Содержание
-
Обучение табличному умножению и делению
-
Знание таблицы умножения и деления является основой формирования вычислительных навыков учащихся. Ее изучение начинается с таблицы умножения двух. Вначале (первый этап) составляется таблица умножения двух, которую дети должны будут постепенно запомнить. Другие таблицы составляются несколько позднее. Это позволяет рассредоточить во времени изучение материала, который надо запомнить наизусть.
-
Таблица умножения двух
При составлении таблицы умножения двух результат находят сложением, используя при этом наглядные пособия, например, квадрат с уголком, или обводят в тетради 9 рядов клеток, по 2 клетки в ряду. Составление этой таблицы можно осуществить по частям: 1) 2 ∙ 2= 2+2=4 2 ∙ 3= 2+2+2=6 2 ∙ 4= 2+2+2+2=8 2 ∙ 5= 2+2+2+2+2=10
-
Дети замечают, что результат следующего произведения на 2 больше предыдущего. Эту закономерность можно использовать при получении остальных случаев: 2) 2 ∙ 6= 12 10+2=12 2 ∙ 7=14 12 +2=14 2 ∙ 8=16 14+2=16 2 ∙ 9=18 16+2=18
-
Получилась таблица умножения двух, которую дети должны постепенно запомнить. На основе переместительного свойства умножения составляется таблица умножения на два. Ученикам предлагается самим составить эту таблицу, пользуясь известной им таблицей умножения двух.
-
На основе связи между произведением и множителями рассматриваются табличные случаи деления с числом 2. Ученики записывают по памяти известную им таблицу умножения на 2. Затем, используя знание связи между компонентами и результатом действия умножения, находят результаты соответствующих случаев деления. Получается запись: 2 ∙ 2 = 4 4 : 2 = 2 2 ∙ 3 = 6 6 : 2 = 3 6 : 3 = 2 2 ∙ 4 = 8 8 : 2 = 4 8 : 4 = 2
-
Ученики рассуждают: произведение чисел 2 и 3 равно 6; если произведение 6 разделить на первый множитель 2, то получится второй множитель 3, а если произведение 6 разделить на второй множитель 3, то получится первый множитель 2 и т.д. Чтобы усвоили рассмотренные случаи деления с числом 2, их надо чаще включать в устные упражнения и письменные работы.
-
Знания о действиях умножения и деления, а также умения, полученные на первом этапе, являются основой изучения на втором этапе табличных случаев умножения и соответствующих случаев деления. Сначала рассматриваются все табличные случаи умножения и деления с числом 3, затем 4,5 и т.д. Табличные случаи умножения и деления с каждым числом изучаются примерно по одному плану. Прежде всего составляется таблица умножения по постоянному первому множителю.
-
После того, как составлена таблица по постоянному первому множителю, из каждого примера на умножение учащиеся составляют ещё один пример на умножение (переставляют множители) и два примера на деление (на основе связи между компонентами и результатом умножения). Каждая таблица умножения по постоянному первому множителю составляется, начиная со случаев равных множителей (3х3, 4х4 и т.д.), поскольку случаи, предшествующие этим, уже были рассмотрены в других таблицах.
-
Примеры на умножение читаются по разному: по 5 взять 3 раза, получится 15; 5 умножить на 3, получится 15; произведение чисел 5 и 3 равно 15; первый множитель 5, второй - 3, произведение - 15; трижды пять - пятнадцать; позднее: пять увеличить в три раза, получится 15.
-
Примеры на деление читаются так: 15 разделить на 3, получится 5; частное чисел 15 и 3 равно 5; делимое 15, делитель 3, частное 5; позднее: 15 уменьшить в три раза, получится 5.
-
В ходе изучения таблиц и позднее необходимо уделять большое внимание упражнениям на запоминание табличных результатов: составить 4 примера на умножение и деление с одинаковыми числами (4х3 = 12, 3 ∙ 4 = 12, 12:4 = 3, 12:3 = 4), повторить таблицы по порядку и вразбивку, составить по памяти таблицу умножения двух или на 2, трёх или на 3 и т.д., заменить число (24) произведением соответствующих множителей (8х3, 6х4), отгадать задуманное число (если его умножили на 8 и получили 72).
-
Полезно в этих целях вместе с учащимися составить таблицу умножения Пифагора и научить ею пользоваться. Заметим, что заучиваются наизусть только результаты умножения, соответствующие же случаи деления учащиеся должны уметь быстро находить, пользуясь таблицей умножения. Зная, например, что 7х8 =56, они должны быстро решать примеры: 56 : 7 = 8 и 56 : 8 = 7. В процессе тренировки учащиеся должны твёрдо запомнить тройки чисел, например: 3, 7, 21; 9, 8, 72 и т.д.
-
В учебниках М2Д перед составлением таблиц ставится такая задача: как можно найти значение произведения 6 ∙ 127. В ходе обсуждения выясняется, что сложение ста двадцати семи слагаемых неудобно, а сложение шести слагаемых, каждое из которых равно 127 проще, и сводится к сложению отдельно 6 сотен, 6 десятков и 6 единиц. Для выполнения умножения любых чисел удобно составить таблицу умножения всех однозначных чисел. Таким образом мотивируется необходимость составления таблицы. Последовательность изучения табличных случаев умножения отличается от традиционной. Первой составляется таблица умножения 9, затем 2, 5 и т.д. Записав результаты таблицы 9 ∙ а учащиеся исследуют ее по строчкам и выводят закономерность, которую выражают в виде формулы.
-
. Методика изучения внетабличных случаев умножения и деления в концентре «Сотня»
-
Задачи изучения темы
Познакомить учащихся со свойствами арифметических действий (умножение и деление суммы на число) и сформировать умение пользоваться ими при устных вычислениях. Усвоить приемы устных вычислений в пределах 100 при умножении двузначного числа на однозначное и однозначного на двузначное, при делении двузначного числа на однозначное и двузначное. Сформировать умение выполнять устные вычисления для случая деления с остатком.
-
При объяснении каждого из свойств учитель использует дидактические материалы, наглядные пособия, иллюстрации учебника. В основе формирования вычислительных приемов лежит усвоение различных вопросов курса математики начальных классов.
-
а) Умножение двузначного числа на однозначное
Основано на знании: разрядного состава чисел; свойстве умножения суммы на число; умножении чисел, оканчивающихся нулями; таблице умножения; сложении двузначных чисел 23 . 4 = (20+3) . 4 = 20 . 4 + 3 . 4 = 80 + 12 = 92 3 . 25 = 25 . 3 = 75 - по переместительному свойству
-
б) Деление двузначного числа на однозначное
Дети должны знать: разрядный (удобный) состав чисел; свойство деления суммы на число; деление чисел, оканчивающихся нулями; табличные случаи деления 46: 2 = (40 + 6) : 2 =40:2+6:2=20+3=23 42:3=(30 +12) : 3 =30:3+12:3=10+4=14
-
в) Деление двузначного числа на двузначное
Необходимо знать: связь деления и умножения; переместительное свойство умножения; умножение двузначного числа на однозначное; переместительное свойство умножения 85 : 17 80 : 20 – прием подбора частного 2 . 17 = 17 . 2 = 34 – не подходит 3 . 17 = 17 . 3 = 51 – не подходит 4 . 17 = 17 . 4 = 68 – не подходит 5 . 17 = 17 . 5 = 85, значит. 85 : 17=5
-
Методика изучения деления с остатком в пределах сотни
Деление с остатком изучается во втором классе, после завершения работы над внетабличными случаями умножения и деления. Здесь рассматриваются только такие случаи деления с остатком, которые сводятся к табличному делению. Особенностью деления с остатком является тот факт, что здесь по двум данным числам - делимому и делителю - находят 2 числа: частное и остаток. В методике изучения деления с остатком следует предусмотреть такой порядок введения вопросов: сначала раскрыть конкретный смысл, затем установить отношения между остатком и делителем, далее ознакомить с приемами деления с остатком.
-
Конкретный смысл деления с остатком раскрывается при решении задач на деление по содержанию и на равные части с помощью выполнения операций с предметами: ученики убеждаются, что не всегда можно выполнить разбиение данного множества на равночисленные подмножества, и что в таких случаях операция связывается с действием деления с остатком. Сначала решение задач дети выполняют практически: Например, предлагается разложить 11 кружков по 2 кружка и узнать, сколько раз по 2 кружка получится и сколько кружков останется.
-
Затем предметные действия надо связывать с действием деления с остатком. Например, предлагается решить задачу: "16 карандашей в 3 коробки поровну. Сколько карандашей положили в каждую коробку и сколько карандашей осталось?" Учитель говорит, что решение таких задач тоже выполняется с делением, только здесь деление с остатком: 16 разделили на 3, получилось 5 и 1 в остатке. Решение записывается так: 16 : 3 = 5 (ост. 1). Ответ: 5 карандашей в коробке и 1 к. остался.
-
Далее раскрывается отношение между делителем и остатком. Для этого сначала решаются примеры на деление последовательных чисел на 2, затем на 3 (4, 5), например: 10 : 2 = 5 11 : 2 = 5 (ост. 1) 12 : 2 = 6 Учащиеся сравнивают остаток с делителем и делают вывод, что остаток всегда меньше делителя. Чтобы это соотношение было усвоено, предлагаются следующие упражнения: - какие числа можно получить в остатке при делении на 5, 7, 10? - сколько различных остатков может получится при делении на 8, 11, 14? - какой наибольший остаток может быть получен при делении на 9, 15, 18? - можно ли при делении на 7 получить в остатке 8, 3, 10?
-
Для подготовки учащихся к усвоению приема деления с остатком полезно предлагать следующие задания: - какие числа от 6 до 60 делятся без остатка на 6, 7, 9? - какое ближайшее к 47 (52, 61) меньшее число делится без остатка на 8, 9, 6? Раскрывая общий прием деления лучше брать примеры парами: 18 : 3 = 6 19 : 3 = 6 (ост. 1) Они должны иметь обязательно одинаковые делители и частные.
-
Далее решаются примеры без примера - помощника. Пусть надо 37 разделить на 8. Ученик должен усвоить следующие рассуждения: "37 на 8 без остатка не делится. Самое большое число, которое меньше 37-ми и делится на 8 без остатка - это 32. 32 : 8 = 4; из 37 вычесть 32, получится 5, в остатке - 5. Итого, 37 разделить на 8 получается 4 и в остатке 5. Чтобы предупредить ошибки, полезно предлагать детям неверно решенные примеры, чтобы они нашли ошибки и решили правильно.
-
Методика изучения устных и письменных приемов умножения многозначных чисел на однозначные числа и числа, оканчивающиеся нулями.
Подготовительная работа к изучению письменного умножения сводится к повторению ранее изученного материала. В это время обобщаются знания учащихся о конкретном смысле действия умножения. Выполняя упражнения на замену суммы одинаковых слагаемых произведением и обратно, произведения - суммой, учащиеся поясняют: умножить число 15 на 3 - значит взять число 15 слагаемыми три раза: 15 . 3 = 15 + 15 + 15; умножить число а на 4 - значит взять его слагаемыми 4 раза: а . 4 = а + а + а + а.
-
Обобщению знаний способствует решение простых задач на умножение с буквенными данными, а также составление задач по выражениям вида а . b. Повторяются случаи умножения с единицей и нулём. 14 .1, с . 1, 0 . 15, 0 . к, 13 . 0, в . 0, учащиеся повторяют правила умножения с единицей и нулём. Рассматривается умножение разрядных чисел на однозначное: 400 . 2, 6000 . 3. Учащиеся могут сами предложить приём вычисления: 4 сот.. 2 = 8 сот, 400 . 2 = 800. Включается умножение двузначного числа на однозначное, при этом учащиеся повторяют свойство умножения суммы на число: 13 . 4 = (10 + 3) . 4 = 10 . 4 + 3 . 4 = 52.
-
Потом учащимся предлагается проверить, применимо ли известное им свойство, если в сумме не два, а три, четыре и более слагаемых (упражнения с небольшими числами). Вычислив разными способами значение выражения, дети убеждаются, что умножение на число суммы трёх, четырёх и более слагаемых можно выполнить по известному им правилу, которое учащиеся могут применять самостоятельно к устному умножению многозначных чисел на однозначное. Переход от устного умножения к письменному необходимо построить так, чтобы учащиеся поняли, что сущность вычислительного приема как при устном, так и при письменном умножении на однозначное число одна и та же: в обоих случаях используется свойство умножения суммы на число, но письменное умножение начинается с низших разрядов, устное - с высших.
-
При ознакомлении учащихся с письменным умножением лучше взять пример на умножение трёхзначного числа на однозначное, где устно умножать трудно: 418 . 3. Сначала учащиеся решают его знакомым способом: (400 + 10 + 8) . 3 = 1200 + 30 + 24 = 1254. После этого учитель знакомит с письменным умножением на однозначное число: показывает новую запись столбиком и даёт подробное объяснение решения этого же примера. 418 х 3 1254
-
Начинаем письменное умножение с единиц. Умножаем 8 ед. на 3, получается 24 ед. Это 2 десятка и 4 единицы, 4 единицы пишем под единицами, а 2 десятка запоминаем; и т.д. Произведение 1254. От подробного объяснения решения примеров учащиеся под руководством учителя переходят к краткому. Рассматриваются случаи, когда множитель оканчивается нулями:
-
Подписываем второй множитель 6 под первой отличной от нуля цифрой первого множителя, под цифрой 3; в числе 42300 содержится 423 сотни, умножаем 423 сотни на 6, получаем 2538 сотен или 253800. При решении аналогичных примеров следует обратить внимание детей на то, что умножение производится не обращая внимание на нули, записанные в конце первого множителя. 42300 х 6 253800
-
При решении аналогичных примеров следует обратить внимание детей на то, что умножение производится не обращая внимание на нули, записанные в конце первого множителя. На данном этапе следует предлагать учащимся и умножение однозначного на многозначное: 9 . 136, 4 . 2836, 7 . 1230. При решении таких примеров используется переместительное свойство умножения: 136 . 9, 2836 . 4, 1230 . 7. Вслед за умножением на однозначное число натуральных чисел дается умножение величин, выраженных в метрических единицах, например, 9 т 438 кг . 3; 7 км 438 м . 6. Делать это можно по-разному: сразу выполнить умножение или сначала заменить величины, выраженные в единицах двух наименований, величинами одного наименования и выполнить действия.
-
Первый способ чаще применяется на практике при умножении величин, выраженных в единицах стоимости (18 руб. 25 коп. . 3 = 18 руб. . 3 + 25 коп. . 3 = 54 руб. 75 коп.) Второй же способ используется при решении задач, а также в дальнейшем при умножении величин на любое двузначное и трёхзначное число. Для закрепления, кроме тренировочных упражнений, предлагаются такие задания: Объясни, как выполнено умножение в столбик. Вставь пропущенные цифры, чтобы записи были верными. Не производя вычислений, выбери правильный ответ. Найди ошибку. Сделай прикидку и т.д.
-
Умножение на разрядные числа
После того как учащиеся усвоят умножение на однозначное число, рассматриваются приемы умножения на 10, 100, 1000, а затем на 40, 400, 4000. Умножение на 10, 100, 100 здесь рассматривается в порядке повторения, так как дети ранее изучали увеличение и уменьшение числа в 10, 100, 1000 раз. Дети уже знают, что если припишем к числу нуль справа, то оно увеличится в 10 раз, аналогично - в 100 и 1000 раз.
-
При умножении на круглые числа (круглые десятки, сотни и тысячи) используется правило умножения числа на произведение, например 14 . 60 = 14 . (6 . 10) = 14 . 6 . 10 = 840. Для знакомства с этим правилом учащимся предлагается вычислить значение выражений вида: 16 . (5 . 2) = 16 . 10 = 160; 16 . 5 . 2 = 80 . 2 = 160; 16 . 2 . 5 = 32 . 5 = 160. После выполнения нескольких таких упражнений учащиеся формулируют правило: «чтобы умножить число на произведение, можно найти произведение и умножить число на полученный результат, а можно умножить число на один из множителей и полученный результат умножить на другой множитель».
-
При умножении на разрядные числа предварительно вводятся подготовительные упражнения на замену круглых десятков (сотен) произведением одного числа и десяти (ста), например, 70 = 7 . 10, 600 = 6 . 100. Сначала рассматриваются устные приёмы умножения на круглые десятки и сотни, например, надо умножить 15 на 30; представим число 30 в виде произведения удобных множителей 3 и 10. Получим: 15 . 30 = 15 . (3 . 10). Вычислим: 15 . 3 = 45, 45 . 10 = 450. Получается запись: 15 . 30 = 15 . (3 . 10) = 450.
-
Учащиеся смешивают умножение на круглые десятки с умножением на двузначное число, а также правило умножения числа на произведение с правилом умножения числа на сумму. Чтобы предупредить такие ошибки, полезно предлагать упражнения на сравнение соответствующих приемов вычислений: например: 6 . 50 = 6 . (5 . 10) = 6 . 5 . 10 = 300; 6 . 15 = 6 . (10 + 5) = 6 . 10 + 6 . 5 = 90. Сравнение выражений (поставить вместо знака # знак >,
-
После устного умножения на круглые десятки и сотни вводится письменное умножение на эти числа, например, 546 . 30 = 546 . (3 . 10) = 546 . 3 . 10. Число 546 сначала умножим на 3 и полученный результат умножим на 10. Умножаем 546 на 3, получаем 1638. Умножаем 1638 на 10, для этого приписываем к полученному числу справа один нуль. Получим произведение 16380.
-
Особого внимания заслуживают те случаи, когда оба множителя оканчиваются нулями, например, 20 . 30, 400 . 50, 800 . 70 и т.д. Сначала при решении учащиеся рассуждают так: чтобы умножить 300 на 50, надо три сотни умножить на пять, а затем полученное число умножить на 10, будет 150 сотен, или 15 тысяч. Такие примеры записываются в строчку и решаются устно. Аналогичным образом рассуждают ученики и при письменном умножении в том случае, когда оба множителя оканчиваются нулями. Запись удобна следующая: 7800 3670 х 30 х 20 234000 73400 Выполняя умножение, ученики замечают, что сначала они умножили, например, число 78 или 367 на однозначное, а затем к полученному произведению приписали столько нулей, сколько их в конце множителей
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.