствиис его способностями? 4.каким образом обеспечить развитие кад-ров для выполнения новых квалифицированных работ и поддерживать их знания в соответст-виис требованиями производства? 5.каких затрат потребуют pаcпланирован-ныекадровые мероприятия?

  • Слайд 6

    Цели и задачи кадрового планирования укрупнено можно представить в виде следующей схемы (рис. 7.1). 1. Цели организации 2.Кадровое планирование в организации 3. Кадровые стратегии 4. Кадровые цели 5. Кадровые задачи 6. Кадровые мероприятия 7. Разработка основ будущей кадровой политики организа-ции. Создание воз-можностидолжност-ного и професси-ональногопродвиже-ния работников. Обеспечение раз-вития кадров для вы-полнения новых ква-лифицированныхра-бот и адаптации их знаний к изменив-шимся условиям про-изводства 8. Определение кон-кретных целей орга-низации и каждого работника, вытека-ющего из кадровой стратегии. Дости-жениемаксималь-ного сближения це-лей организации и индивидуальных це-лей работающих 9. Обеспечение орга-низации в нужное время, и в нужном месте, в нужном количестве и с соот-ветствующейквали-фикацией таким пер-соналом , который необходим для дос-тижения ее целей 10. Разработка плана кадровых меропри-ятий для реализации конкретных целей организации и каждо-го работника. Опре-деление затрат на реализацию плана кадровых мероприя-тий

  • Слайд 7

    7.2. Оперативный план работы с персоналом Для разработки оперативного плана работы сперсоналом необходимо с помощью специально разработанных анкет собрать следующие данные: о постоянном составе персоне и (имя, отчество, фамилия, место жительства, возраст, время поступления на работу и т.д.) о структуре персонала (квалификационная, половозрастная, на­циональная структура; удельный вес инвалидов, удельный вес рабочих, служащих, квалифицированных рабочих и т.д.); о текучести кадров; о потере времени в результате простоев, по болезни.

  • Слайд 8

    о продолжительности рабочего дня (полностью или частично занятые, работающие в одну, несколько смен или ночную смену; продолжительность отпусков); о зарплате рабочих и служащих (структура зарплаты, дополнительная заработная плата, надбавки, оплата по тарифу и сверх тарифа); об услугах социального характера, предоставляемых государством и организациями (расходы на социальные нужды, выделяемые в соответствии с законами, тарифными договорами, добро­вольно).

  • Слайд 9

    Структура типового оперативного плана работы с персоналом в организации приведена на рис. 7.2. 1. Собрать информацию о персонале 2. Определение целей планирования производства 3. Проверить информацию о персонале на соответствие ее целям планирования производства 4. Могут ли быть реализованы цели кадрового планирования 5. Спланировать потребность в персонале 6. Спланировать привлечение, адаптацию и высвобождение персонала 7. Спланировать использование персонала 8. Спланировать обучение, переподготовку, повышение квалификации 10. Спланировать расходы на персонал организации 9. Спланировать деловую карьеру, служебно-профессиональное продвижение 11. Регулярный контроль и развитие отдельных видов планирования Проверить дополнительно и если надо сформулиро-вать цели заново

  • Слайд 10

    Информация о персонале должна отвечать следующим требованиям: простоты — это значит, что информация должна содержать столько данных и только в том объёме, сколько и в каком объёме необходимо в данном конкретном случае; наглядности — сведения должны быть представлены таким образом, чтобы дать возможность быстро определить главное, а не скрывать его замногословием. Для этого следует использовать таблицы, графики, цветное оформление материала; однозначности — сведения должны быть ясными, в их толковании должна быть семантическая, синтаксическая и логическая однозначность излагаемого материала;

  • Слайд 11

    сопоставимости — сведения должны приводиться в сопоставимых единицах и относиться к поддающимся сравнению объектам как внутри организации, так и вне нее; преемственности — сведения о кадрах, подаваемых за разные временные периоды, должны иметь одну методику подсчётов и одинаковые формы представления; актуальности — сведения должны быть свежими, оперативными и своевременными, т.е. представляться без задержек.

  • Слайд 12

    Рис. 7.3. Схема планирования потребности в персонале Планы организации:план материально-технического ;снабжения; финансовыйплан; инвестиционныйплан; организационныйплан; производственныйплан, план сбыта и др. Предварительный количественный икачественный расчетбудущей потребности вперсонале Прогнозирование количественного и качественного наличияперсонала на временной горизонт! Информация о персонале организации Определение потребности в персонале путем сравнения будущей потребности в персонале и его наличия по прогнозу Планирование мероприятий по достижению и поддержаниюколичественного и качественного соответствия междубудущей потребностью в персонале и его наличием Организационно- технические ;мероприятия(изменениепроизводственнойСтруктуры; структурыуправления,организации труда,технологических Мероприятия по покрытию потребностив персонале-(привлечение,перераспределение. высвобождение; развитие персонала) Прочие мероприятия(углублениеспециализациипроизводства иуправления, улучшение социального обслуживания)

  • Слайд 13

    Рис. 7.4. Источники привлечения персонала Источники привлечения персонала Внутренние источники привлечения персонала Источники привлечения персонала извне Наем новых работников Лизинг персонала Перераспреде-ление заданий или перемещение работников Дополнитель-ная работа

  • Слайд 14

    Таблица 7.1 - Преимущества и недостатки внутренних и внешних источников привлечения персонала

  • Слайд 15
  • Слайд 16
  • Слайд 17

    Планирование использования кадров осуществляется посредством разработки плана замещения штатных должностей. Наряду с учетом квалификационных признаков при определении места рабо­ты необходимо учитывать психические и физические нагрузки на человека и возможности претендента в этой области. При планировании использования, персонала следует предъявлять к нему такие требования, которые бы не становились причиной профессиональных заболеваний, наступлении ранней инвалидности, производственного травматизма. Необходимо обеспечить условия труда, достойные человека.

  • Слайд 18

    Особое внимание следует уделять вопросам занятости молодежи, женщин, пожилых работников, лиц с ограниченными физическими и психическими возможностями. Эти категории работников особенно важно использовать в соответствии с их квалификацией и реальными возможностями. С этой целью необходимо резервировать в организации соответствующие рабочие места.

  • Слайд 19

    В практике сложились две формы обучения персонала организации: на рабочем месте и вне рабочего места. Обучение на рабочем месте является более дешевым и оперативным, характеризуется тесной связью с повседневной работой и облегчает вхождение в учебный процесс работников, не привыкших к обучению в аудиториях. Обучение вне рабочего места более эффективно, но связано с дополнительными финансовыми затратами и отвлечением работника от его служебных обязанностей. При этом сознательно меняется среда, и работник отрывается от повседневной работы.

  • Слайд 20

    Расходы на персонал являются основой разработки производственных и социальных показателей организации. Доля расходов на персонал в себестоимости продукции имеет тенденцию к росту, что обусловлено такими факторами, как: отсутствие прямой зависимости между производительностью труда и затратами на персонал; внедрение новых технологий, которые предъявляют более высокие требования к квалификации персонала (он становится более дорогим); изменение законов в области трудового права, появление новых тарифов, повышение цен натовары первой необходимости (внешние факторы).

  • Слайд 21

    При и планировании расходов на персонал следует иметь в видy в первую очередь следующие статьи затрат: основная и дополнительная заработная плата; отчисления на социальное страхование; расходы накомандировки и служебные разъезды; расходы на подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров; приобретением спецодежды. Следует также планировать расходы на охрану труда и окружающей среды, на создание более благоприятных условий труда (соблюдение требований психофизиологии и эргономики труда, технической эстетики), здорового психологического климата в организации, на создание рабочих мест.

  • Слайд 22

    7.3. Маркетинг персонала Маркетинг персонала — вид управленческой деятельности, направленной на определение и покрытие потребности в персонале. В последнее время в работе с персоналом стал преобладать предпринимательско-рыночный подход, при котором труд, его условия и рабочие места рассматриваются как продукты маркетинга.

  • Слайд 23

    Первый предполагает рассмотрение задач персонал-маркетинга в широком смысле. Под маркетингом персонала в данном случае понимается определенная философия и стратегия управления человеческими ресурсами. Персонал (в том числе и потенциальный) рассматривается в качестве внешних и внутренних клиентов организации. Целью такого маркетинга является оптимальное использование кадровых ресурсов путем создания максимально благоприятных условий труда, содействующих повышению его эффективности, развитию в каждом сотруднике партнерского и лояльного отношения к фирме.

  • Слайд 24

    Фактически — это «продажа» фирмы своим собственным сотрудни­кам. Принцип маркетинга персонала в его широком толковании опирается на рыночное мышление, чтоего отличает его от традиционных ад­министративных концепций управления кадрами. Второй принцип предполагает толкование персонал-маркетинга в более узком смысле — как особую функцию службы управления персоналом. Эта функция направлена на выявление и покрытие потребности предприятия в кадровых ресурсах.

  • Слайд 25

    Главное отличие между вышеназванными принципами выделения задач персонал-маркетинга заключается в следующем. Широкое толкование маркетинга персонала подразумевает его отнесение к одно­му из элементов кадровой политики организации, реализуемому через решение комплекса задач службы управления персоналом (разработка целевой системы, планирование потребности, деловая оценка, управление карьерой, мотивацией и т.п.). В узком смысле маркетинг персонала предполагает выделение определенной специфической деятельности службы управления персоналом, причем эта деятельность относительно обособлена от других направлений работы кадровой службы.

  • Слайд 26

    Задача маркетинга персонала (или «персонал-маркетинга») — владеть ситуацией на рынке труда для эффективного покрытия потребности в персонале и реализации тем самым целей организации. Маркетинговая деятельность в области персонала представляет собой комплекс взаимосвязанных этапов по формированию и реализации плана персонал-маркетинга.

  • Слайд 27

    Рис. 7.5.Общая схема маркетинговой деятельности в области персонала Выбор и ана-лиз источников информации по маркетин-говой деятель-ности Анализ внеш-них и внутрен-них факторов, определяю-щихнаправле-ниямаркетин-говой деятель-ности Разработка мероприятий по направле-ниям персо-нал-маркетин-га Формирование плана персо-нал-маркетин-га и его реали-зация

  • Слайд 28

    Таблица 7.2 - Внешние факторы, определяющие направления маркетинга персонала

  • Слайд 29

    Таблица 7.3 - Внутренние факторы, определяющие направления маркетинга персонала

  • Слайд 30

    Полный и точный учёт всех вышеперечисленных факторов определяет уровень и особенности реализации основных направлений маркетинговой деятельности в области персонала. Персонал-маркетинг — это комплекс мероприятий по отбору специфического «товара» — кадров, способных обеспечить достижение целей и задач организации.   Основные направления персонал-маркетинга: - разработка требований к персоналу; - определение потребности в персонале; - расчёт плановых затрат на приобретение и дальнейшее использование персонала; - выбор путей покрытия потребности в персонале.

  • Слайд 31

    Ожидаемые затраты на приобретение и использование персонала складываются из таких составляющих, как внешние и внутренние затраты, которые могут быть единовременными или текущими. К внешним единовременным затратам относятся: оплата договорных отношений с учебными заведениями, коммерческими структурами по подбору и подготовке персонала, центрами подготовки при органах регулирования занятости (биржах труда) и т.п. К внешним текущим затратам относятся: затраты на исследовательские и оператив­ные работы в области персонал-маркетинга (сбор и анализ информации, затраты на рекламу, представительские расходы, командировки сотрудников маркетинговых служб и т.п.).

  • Слайд 32

    К внутренним единовременным затратам относятся: капитальные инвестиции по оборудованию новых рабочих мести переоснащению существующих, вложение средств в дополнительное строительство и оснащение объектов социальной инфраструктуры, учебных подразделений и т.п. Внутренние текущие затраты складываются из расходов по оплате труда новых сотрудников или работников с новой квалификацией, в том числе различных социальных выплат и т.п.

  • Слайд 33

    Сущность маркетинговой работы по выбору путей покрытия потребности в персонале сводится к следующим основным этапам: - установление источников покрытия потребности; - определение путей привлечения персонала; - анализисточников и путей с точки зрения их соответствия требованиям качественных и количественных параметров потенциальных сотрудников, атакже затрат, связанных с использованием того или иногоисточника и пути привлечения персонала; - выбор альтернативных или комбинированных вариантов источников и путей.

  • Слайд 34

    В качестве источников покрытия потребности в персонале можно выделить следующие: учебные заведения различных ступеней и уровней подготовки; коммерческие учебные центры; посреднические фирмы по подбору персонала; центры обеспечения занятости (биржи труда); различные профессиональные ассоциации и объединения; родственные организации; свободный рынок труда; собственные внутренние источники.

  • Слайд 35

    К внутренним источникам покрытия потребности в персонале относятся: высвобождение, переподготовка и перемещение персонала с участков работы, имеющих резервы кадров, или в связи с изменениями номенклатуры и объёмов производства, механизацией и автоматизацией технологических процессов, снятием продукции с производства.

  • Слайд 36

    Перечислим активные пути покрытия потреб-ностив персонале: организация набирает персонал непосред-ственнов учебных за­ведениях посредством включения двусторонних соглашений, как сдан-нымучебным введением, так и участником обу-чения; организация представляет заявки повакансиям в местные или межрегиональные центры заня-тости(биржи труда); организация использует услуги и консультантов по персоналу (они могут также выполнять по-средническиефункции по подбору кан­дидатов) и услуги специализированных посреднических фирм по найму персонала (коммерческих бирж труда); организация вербует новый персонал через своих сотрудников.

  • Слайд 37

    Назовем пассивные путипокрытия потребности в персонале: организация сообщает о своих вакантных местах через рекламные объявления в средствах массовой информации и специальных изданиях; организация ожидает претендентов после вывешивания объявлений местного характера.

  • Слайд 38

    Собственная организация может рассматриваться в качестве внутреннего источника. Путями покрытия потребности в персонале в данном случае являются: перемещение сотрудников из одного подразделения в другое, при­чем оно может происходить либо с соответствующим переобучением, либо без него; перемещение сотрудников на более высокий иерархический уровень организации (как правило, с получением дополнительного образования или. квалификации); формирование новой функциональной роли сотрудника в рамках прежнего рабочего места при соответствующем дополнительном обучении.

  • Слайд 39

    Источниками информации для персонал-маркетинга могут являться: учебные программы и планы выпуска специалистов в учебных заведениях; учебныепрограммы дополнительного обучения в коммерческих учебных центрах и для курсов переобучения при биржах труда аналитические материалы, публикуемые государственными ор­ганами потруду и занятости (такие материалы могут готовиться также по заявкам организаций); информационные сообщения служб занятости (бирж труда);

  • Слайд 40

    специализированные журналы и специальные издания (например, справочник квалификационных требований к претендентам издаваемый в европейских странах). Организации могут заказывать аналитические обзоры новейших специализированных журналов в информационных службах государственных или коммерческих органов; сеть научно-технических библиотек, в которых также могут готовиться тематические аналитические обзоры; технические выставки, конференции, семинары; экономические публикации в газетах; рекламные материалы других организаций, в особенности организаций-конкурентов; презентации фирм в учебных заведениях, проведение учебными заведениями гак называемых «дней открытых дверей» и т.п.

  • Слайд 41

    Таким образом, главными задачами персонал-маркетинга являются: исследование рынка для установления текущих и перспективных потребностей организации в количестве и качестве персонала; изучение развития производства для современной подготовки новых рабочих мест и требований к сотрудникам; поиск и привлечение персонала, характеристики которого соответствуют требованиям, предъявляемым организацией. Персонал-маркетинг создаёт базу для проведения окончательно­го отбора кадров.

  • Слайд 42

    В Японии наём персонала осуществляют, как правило, на низшие должности. Это связано с доминирующей на многих японских предприятиях политикой «пожизненного найма», а также с некото­рыми особенностями японской системы образования, при которой будущий сотрудник какой-либо фирмы готовится как специалист «широкого профиля», обладающий вбольшей степени общефилософской, общемировоззренческой, а не узкоспециализированной подготовкой. Считается, что овладение конкретными навыками труда в какой-либо области — это прерогатива конкретной японской фирмы, а не учебного заведения. Отсюда покрытие потребности в персонале низших должностей на японских предприятиях осуществляется за счёт внешних источников, а потребности в персонале более высоких должностей — за счётвнутренних источников

  • Слайд 43

    Западноевропейские (в частности, германские) предприятия во многих случаях отдают предпочтение внутренним источникам покрытия потребности в персонале, хотя формально условия конкурса на замещение вакантной должности равнозначны как для внешних претендентов, так и длясобственных сотрудников предприятия. Американские фирмы не делают различия по значимости внутренних и внешних источников покрытия потребности в персонале, предоставляя равные возможности при отборе на вакантную должность, как своим сотрудникам, так и внешним претендентам.

  • Слайд 44

    7.4. Определение потребности в персонале Определение потребности в персонале — одно из важнейших направлений маркетинга персонала, позволяющее установить на заданный период времени качественный и количественный состав персонала.

  • Слайд 45

    Качественная потребность, т.е. потребность по категориям, профессиям, специальностям, уровню квалификационных требований к персоналу, рассчитывается исходя из: профессионально-квалификационного деления работ, зафиксированных в производственно-технологической документации на рабочий процесс; требований к должностям и рабочим местам, закрепленным в должностных инструкциях или описаниях рабочих мест;

  • Слайд 46

    штатного расписания организации и ее подразделений, где фиксируется состав должностей; документации, регламентирующей различные организационно-управленческие процессы с выделением требований по профессионально-квалификационному составу исполнителей.

  • Слайд 47

    Качественная потребность, т.е. потребность по категориям, профессиям, специальностям, уровню квалификационных требований к персоналу, рассчитывается исходя из: профессионально-квалификационного деления работ, зафиксированных в производственно-технологической документации на рабочий процесс; требований к должностям и рабочим местам, закрепленным в должностных инструкциях или описаниях рабочих мест; штатного расписания организации и ее подразделений, где фиксируется состав должностей; документации, регламентирующей различные организационно-управленческие процессы с выделением требований по профессионально-квалификационному составу исполнителей.

  • Слайд 48

    Качественная потребность в специалистах и руководителях может быть определена путём последовательной разработки следую­щих организационных документов: системы целей как основы оргструктуры управления; общей организационной структуры, а также организационных структурподразделений; штатного расписания; должностных инструкций (описаний рабочих мест) специалистов и руководителей.

  • Слайд 49

    Задача определения количественной потребности в персонале сводится как к выбору метода расчёта численности сотрудников, так и к установлению исходных данных для расчёта и непосредственного расчёта необходимой численности работников на определённый временной период.

  • Слайд 50

    Можно выделить несколько основных методов расчёта количественной потребности в персонале: - метод, основанный на использовании данных о времени трудового процесса (численность рабочих-повременщиков); - метод расчёта no нормам обслуживания; - метод расчета по рабочим местам и нормативам обслуживания; - нормы управляемости.

  • Слайд 51

    Применяемый в расчётах по всем методам определения численности коэффициент пересчёта явочной численности в списочную численность позволяет учесть вероятное отсутствие персонала на рабочих местах в течение планового промежутка времени из-за: болезни; очередного или дополнительного отпуска; отпуска по учёбе; прочих уважительных причин.

  • Слайд 52

    Для расчёта численности персонала можно использовать также некоторые статистические методы. Их условно делят на две основные группы: стохастические методы; методы экспертных оценок. Стохастические методы расчёта основываются на анализе взаимосвязи между потребностью в персонале и другими переменными величинами (например, объемом производства). Наиболее часто применяются следующие стохастические методы: расчёт числовых характеристик; регрессионный анализ; корреляционный анализ.

  • Слайд 53

    Расчёт числовых характеристик применяется, как правило, в том случае, когда потребность в персонале в значительной мере связана с каким-либо фактором и эта связь достаточно стабильна. Например, при расчёте численности ремонтного персонала используются следующие данные: объемы производства за прошедший год; трудоемкость ремонта за этот период.

  • Слайд 54

    Регрессионный анализ предполагает установление линейной зависимости между численностью персонала и влияющими на неё факторами. Общая формула выглядит следующим образом: TП=a+b-x, где TП — трудоемкость работ; a — постоянная величина; b — коэффициент регрессии; х — влияющий фактор.

  • Слайд 55

    Корреляционный анализ устанавливает тесноту связи между несколькими параметрами. Это может быть зависимость, определяющая степень влияния какого-либо параметра (например, объёма производства или услуг) непосредственно на численность персонала. В другом случае это может быть зависимость, определяющая тесноту связи одного или нескольких параметров с другими параметрами, значительное влияние которых на численность персонала установлено. Теснота слои между параметрами выражается коэффициентом корреляции. Взаимосвязь тем выше, чем выше коэффициент корреляции.

  • Слайд 56

    Применение методов экспертных оценок производится с использованием опыта специалистов и руководителей. Эти методы подразделяются на: простую оценку; расширенную оценку, включающую как однократную, так и многократную экспертную оценку.

  • Слайд 57

    При простой опенке потребность в персонале оценивается руководителем соответствующей службы. Метод не требует каких-либо существенных затрат, однако его недостаток состоит в том, что эта оценка достаточно субъективна. Расширенная экспертная оценка проводится группой компетентных работников (экспертов). В зависимости от характера опроса различают однократную и многократную экспертные оценки.

  • Слайд 58

    В процессе однократной экспертной оценки планируемая потребность в персонале оценивается каждым членом экспертной группы в отдельности и затем согласовывается между всеми се членами. Не­достаткам здесь является то, что при определённых обстоятельствах групповая оценка может быть искажена под воздействием более ав­торитетного члена группы экспертов. С целью обеспечения объективности групповой оценки проводится многократная экспертная оценка, известная в практике как метод Дельфи. Суть ее состоит в том, что первичная экспертная оценка потребности в персонале обобщается и доводится до сведения всех членов группы. Обобщенный результат второй экспертной оценки закладывается в прогноз потребности персонала на пре предстоящий период.

  • Слайд 59

    При расчёте потребности в кадрах следует учитывать, что она формируется по трём основным направлениям: потребность на планируемый объём производства или услуг (в условиях заданной или меняющейся технологии) с учетом имеющейся численности работающих; покрытие предполагаемого (планового) выбытия персонала; покрытие внепланового выбытия персонала.

  • Слайд 60

    К плановому выбытию персонала относятся: сокращение численности работников в связи с уменьшением объёмов производства или услуг; направление сотрудников в длительную командировку (на обучение, стажировку и т.п.); уход на длительный период в отпуск по уходу за детьми и т.п. Большую сложность для планирования представляет выбытие персонала по внеплановым причинам. К ним относятся, как правило, причины увольнения работника по собственному желанию. В этом случае планирование выбытия кадров может производиться на основе статистических данных о численности работников, уволенных по указанным причинам за последние 3–5 лет.

  • Слайд 61

    7.5. Нормирование и учёт численности персонала Нормирование численности работающих сотрудников является ключевым, опорным звеном всей системы управления персоналом. Грамотное, научно обоснованное решение возникающих здесь проблем позволяет не только рассчитать потребную численность работающих по профессиям, квалификации, осуществить расстановку людей по подразделениям и тем самым заложить количественную базу для формирования системы управления персоналом. Оно в значительной мере предопределяет успешность всей производственной деятельности коллектива организации.

  • Слайд 62

    В отечественных организациях для расчёта численности рабочих применяются следующие виды норм: нормы времени, нормы выработки, нормы обслуживание, нормы времени обслуживания, нормы численности.

  • Слайд 63

    Рис. 7.6. Нормы, применяющиеся для расчёта численности рабочих Нормы, применяющиеся для расчета численности рабочих 1. Нормы времени Станочни-ки Слесари Метал-лурги Шахтеры 2. Нормы выработки 3. Нормы обслуживания Наладчики Кладовщики 4. Нормы времени обслуживания 5. Нормы численности Дежурные слесари Дежурные электрики Бригады сталеваров Бригады Доменщиков

  • Слайд 64

    Под нормой времени понимаются общественно необходимые затраты времени на выполнение единицы работы одним рабочих или группой рабочих соответствующей квалификации. Норму времени, установленную на операцию или единицу изделия, называют нормой штучного времени.

  • Слайд 65

    Hopмы выработки применяются для расчёта численности работающих, планирования производительности труда, организации заработной платы в таких видах производств, где продукт труда является однородным и может быть измерен в натуральных величинах, — штуках, литрах, тоннах. Исходной величиной для расчёта часовых, сменных, месячных норм выработки является норма штучного времени.

  • Слайд 66

    При расчёте численности работающих сотрудников необходимо различать явочную и списочную численность. Списочная численность превышает явочную, так как в ней учитываются планируемые невыходы на работу во время отпуска, болезни, по семейным обстоятельствам и т.п.

  • Слайд 67

    Нормы обслуживания применяются для нормирования труда и расчёта численности основных рабочих-многостаночников, а также ряда профессий вспомогательных рабочих. При этом под нормой обслуживания понимается количество единиц оборудования производственных площадей, число рабочих мест или других объектов, которые должны обслуживаться одним рабочим или группой рабочих соответствующей квалификации.

  • Слайд 68

    Нормы времени обслуживания позволяют учитывать трудоемкость работ по обслуживанию единицы оборудования, производственных площадей и других объектов в течение определенного периода времени. Подобного вида нормы применяются, например, для расчёта численности слесарей и электромонтеров по межремонтному обслуживанию оборудования. В этом случае они устанавливаются в единицах ремонтной сложности оборудования или электроаппаратуры, обслуживаемых одним рабочим в одну смену.

  • Слайд 69

    Под нормой численности понимается число рабочих или других категорий работающих определённого профессионально-квалификационного состава, необходимых для обслуживания крупных агрегатов (прокатных станов, доменных и мартеновских печей и т.п.) складов и других объектов или выполнения определенного круга работ.

  • Слайд 70

    Основным объектом нормирования труда управленцев является выполняемая ими функция — определённый состав работ, объединённых общностью факторов целевого направления в системе управления. По характеру, сложности и ответственности выполняемых функций управленческий персонал делится на три группы: руководители, специалисты и другие служащие. Их трудовые функции и содержание труда существенно различаются, прежде всего, по таким признакам, как удельный вес творческого труда, степень повторяемости отдельных элементов работы, неравномерность загрузки в течение рабочего дня.

  • Слайд 71

    Для нормирования повторяющихся работ, выполняемых другими служащими (машинистками, чертежниками, копировальщиками, счетоводами), и расчетов потребной их численности могут применяться нормы времени и нормы выработки. В тех случаях, когда другие служащие выполняют работы, не стабильные по объему, но с наличием периодически повторяющихся элементов, для нормирования труда и расчётов численности персонала следует использовать нормы обслуживания. С помощью норм обслуживания определяется необходимая численность табельщиков, кассиров, диспетчеров и др. Нормирование труда линейных и функциональных руководителей осуществляется с помощью нормы управляемости (под такой нормой понимается число работников или подразделений, которыми должен руководить один руководитель).

  • Слайд 72

    Внутри служб и подразделений организации в целях рациональной организации труда и расстановки людей применяются нормы соотношений, которые являются разновидностью норм управляемости. Под нормой соотношений понимается число работников той или иной квалификации или должности, которое должно приходиться на одного работника другой квалификации или должности.

  • Слайд 73

    С помощью норм соотношений устанавливаются, прежде всего, оптимальные «отношения между численностью основных категорий: управленческого персонала, руководителей, специалистов и других служащих, а также соотношения между отдельными должностными группами внутри этих категорий. Нормы соотношений выражаются отношением, приведенным к единице, либо в виде размерных цепочек. К примеру, такое соотношение численности руководителей, специалистов и других служащих, как 1: 6: 10, означает, что в данном подразделении на одного руководителя приходится шесть специалистов и десять других служащих.

  • Слайд 74

    В реальных условиях при расстановке персонала по подразделениям и службам организации необходимо учитывать различия в численности явочного, списочного и среднесписочного состава работающих. В явочный состав персонала включаются все работники, явившиеся на работу. В списочный состав персонала включаются как работники, явившиеся на работу, так и работники, находящиеся в отпуске, командировке, не явившиеся по болезни, занятые выполнением государ­ственных обязанностей и т.п.

  • Слайд 75

    Списочная численность персонала в связи с приемом и увольнением постоянно меняется и может быть дана только на определенную дату. Поэтому для характеристики численности персонала за месяц, квартал, год при планировании и учёте определяют среднесписочную численность. Среднесписочная численность за месяц определяется путём суммирования списочного состава персонала за все дни месяца (включая выходные и праздничные дни) и деления результата на число календарных дней в месяце. При этом списочная численность персонала в выходные и праздничные дни берется по предшествующему рабочему дню. Среднесписочная численность персонала за квартал (год) рассчитывается как сумма среднемесячной численности за этот период, деленная на соответствующее число месяцев.

  • Слайд 76

    В практике учета персонала различают также в зависимости от срока, на который заключён трудовой договор, постоянных, временных и сезонных работников. К постоянным работникам относятся работники, поступившие на работу без указания срока; к временным — поступившие на работу на заранее определенный срок; к сезонным — поступившие на работу на период сезонных работ.

  • Слайд 77

    В результате непрерывно происходящего приема и увольнения работников состав персонала организации постоянно меняется. Это изменение называют оборотом кадров. При этом различают оборот кадров по приему и оборот по увольнению. Величина оборота кадров определяется путём деления числа всех выбывших (оборот по увольнению) или всех принятых (оборот по приему) за определен­ный период на среднесписочную численность работающих за тот же период.

  • Слайд 78

    Для характеристики изменения численности персонала применяется также показатель сменяемости кадров. Он определяется как отношение меньшей величины из числа принятых или уволенных из организации за данный период к среднесписочной численности и выражается в процентах.

  • Слайд 79

    Важной характеристикой стабильности трудового коллектива является текучесть кадров, величина которой определяется путём деления числа уволенных (по собственному желанию, за прогул и другие нарушения трудовой дисциплины) за определенный период времени на среднесписочную численность работников за тот же период.

  • Слайд 80

    Спасибо за внимание

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке