Содержание
-
ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕНЕДЖМЕНТ Основные составляющие любой организации: Люди, входящие в организацию, Цели, ради которых она создана, Управление, которое формирует, мобилизует и приводит в движение потенциал организации для решения поставленных задач. 1
-
ЛЮДИ СОЗДАЮТ И ВСТУПАЮТ В ОРГАНИЗАЦИИ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛЕЙ, КОТОРЫХ ОНИ НЕ МОГУТ ДОСТИЧЬ В ОДИНОЧКУ БЕЗ ОРГАНИЗАЦИИ СОВМЕСТНЫЕ И ОРГАНИЗОВАННЫЕ ДЕЙСТВИЯ ЛЮДЕЙ ДОЛЖНЫ ДАВАТЬ БОЛЬШИЙ РЕЗУЛЪТАТ, ЧЕМ ЭТО БЫЛО БЫ СДЕЛАНО КАЖДЫМ ВОТДЕЛЬНОСТИ ( 1+1 > 2 ) - ЭФФЕКТ СИНЕРГИИ 2 Организация – это систематизированное, сознательное объединение действий людей, преследующее достижение определенных целей Если существуют устоявшиеся границы организации, определено ее место в обществе, то организация выступает в виде социального института. Если организация не институциирована, то речь идет об организации процесса (митинг, представление).
-
3 Организация – открытая система, встроенная во внешний мир. На входе она получает ресурсы из внешней среды, на выходе отдает ей созданный в организации продукт. Жизнедеятельность организации состоит из трех основополагающих процессов: получения ресурсов из внешней среды, изготовление продукта передача продукта во внешнюю среду. Ключевая роль в организации этих процессов и поддержании баланса между ними принадлежит менеджменту. Именно для решения этих задач существует управление и именно в этом состоит его ключевая роль.
-
Менеджмент – вид профессиональной деятельности, которая направлена на достижение целей организации посредством координации деятельности людей и рационального использования материальных и информационных ресурсов организации. Управление организацией – это особый вид деятельности по целенаправленной координации действий работников. Оно отвечает за то, что и как делается в организации, а также решает вопросы по взаимосвязи управления с системой отношений в организации, внешней средой и вопросы лидерства. 4
-
назначение менеджмента: координация действий участников процесса совместной трудовой деятельности (что и как делается в управлении) взаимодействие организации с внешней средой взаимосвязь управления с системой отношений в организации поддержание баланса мнений, интересов и потребностей людей (если бы каждый делал то, что хочет, то существовал бы хаос) мотивация действий людей Необходимо так организовать работу, сбалансировать мнения, интересы и потребности людей, чтобы все причастные к процессу работали вместе и были бы этим довольны. Сама же организация должна быть полезна обществу, а результат ее работы - необходим определенной целевой группе. 5
-
процесс менеджмента - циклически повторяющиеся действия контроль анализ действие принятие решения Круг управления получение информации 6
-
Роли менеджера По Минцбергу – это набор поведенческих правил, соответствующих учреждению и должности. Они определяются его должностными инструкциями, но все могут быть сведены к трем категориям: Межличностные Информационные Связанные с принятием решения Межличностные роли связаны с полномочиями и статусом руководителя. Они охватывают сферу взаимодействия с людьми. Связь с людьми делает руководителя пунктом сосредоточения и обработки информации – информационная роль. Обладая информацией и межличностными связями, руководитель может принимать осознанные решения по распределению ресурсов, улаживанию конфликтных ситуаций, поиску возможностей и ведению переговоров. По П. Друкеру – руководитель превращает неорганизованную толпу в эффективно действующую целенаправленную группу. 7
-
Что считать успехом организации? Организации создаются и существуют для реализации определенных целей. Организация добивается успеха, если она достигает своих целей. Составляющие успешного управления: Выживание Результативность Эффективность Производительность Качество Практическая реализация 8
-
Выживание – возможность организации существовать как можно дольше – первейшая задача управления. Чтобы оставаться сильными на протяжении многих лет, организациям приходится менять свои цели в соответствии с потребностями внешней среды, создавать новые виды продуктов и услуг, менять вид деятельности, технологию, структуру и т.п. Результативность и эффективность - правильное делание правильных вещей. Организация должна производить продукт, который пользуется спросом. Чтобы быть успешной, она должна делать это лучше, чем конкурент. Производительность – относительная эффективность. Отношение количества единиц на выходе к количеству единиц на входе (рентабельность). Большой объем продаж у производительной организации позволяет ей получать больше денег, чтобы вложить их в развитие производства, что ведет к еще большему росту производительности. Менее производительные организации постепенно терпят крах. Высокая производительность позволяет поддерживать более высокий экспорт, чем импорт. 9
-
Качество – способность продукта организации удовлетворять спрос. Потребитель, имеющий свободу выбора, предпочтет продукцию более производительной организации, т.к. она имеет большую ценность. Практическая реализация – цель управления – выполнение реальной работы реальными людьми. Самые хорошие решения всего лишь идеи и мысли. Чтобы они стали успешными, необходима практическая реализация решений, превращение их в действия. 10
-
Уровни управления Высший(институциональный) - отвечает за принятие решений для всей организации (вид деятельности, видение, миссия, стратегия, структура, корпоративная культура, тип производства и т.п.) Средний (управленческий) - трансформирует решения высшего руководства в задачи понятные руководителям технического уровня Низовой (технический) уровень отвечают за выполнение заданий и использование ресурсов 11
-
система управления организацией включает два взаимодополняющих вида руководства: стратегическое- направлено на развитие будущего потенциала фирмы оперативное - реализует существующий потенциал в прибыль. В рыночных условиях для успешного существования и развития организациям необходимо создавать такую структуру, которая позволит сочетать оба вида управления 12
-
стратегический уровень управления - анализируются : - тенденции развития во внешней среде организации - опасности и возможности, вытекающие из внешней среды - позиция фирмы в конкурентной борьбе В своих действиях и решениях руководитель этого уровня стремится: - к изменениям - к предвосхищению опасностей и возможностей - к разработке и поиску многих альтернативных решений, выбирая из них оптимальный - к созданию гибкой организационной структуры, способной изменяться адекватно внешним условиям Стремление к непрерывной цепи изменений - в этом эффективность и успех стратегического управления отсутствует предположение о том, что будущее можно изучать и предсказывать методами экстраполяции, что оно непременно будет лучше 13
-
Основные задачи руководителя : обеспечивать постоянный потенциал прибыльности организации выявлять необходимость и проводить стратегические изменения создавать структуру, способную к стратегическим изменениям подбирать и воспитывать кадры, способные проводить такие изменения Стратегическое управление направлено на достижение позиции, которая обеспечит длительную жизнеспособность фирмы в изменяющихся условиях 14
-
оперативный уровень управления - принимаются решения по: оптимизации прибыли созданию стабильных структур ведению работы в соответствии с ходом технологического процесса экономии ресурсов Руководитель, осуществляющий оперативное управление выступает против изменений не склонен рисковать компетентен в анализе, координации и контроле сложной деятельности 15
-
задачи руководителя : превратить потенциал фирмы в прибыль определять общие оперативные задачи осуществлять мотивацию координацию и контроль руководителей и исполнителей 16
-
Функции управления Управление - работа по достижению целей с помощью других Это - процесс, серия непрерывных взаимосвязанных действий, каждое из которых также является процессом К управляющим процессам (функциям) относятся: планирование, организация, мотивация и контроль, связь между которыми осуществляется через связующие процессы принятия решений и обмен информацией – коммуникацию организация мотивация планирование контроль процесс управления 17
-
Планирование - решение о том, какими должны быть цели организации и что должны делать члены организации, чтобы достичь этих целей Это ответ на три вопроса: - Где мы находимся в настоящее время?Оценка сильных и слабых сторон организации в области финансов, маркетинга, производства, управления персоналом, исследований и разработок. Цель - определить, чего может реально добиться организация. -Куда мы хотим двигаться? Выбор целей с учетом возможностей и угроз, исходящих из внешней среды. - Как этого достичь? Действия организации, ее подразделений и отдельных людей по достижению целей. Планирование обеспечивает единое направление усилий всех членов организации. Планирование должно осуществляться непрерывно по двум причинам: многие организации после достижения целей, ради которых они создавались, стремятся продлить свое существование, поставив перед собой новые цели; постоянная неопределенность будущего, обусловленная изменениями во внешней среде организации и ошибками в суждениях, заставляют пересматривать планы, увязывая их с реальностью 18
-
Организация -включает два аспекта: Первый -создание структур, структурирование отдельных элементов, составляющих организацию (работы, задания, исполнители и т.д.), для выполнения планов и достижения целей. Начало промышленной революции связано с осознанием того, что организация работ определенным образом позволяет работникам добиться больших результатов, чем при отсутствии должной организации. Второй - определение того, кто должен выполнять каждое конкретное задание, включая работу по управлению. Руководитель подбирает людей для конкретной работы, делегируя им задания и полномочия или права использования ресурсов. Эти люди принимают на себя ответственность за успешное выполнение своих обязанностей и соглашаются считать себя подчиненными по отношению к руководителю. делегирование - средство выполнения работы с помощью других лиц. 19
-
мотивация -сознание внутреннего побуждения к действиям - результат сложной совокупности потребностей, которые постоянно меняются Чтобы мотивировать работников руководитель должен определить, каковы их потребности и обеспечить для работников способ удовлетворения этих потребностей через хорошую работу. Чисто экономический подход оказывается несостоятельным для мотивации труда. Даже прекрасно составленные планы и самая совершенная структура не имеют никакого смысла, если кто-то не выполняет фактическую работу. Задача мотивации - выполнение работы членами организации в соответствии с делегированными им обязанностями и сообразуясь с планом 20
-
контроль - процесс обеспечения целей организации Все, что делает руководитель, обращено в будущее (планируемые цели находятся в будущем) за время реализации планов может произойти много изменений: - работники могут отказаться выполнять свои обязанности - могут измениться законы - может появиться сильный конкурент - люди могут совершить ошибки при выполнении обязанностей и т.п. Непредвиденные обстоятельства могут заставить организацию изменить первоначальный курс Если руководство окажется неспособным находить изменения и своевременно провести необходимые изменения, то организации может быть нанесен серьезный ущерб. 21
-
Три аспекта контроля: Установка стандартов - точное определение целей, которые должны быть достигнуты за определенный отрезок времени (основаны на планах, разработанных при планировании); Измерение того, что должно быть достигнуто и сравнение его с реальностью. Правильное выполнение этих составляющих позволяет выявить проблемы и установить источник их возникновения. Эта информация необходима для успешного выполнения третьей фазы Проведение необходимой коррекции отклонений от первоначального плана. Возможен пересмотр целей для повышения их реалистичности и соответствия ситуации. 22
-
коммуникация - процесс обмена информацией Прочность и качество отношений между людьми зависят от четкости и честности межличностных отношений. Обмен информацией позволяет принимать здравые решения и выполнять их Например, Планы нельзя выполнить, если с ними не будут ознакомлены исполнители Доведение руководством до подчиненных обоснования своих решений повышает шансы их успешного выполнения 23
-
принятие решений Принятие решения - это выбор того, как и что планировать, организовывать, мотивировать и контролировать. Управленческая работа напоминает попытку сложить сложный мозаичный узор из отдельных кусочков, принадлежащих пяти различным сюжетам. Руководителям приходится перебирать многочисленные комбинации потенциальных действий, чтобы найти правильное для данной организации в данное время и в данном месте. Для четкой работы организации руководитель должен сделать серию правильных выборов из нескольких альтернативных возможностей. Выбор одной альтернативы и есть решение. Именно это и есть основное содержание управленческого труда. Основное требование для принятия правильного и эффективного решения, понимание истинных масштабов проблемы - наличие адекватной информации. Единственный способ ее получения - коммуникация. 24
-
Содержание процесса управления Ошибочно считать, что рутинная работа менеджера мало чем отличается от работы подчиненных, хотя они постоянно взаимодействуют и получают почти одинаковое вознаграждение за труд. Работа начальника подразделения имеет больше общих черт с работой президента компании, нежели с работой подчиненных. Всякая работа требует концентрации и специализации. Особенность управленческого труда – кратковременность, разнообразие и фрагментарность деятельности. В то время, как работа исполнителя рациональна, повторяется, не прерывается, выполняется в устойчивом и неизменном ритме. 25
-
Инфраструктура менеджмента Внутренние переменные - ситуационные факторы организации, требующие внимания руководства: цели - структура – задачи - технология - люди люди целиструктура организация технология задачи Связь между внутренними переменными 26
-
Цели Организация - группа людей с осознанными общими целями, средство для достижения целей, позволяющее людям коллективно выполнить то, чего они не могут достичь индивидуально Цели -конкретные конечные состояния, желаемый результат, которого стремится достичь группа, работая вместе Цели вырабатываются руководством в ходе планирования. Далее они сообщаются членам организации. Этот процесс - мощный механизм координирования. Он дает возможность членам организации знать, к чему они должны стремиться. 27
-
28 Организации имеют много разнообразных целей: уровень затрат, прибыли, услуг и т.д. Подразделения, входящие в организацию, и представляющие собой тоже организацию, но более мелкую имеют свои цели, отличающиеся от целей других подразделений. финансы - уменьшение кредитных потерь на 1%, маркетинг - сокращение на 20% количества жалоб от потребителей. Для успешной работы необходима увязка, согласование целей отдельных людей, подразделений. Ключевой момент в этом процессе принадлежит общим целям организации. Координация предполагает отсутствие противоречий в целях.
-
СИСТЕМА ЦЕЛЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ видение миссия стратегические цели цели отдельных СЕ цели функциональных подразделений цели персонала
-
Цели должны быть: ясными и понятными реальными и достижимыми конкретными и измеримыми согласованными и взаимно поддерживающими мотивированными логически построенными Цели должны включать: содержание (что я хочу достичь?) объём (сколько я хочу достичь?) время ( когда я хочу достичь?) отражать тот уровень, на который необходимо вывести деятельность предприятия по обслуживанию потребителей
-
Задачи - предписанная работа серия работ или часть работы, которая должна быть выполнена определенным образом в определенные сроки. И то и другое определяются заранее. Задачи предписываются не работнику, а его должности. В соответствии со структурой организации каждая должность включает ряд задач, обеспечивающих достижение целей организации. Характеристика задач: (три категории) работа с людьми, предметами и информацией. Работа людей на конвейере- работа с предметами, работа мастера - работа с людьми, работа бухгалтера - работа с информацией. Время выполнения и частота повторения - характеристики задач. По мере перехода управленческой работы от низшего уровня к высшему увеличивается время выполнения работы, уменьшается монотонность и повторяемость. Сравните машинную операцию по точению, повторяющуюся десятки раз в день, и работу по разработке новой структуры организации, занимающую несколько часов или дней. 31
-
Технология - средство преобразования сырья в искомые продукты или услуги Задачи и технология связаны между собой. Выполнение задачи включает использование конкретной технологии как средства преобразования материала, информации, поступающих на входе, в форму, получаемую на выходе. Наиболее значимым компонентом является процесс, с помощью которого исходные материалы преобразуются в желаемый на выходе продукт, а не машины, оборудование или сырье. Технология - способ, который позволяет осуществить подобное преобразование. Содержание и характер работы изменялись в соответствии с развитием специализации. Специализация задач ведет к росту прибыли, так как растет производительность труда и, следовательно, снижаются издержки. Поэтому имеет место тенденция к расширению специализации, дроблению работы на все более мелкие операции. Без разделения труда рабочий вряд ли бы сделал больше одной булавки в день. При соответствующем разделении труда на рабочих местах выполняется 18 отдельных операций: вытягивание, распрямление, разрезка проволоки, затачивание концов,, завивка головки, даже насадка булавок на бумагу. Десять человек, работая вместе, изготавливают 48 тыс. булавок в день, 4800 на одного рабочего. Если бы они делали все это независимо друг от друга, без соответствующего разделения труда, то произвели бы лишь 10 всего булавок. 32
-
Стандартизация стимулировала повышение специализации и позволила применять неквалифицированный и малоквалифицированный труд, на котором основано массовое производство товаров и услуг. Даже в товарах, выпускаемых по индивидуальному заказу, используют стандартные компоненты. Конвейерные сборочные линии, предложенные Г.Фордом в 1913 году, позволили существенно сократить время на сборку и общие затраты. На конвейере Форда модель автомобиля “Ти” стала стоить 290 $ по розничной цене, вместо 2100$ по оптовой цене автомобиля у конкурента, сборка которого велась на стационарном месте. Дальнейшее развитие конвейерного производства сопровождалось повышением специализации операций. В настоящее время рабочий изо дня в день выполняет на конвейере одну стандартную операцию. Стандартизация, механизация и конвейер оказали глубокое влияние на организацию производства и управление. 33
-
Классификация технологии: Единичное, мелкосерийное и индивидуальное производство - одновременно изготавливается одно или малая серия одинаковых изделий для определенного покупателя или в качестве опытного образца. Массовое или крупносерийное производство - производится большое количество идентичных или очень похожих изделий. Для него характерны механизация, стандартизация и конвейерный способ сборки. Непрерывное производство - использует автоматизированное оборудование, работающее круглые сутки для непрерывного изготовления в больших объемах одинакового по характеристикам продукта (переработка нефти, сталеплавильное и медеплавильное производство, работа электростанций). Каждый из приведенных типов технологий имеет свои преимущества и лучшим образом соответствует выполнению определенных задач и достижению целей. Автомобиль “Феррари”, производимый по индивидуальным заказам, превосходит по своим характеристикам любой автомобиль массового производства. Однако, последние стоят намного дешевле и более приспособлены для среднего водителя и средних дорог. Такие машины удовлетворяют потребности многих людей. Потребитель определяет окончательную пригодность той или иной технологии 34
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.