Содержание
-
Методика формирования представлений о множестве у детей младшего дошкольного возраста
Выполнила: Любимова Елена Вадимовна
-
Что такое множество
Множество - это совокупность объектов, рассматриваемая как одно целое. Объекты, составляющие данное множество, называются его элементами. Элементами множества могут быть самые разнообразные предметы любой природы, как конкретные (растения, животные, предметы обихода и др.), так и абстрактные (числа, геометрические фигуры, отношения и др.) или изображения других предметов.
-
Содержание знаний о множестве включает:
понимание того, что несколько предметов, игрушек, находящихся рядом, обозначаются словом много, одиночные предметы - словом один; - понимание вопроса сколько?, выражение столько - сколько, поровну, по одному, больше - меньше; - умение составлять группу из отдельных предметов, разложить группу на отдельные предметы; - знания о равенстве или неравенстве групп по количеству элементов, умение последовательно накладывать один предмет на другой или прикладывать один предмет к другому и именно так сравнивать одну группу с другой; ознакомление с тем, как образуются равенства или неравенства путем добавления или отнимания одного предмета (единицы).
-
Задачи обучения
Учить практически устанавливать взаимно однозначное соответствие между элементами двух групп и определять их равенство и неравенство; формировать представление о множестве как целостном единстве, состоящем из отдельных элементов; подвести ребёнка к абстрагированию количественной стороны в любом множестве; научить видеть эту количественную сторону, сравнивать количество предметов в разных совокупностях; овладеть значением слов «столько — сколько», «поровну», «больше — меньше».
-
Основные методические приемы
1 ОБРАЗОВАНИЕ МНОЖЕСТВ ИЗ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ И ВЫДЕЛЕНИЕ ОДНОГО ПРЕДМЕТА ИЗ МНОЖЕСТВА.
-
Приём нахождения множества в окружающей обстановке
2 Нахождение «много» и «один» в окружающем
-
Прием наложения одного множества на другое
Цели: - Учить последовательно накладывать предметы на их изображения. - Учить фиксировать внимание на равенстве множеств и соответствии отдельных элементов, представленных на рисунках и в предметах. - Учить устанавливать наличие или отсутствие взаимно- однозначного соответствия между элементами групп предметов (множеств) ), т. е. каждому элементу первой группы соответствует только один элемент второй и, наоборот.
-
Наложение. Наглядный материал:
карточки с изображенными предметами (3 -5 шт.), расстояние между предметами должно равняться самим предметам, для наложения даются мелкие предметы, которые должны быть связаны с рисунками по смыслу. Начинать нужно с проблемной ситуации. «Хватит ли всем бабочкам по цветочку, т.е. поровну ли у нас бабочек и цветочков».
-
Методика:
Воспитатель раскладывает бабочки правой рукой слева направо точно одну бабочку на один цветочек. Останавливаясь на каждой паре, обращает внимание, что на каждом цветочке сидит одна бабочка, что между цветочками бабочку не кладем, оставляем пустое место. «У нас бабочек столько же, сколько цветочков, каждой бабочке хватило по цветочку, бабочек и цветочков поровну, одинаковое количество. Поровну ли бабочек и цветочков?» После демонстрации приема наложения детям даем упражнения, в которых они учатся сравнивать 2 группы предметов по количеству с помощью этого приема.
-
Наглядный материал
Приём наложения машинок. Приём наложения квадратов.
-
Приём приложения одного множества к другому
Цели: -учить ребёнка видеть и соотносить элементы одного множества с элементами другого; -учить детей прикладывать предметы только правой рукой слева направо. -учить устанавливать наличие или отсутствие взаимно-однозначного соответствия между элементами групп предметов (множеств), т. е. каждому элементу первой группы соответствует только один элемент второй и, наоборот.
-
Приложение. Наглядный материал:
Используются карточки с двумя полосками. На верхней – предметы, а нижняя – пустая. Для приложения подбираются предметы, которые подходят по смыслу. Упражнение: положить листиков на нижнюю полоску столько, сколько на верхней грибочков. Если дети затрудняются, то делим вертикальными линиями карточку на клетки или можно провести стрелки от предметов верхней полоски на нижнюю.
-
Методика:
Методика обучения приему приложения основывается на знании детьми приема наложения. Например, на верхней полоске раскладываем грибочки. Затем создаем ситуацию: на грибочки упали листики. Листики накладываем на грибочки и выясняем: поровну ли их. Затем перетягиваем последовательно каждый листик на нижнюю полоску: «подул ветер». Под каждым грибочком лежит только один листик. Между листиками - пустые места. «Поровну ли теперь листиков и грибочков? Если под одним грибочком лежит один листик, то грибочков и листиков поровну».
-
Равенство двух множеств
-
Использование игр и игровых упражнений при формировании представлений о множестве
Существует множество игр, в которых дети учатся выделять один предмет, составлять группу предметов, овладевают терминами «один» и «много». Например: «Медведь и пчелы», «Фонарики», «Поезд», «Кот и мыши» и т. п. Дидактическая игра «Жучки на листиках» Цель игры: формировать умение детей сравнивать две группы предметов на основе сопоставления, устанавливать равенство и неравенство двух множеств. Ход игры. Воспитатель говорит: «Дети, посмотрите, какие красивые жучки. Они хотят с вами поиграть, вы станете жучками. Наши жучки живут на листиках. У каждого жучка свой домик – листик. Сейчас вы будете летать по полянке, а по моему сигналу найдете себе домик – листик. Жучки, летите! Жучки, в домик! Всем жучкам хватило домиков? Сколько жучков? Сколько листиков? Их поровну? Как еще можно сказать? Жучкам очень понравилось с вами играть». Далее повторяем игру, устанавливая отношения «больше, меньше», при этом учим уравнивать множества путем добавления и убавления.
-
Литература:
Корнеева,Г.А., теория и методика развития математических представлений у детей дошкольного возраста./учебно – методическое пособие.,М. 2007 Метлина, Л.С., математика в детском саду, 1984 Данилова, В.В., математическая подготовка детей в дошкольных учреждениях.,М, 1987 Щербакова, Е. И. Теория и методика математического развития дошкольников: Учеб. пособие / Е. И. Щербакова Михайлова, З.А. и др. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.