Содержание
-
Тема урока:«Применение интеграла к решению физических задач» Учитель математики ВКК МБОУ СОШ с углубленным изучением отдельных предметов Орлова О.В. г. Воронеж
-
Воспитательнаяработа: Расширение кругозора и познавательной деятельности учащихся Развитие логического мышления и умение применятьсвоизнания Техническое обеспечение: Интерактивная доска Компьютер Диск Тип урока: интегрированный
-
Цели урока: обобщить и закрепить ключевые задачи по теме научиться работать с теоретическими вопросами темы научиться применять интеграл к решению физических задач
-
Повторение основных понятий:
2. Что вы знаете о интеграле (свойства, теоремы)? 1. Скажите основное определение интеграла? 3. Знаете ли вы какие-нибудь примеры задач с применением интеграла?
-
План урока: 1. Схема решения задач на приложения определенного интеграла 2. Нахождение пути, пройденного телом при прямолинейном движении 3. Вычисление работы силы, произведенной при прямолинейном движении тела 4. Вычисление работы, затраченной на растяжение или сжатие пружины 5. Определение силы давления жидкости на вертикально расположенную пластинку
-
Рассмотрим теорию по данной теме
-
1. Схема решения задач на приложения определенного интеграла С помощью определенного интеграла можно решать различные задачи физики, механики и т. д., которые трудно или невозможно решить методами элементарной математики. Так, понятие определенного интеграла применяется при решении задач на вычисление работы переменной силы, давления жидкости на вертикальную поверхность, пути, пройденного телом, имеющим переменную скорость, и ряд других. Несмотря на разнообразие этих задач, они объединяются одной и той же схемой рассуждений при их решении. Искомая величина (путь, работа, давление и т. д.) соответствует некоторому промежутку изменения переменной величины, которая является переменной интегрирования. Эту переменную величину обозначают через Х, а промежуток ее изменения — через [а, b]. Отрезок [a, b] разбивают на n равных частей, в каждой из которых можно пренебречь изменением переменной величины. Этого можно добиться при увеличении числа разбиений отрезка. На каждой такой части задачу решают по формулам для постоянных величин. Далее составляют сумму (интегральную сумму), выражающую приближенное значение искомой величины. Переходя к пределу при n→∞, находят искомую величину I в виде интеграла
-
2. Нахождение пути, пройденного телом при прямолинейном движении Как известно, путь, пройденный телом при равномерном движении за время t, вычисляется по формуле S=vt. Если тело движется неравномерно в одном направлении и скорость его меняется в зависимости от времени t, т. е. v=f(t), то для нахождения пути, пройденного телом за время от t1 до t2, разделим этот промежуток времени на n равных частей Δt. В каждой из таких частей скорость можно считать постоянной и равной значению скорости в конце этого промежутка. Тогда пройденный телом путь будет приблизительно равен сумме:
-
3. Вычисление работы силы, произведенной при прямолинейном движении тела
-
4.Вычисление работы, затраченной на растяжение или сжатие пружины
-
5.Определение силы давления жидкости на вертикально расположенную пластинку
-
-
Рассмотрим примеры задач по данной теме№ 1
-
РЕШЕНИЕ:
-
№ 2
-
Решение:
Ответ: 5 м
-
№ 3
-
Решение:
Ответ: 32 м
-
№ 4
-
Решение:
Ответ: 44,1 м
-
№ 5
Какую работу совершает сила в 10Н при растяжении пружины на 2 см?
-
Решение:
-
№ 6
Сила в 60Н растягивает пружину на 2 см. Первоначальная длина пружины равна 14 см. Какую работу нужно совершить, чтобы растянуть ее до 20 см?
-
Решение:
-
№ 7
Определить силу давления воды на стенку шлюза, длина которого 20 м, а высота 5 м (считая шлюз доверху заполненным водой).
-
Решение:
-
№ 8
В воду опущена прямоугольная пластинка, расположенная вертикально. Ее горизонтальная сторона равна 1 м, вертикальная 2 м. Верхняя сторона находится на глубине 0,5 м. Определить силу давления воды на пластинку.
-
РЕШЕНИЕ:
-
№ 9
-
РЕШЕНИЕ:
-
№ 10
-
РЕШЕНИЕ:
-
№ 11
-
РЕШЕНИЕ:
-
№ 12
Вычислить силу давления воды на плотину, имеющую форму трапеции, у которой верхнее основание, совпадающее с поверхностью воды, имеет длину 10 м, нижнее основание 20 м, а высота 3 м.
-
РЕШЕНИЕ:
-
№ 13
-
РЕШЕНИЕ:
-
Запуск приложения «Минутка релаксации»
-
Задачи для самостоятельного решения
-
-
-
Подведение итогов урока Какимвопросамбыл посвящен урок? Чему научилисьна уроке? Какие теоретические факты обобщались на уроке? Какиерассмотренныезадачиоказалисьнаиболеесложными? Почему?
-
Домашнее задание: № 1 Скорость прямолинейно движущейся точки меняется по закону v(t)=t+3t^2. (Время t измеряется в секундах, v – в метрах в секунду). Найдите зависимость изменения координаты точки, если в момент t = 0: 1) точка находилась в начале координат; 2) координата точки равна 1. № 2 Зависимость скорости точки, движущейся прямолинейно, выражается формулой v = cоs πt. (v – скорость в метрах в секунду, t – время в секундах). Найдите: 1) координату точки в момент времени t = 1,5, если при t = 2 она равна 2; 2) координату точки при t = 3,5, если в момент t = 1 она равнялась 1.
-
Домашнее задание: № 3 Имеется неоднородный стержень длины l. Какова масса куска стержня длины x, считая от начала, если линейная плотность ρ стержня выражается законом: 1) ρ (x) = 3x – sin 2x, x є [0; ℓ]; 2) ρ (x) = 2x + cos 3x, x є [0; ℓ]? № 4 1) Камень подброшен вертикально вверх с крыши здания высотой 20 м. Какова начальная скорость камня, если через 1 с он находился на высоте 30 м? 2) Камень подброшен вертикально вверх с крыши здания с начальной скоростью v0 = 15 м/с. Какова высота здания, если через 2 с после начала полета камень находился на высоте 30 м?
-
Спасибо за просмотр! До новых встреч!
-
Литература: Журнал «Потенциал» «Алгебра и начала анализа» 11 класс С.М. Никольский, М.К. Потапов и др. «Алгебра и математический анализ» Н.Я. Виленкин и др. «Учебник по математическому анализу» Град О.Г., Змеев О.А. «Высшая математика: Учебник для вузов». В 3 томах. Бугров Я.С. Никольский С.М. «Математический анализ». Е.Б. Боронина
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.