Содержание
-
Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках математики. Учитель математики Н.В. Марянова МБОУ «Средняя школа № 13» г. Дзержинска Нижегородской области
-
«Математическая грамотность – способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живёт, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину» Определение математическойграмотности в исследовании PISA
-
Понятие «функциональная грамотность» подразумевает владение умениями:
выявлять проблемы, возникающие в окружающем мире, решаемые посредством математических знаний; формулировать эти проблемы на языке математики; решать их, используя математические знания и методы; обосновывать принятые решения путем математических суждений; анализировать использованные методы решения; интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной задачи.
-
Контексты задач
Индивидуальные Профессиональные Задачи про сферу труда Задачи, связанные с понятиями: расчет и заказ материалов для строительства, начисление зарплаты, бухучёт, контроль качества, дизайн и архитектура Задания должны быть доступны 15-ти летним ученикам Задачи про деятельность человека, его семьи, группы сверстников Задачи, связанные с видами деятельности: покупками, играми, здоровьем, приготовлением пищи, транспортом, спортом, путешествиями, расписаниями дня, личными финансами
-
Социальные Научные Задачи про общества: местные, национальные, глобальные Задачи, связанные с понятиями: общественный транспорт, система голосования, реклама, правительство, демография, национальная статистика и экономика Задачи на применение математики в мире природы, науки и техники Контексты: погода и климат, экология и медицина, генетика, измерения и САМ МИР МАТЕМАТИКИ
-
Задания на развитие математической грамотности с разными видами контекста
Индивидуальный ( личный) Профессиональный В классе 24 человек, на 4 и на 5 учатся 15 человек. Определить качество обучения в классе? (Ответ: 62,5% составляет качество обучения.) На день рождения принято дарить подарки в красивой упаковке. Свой подарок Петя решил упаковать в коробку, которая имеет форму куба с ребром 1 дм. Для оформления коробки имеется кусок желтой бумаги в форме квадрата со стороной 3 дм и три квадратных листа красной бумаги площадью 2 дм2 каждый. А. Можно ли упаковать коробку в бумагу одного цвета, если разрезать бумагу нельзя? Б. Ленточку какой длины нужно купить, чтобы обвязать коробку таким образом, если на бант уходит 2 дм ленты . ( Ответ: А. Можно в бумагу желтого цвета. Б. Потребуется 10 дм ленты.)
-
Социальный контекст На пост председателя школьного совета претендовали два кандидата. В голосовании приняли участие 105 человек. Голоса между кандидатами распределились в отношении 2:5. Сколько голосов получил проигравший? (Ответ: за проигравшего проголосовали 30 человек) Научный контекст В Волшебной стране бывает два типа погоды: хорошая и отличная, причём погода, установившись утром, держится неизменной весь день. Известно, что с вероятностью 0,8 погода завтра будет такой же, как и сегодня. Сегодня 3 июля, погода в Волшебной стране хорошая. Найдите вероятность того, что 6 июля в Волшебной стране будет отличная погода.
-
Содержательные области МГ
Пространство и форма Изменения и отношения Количество Неопределенность Вопросы, относящиеся к пространственным и плоским геометрически формам и отношениям Вопросы, связанные с математическим описанием различных процессов (материал в основном относится к алгебре) Эта область включает в себя вопросы, связанные с числами (в программах по математике этот материал чаще относится к арифметике) Включает в себя вероятностные и статистические явления и зависимости, которые являются предметом изучения разделов статистики и вероятности
-
Задания по формированию функциональной грамотности на уроках математики
1. Игровой момент на уроке;2. Как проблемный элемент в начале урока;3. Как задание – «толчок» к созданию гипотезы для исследовательского проекта;4. Как задание для смены деятельности на уроке;5. Как модель реальной жизненной ситуации, иллюстрирующей необходимость изучения какого- либо понятия на уроке;6. Как задание, устанавливающее межпредметные связи в процессе обучения;7. Некоторые задания заставят сформулировать свою точку зрения и найти аргументы для её защиты;8. Можно собрать задания одного типа и провести урок, в соответствии с какой- то образовательной технологией;9. Можно все задачи объединить в группы и создать свой элективный курс по развитию математического мышления
-
Как модель реальной жизненной ситуации В таблице 1 приведены минимальные баллы ЕГЭ по четырём предметам, необходимые для подачи документов на факультеты 1–5 В таблице 2 приведены данные о баллах ЕГЭ по четырём предметам абитуриента В Выберите факультеты, на которые может подавать документы абитуриент.
-
Задание, устанавливающее межпредметные связи в процессе обучения Математика – физика Чтобы перевести значение температуры по шкале Цельсия в шкалу Фаренгейта, пользуются формулой F = 1,8C + 32, где C — градусы Цельсия, F — градусы Фаренгейта. Какая температура по шкале Фаренгейта соответствует −1° по шкале Цельсия? Математика - астрономия Масса Земли составляет 182 % массы Меркурия, а масса Сатурна составляет 9401 % массы Земли. Сколько процентов массы Меркурия составляет масса Сатурна? Математика - химия К сплаву массой 600 г , содержащему 20 % меди, добавили 40 г меди. Каким стало процентное содержание меди в новом сплаве?
-
Задание, устанавливающее межпредметные связи в процессе обучения Математика-биология. Мама-слониха имеет массу 600 кг. Найдите массу слонёнка, если известно, что она составляет 1/5 часть от массы большого слона. Математика-экономика Рабочий купил компьютер за 11400 р. в кредит. При покупке он внёс 2/5 части от стоимости компьютера. Остальные деньги рабочий вносил в течение 10 месяцев. Сколько денег рабочий выплачивал ежемесячно? Математика-история . В московском Кремле находятся Царь-колокол и Царь-пушка. Вес колокола 200 тонн, вес пушки 20% веса колокола. Сколько тонн весит Царь-пушка?
-
Игровой момент на уроке В 6 классе для отработки навыков построения точек на координатной плоскости по их координатам использую «Конкурс художников». Также эту игру можно использовать и в 7 классе при изучении темы: «Прямоугольная система координат на плоскости».
-
Проблемный элемент на уроке Урок геометрии в 7 классе «Неравенство треугольника» Построить с помощью циркуля и линейки треугольник со сторонами: а) 5 см; 6 см; 7 см; б) 9 см; 5 см; 6 см; в) 1 см; 2 см; 3 см; г) 3 см; 4 см; 10 см. Ребята работают самостоятельно и приходят к тому, что построить треугольник в последних двух примерах не удается. Возникает проблема: «При каких же условиях существует треугольник»? Чертежи, полученные учащимися при решении этой задачи, дают возможность легко сделать вывод: «Каждая сторона треугольника меньше суммы двух других сторон».
-
Проблемный элемент на уроке k + 4n + 7m = 365 Слова учителя: Кто увидел? Кто догадался? Кто решил? “Смотреть – не значит видеть!” Ответ: 365 – это количество дней в году, 1 – месяц февраль, 4 – месяцев по 30 дней; 7 месяцев в году по 31 дню. Тогда: 28 ·1 + 30 · 4 + 31 · 7 = 365. Ответ: к=1; m=30; n=31
-
Задания по формированию читательской грамотности на уроках математики
Прочтите текст. Масса самой большой планеты Солнечной системы — Юпитера — в 318 раз больше массы Земли. Вокруг многих планет движутся их спутники, которые также удерживаются вблизи планет силами тяготения. Спутник нашей Земли — Луна — самое близкое к нам небесное тело. Расстояние между Луной и Землёй равно в среднем 380 000 км. Масса Луны в 81 раз меньше массы Земли. Чем меньше масса планеты, тем с меньшей силой она притягивает к себе тела. Сила тяжести на поверхности Луны в 6 раз меньше силы тяжести, действующей на поверхности Земли. Например, автомобиль, масса которого 600 кг, на Луне весил бы не 6000 Н, как на Земле, а 1000 Н, что соответствует 100 кг на Земле. Чтобы покинуть Луну, тела должны иметь скорость не 11 км/с, как на Земле, а 2,4 км/с. А если бы человек высадился на Юпитер, масса которого во много раз больше массы Земли, то там он весил бы почти в 3 раза больше, чем на Земле. Сможет ли семиклассник поднять на Земле предмет, который весит на Луне 60Н? Ответ объясните.
-
Для станций, указанных в таблице, определите, какими цифрами они обозначены на схеме. На рисунке изображена схема метро города N. Станция Театральная расположена между станциями Поперечная и Петровская. Если ехать по кольцевой линии (она имеет форму окружности), то можно последовательно попасть на станции Петровская, Маяковская, Владимирская, Международная, Сельская. Жёлтая ветка включает в себя станции Международная, Ломоносовская, Горная, Проспект славы.
-
Задания по формированию функциональной грамотности на уроках математики
Финансовая грамотность Ученики получают задание спланировать семейный бюджет на месяц. Доход семьи составляют 80.000 рублей, из которых 30% идут на аренду жилья, 20% на продукты питания, 10% на коммунальные услуги, 15% на транспорт и связь, а остальное – на развлечения и непредвиденные расходы. Ученикам нужно рассчитать сумму каждой статьи расходов и определить, сколько останется на развлечения и непредвиденные расходы. (Ответ: 24000 р. –аренда жилья, 16000 руб. – питание, 8000 р. – коммунальные услуги, 12000 р.- транспорт и связь, 20000 р. – развлечения и непредвиденные расходы) Ученикам предлагается рассчитать, сколько они сэкономят при покупке товара стоимостью 2000 рублей со скидкой 15% и какой будет итоговая цена товара. (Ответ: экономия 300 руб., цена товара – 1700 руб.)
-
Финансовая грамотность №5. В таблице указана стоимость (в рублях) некоторых продуктов в четырёх магазинах, расположенных в деревне Ясная, селе Майское, деревне Камышёвка и деревне Хомяково. Полина с дедушкой хотят купить 2 л молока, 3 кг говядины и 2 кг картофеля. В каком магазине такой набор продуктов будет стоить дешевле всего? В ответ запишите стоимость данного набора в этом магазине.
-
Нестандартные задачи №9 Некоторые сотрудники фирмы летом 2014 года отдыхали в Крыму, а некоторые ― в Сочи. Все сотрудники, которые отдыхали в Сочи, не отдыхали в Крыму. Выберите утверждения, которые верны при указанных условиях. 1) Если сотрудник этой фирмы летом 2014 года отдыхал в Крыму, то он отдыхал и в Сочи. 2) Каждый сотрудник этой фирмы отдыхал летом 2014 года в Крыму. 3) Среди сотрудников этой фирмы, которые не отдыхали в Сочи летом 2014 года, есть хотя бы один, который отдыхал в Крыму. 4) Нет ни одного сотрудника этой фирмы, который летом 2014 года отдыхал и в Крыму, и в Сочи. №10 Среди жителей дома № 23 есть те, кто работает, и есть те, кто учится. А также есть те, кто не работает и не учится. Некоторые жители дома № 23, которые учатся, ещё и работают. Выберите утверждения, которые верны при указанных условиях. 1) Хотя бы один из работающих жителей дома № 23 учится. 2) Все жители дома № 23 работают. 3) Среди жителей дома № 23 нет тех, кто не работает и не учится. 4) Хотя бы один из жителей дома № 23 работает.
-
Заключение
Формирование функциональной грамотности на уроке математики – это сложная, но важная задача. Она требует от нас, учителей, постоянного профессионального роста, готовности к изменениям и инновациям. Только вместе мы сможем подготовить наших учеников к успешной жизни в XXI веке.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.