Содержание
-
Современные подходы к формированию и развитию математических способностей у детей старшего дошкольного возраста Подготовила: Ясько Н.П.
-
Практика работы дошкольных образовательных учреждений, современное состояние науки и техники, культуры предъявляет высокие требования к человеку, его образованию. Внедрение современных технологий в образовательный процесс ДОУ - важное условие достижения нового качества дошкольного образования в процессе реализации федерального государственного образовательного стандарта. Одна из основных задач дошкольного образования — математическое развитие ребенка. Оно не сводится к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять и решать арифметические задачи. Это еще и развитие способности видеть, нестандартно мыслить, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умения их «конструировать» предметами, знаками и словами.
-
«Человеческий разум является математическим: он стремится к точности, к измерению, к сравнению. ...Без математического воспитания и образования невозможно ни понять прогресс нашей эпохи, ни принять в нём участие» М. Монтессори Многие психологи и педагоги (П.Я. Гальперин, А.Н. Леушина, Т.В. Тарунтаева и др.) считают, что формирование у дошкольников математических представлений должны опираться на предметно-чувственную деятельность, в процессе которой легче усвоить весь объем знаний и умений, осознанно овладеть навыками счета, измерения. Этого можно достичь, если строить обучение детей элементам математики как в непроизвольной повседневной жизни (в совместной деятельности детей и взрослых, в общении друг с другом), так и путем целенаправленного обучения на занятиях по формированию элементарных математических представлений.
-
Цель математического развития дошкольников: - Всестороннее развитие личности ребенка.- Подготовка к успешному обучению в школе.- Коррекционно-воспитательная работа. •Формирование системы элементарных математических представлений.• Формирование предпосылок математического мышления. •Формирование сенсорных процессов и способностей.•Расширение и обогащение словаря и совершенствование связанной речи.•Формирование начальных форм учебной деятельности.
-
Краткое содержание разделов программы по ФЭМП в ДОУ : «Количество и счет»: представления о множестве, числе, счете, арифметических действиях, текстовых задачах. «Величина»: представления о различных величинах, их сравнения и измерения (длине, ширине, высоте, толщине, площади, объеме, массе, времени). «Форма»: представления о форме предметов, о геометрических фигурах (плоских и объемных), их свойствах и отношениях. «Ориентировка в пространстве»: ориентировка на своем теле, относительно себя, относительно предметов, относительно другого лица, ориентировка на плоскости и в пространстве, на листе бумаги (чистом и в клетку), ориентировка в движении. «Ориентировка во времени»: представление о частях суток, днях недели, месяцах и временах года; развитие «чувства времени».
-
Развитие математических представлений осуществляется через все образовательные области: • Социально-коммуникативное развитие; • Познавательное развитие; • Речевое развитие; • Художественно-эстетическое развитие; • Физическое развитие. Встречается во всех видах детской деятельности: • Игровая; • Коммуникативная; • Познавательно-исследовательская; • Восприятие художественной литературы и фольклора; • Самообслуживание и элементарный бытовой труд; • Конструирование из разного материала; • Изобразительная (рисование, лепка, аппликация) • Музыкальная; • Двигательная.
-
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» Вид деятельности: «Игровая» Что делаем? • Используем настольно-печатные игры, игры для развития логического мышления, подводящие детей к освоению шашек и шахмат: «Лиса и гуси», «Мельница», «Волки и овцы»; головоломки; логические задачи и кубики, лабиринты. • Знаком детей с миром геометрических фигур с помощью развивающих игр, использовать которые можно как в образовательной деятельности детей, так и в свободное время. К таким играм относятся: «Формы», «Геометрическая мозаика», «Целое из частей», «Бусы», «Разложи в коробку».
-
Вид деятельности: «Коммуникативная» • Разыгрываем ситуации для сюжетно-ролевых игр «Супермаркет», «Путешествие» и др. • Сочиняем сказки по известным мотивам, например: «Колобок» – с геометрическими фигурами, «Теремок» – с цветными зверятами, «Курочка Ряба» – на пространственные отношения. • Используем занимательные проблемные ситуации. • Заучиваем стихотворение С. Маршака «Веселый счет», учим считалки, потешки, загадки, пальчиковые игры на закрепление счёта. • Пересказываем по схемам-опорам, либо драматизация эпизодов сказок с математическим содержанием: «Три медведя», «Два жадных медвежонка», «Жихарка», «Цветик-семицветик».
-
• Для закрепления понятия «Величина» используем серии картинок «Посели каждое животное в домик нужного размера», «Назовите животных и насекомых от большого до самого маленького или от маленького до большого». • Такие игры как «Сколько не хватает?», «Весёлый счёт», «Мои первые цифры», «Считаем и читаем», «Я умею считать» помогают в игровой форме учить детей решать примеры на сложение и вычитание, знакомится с цифрами и математическими знаками, сравнивать количество предметов, умения читать.
-
Вид деятельности: «Самообслуживание и элементарный бытовой труд» Что делаем? • При сервировке стола детям необходимо учесть количество человек, сидящих за этим столом. • В процессе трудовых поручений закрепляем количественные отношения (много, мало, больше, столько же, умение различать геометрические фигуры, ориентироваться в пространстве и времени). • Возможна разработка и реализация проектов по темам «Математический огород», «Математика на грядке», «Большие и маленькие в природе».
-
Образовательная область «Познавательное развитие» Вид деятельности: «Познавательно - исследовательская» Что делаем? • Измеряем сыпучие и жидкие материалы. «В какую бутылку быстрее нальется вода?» Дети переливают воду из бутылочек разной величины (высокая, узкая и низкая, широкая) в одинаковые сосуды, чтобы определить объем воды. Сколько ложек крупы в чашке?» (кукольных, чайных, десертных, больших). • Измеряем длину или ширину заданных предметов, используя разные предметы-мерки: карандаш, тетрадь, шарфик, ладонь и только потом измеряют длину (ширину)при помощи сантиметра и линейки. Дети измеряют, считают количество мерок, сравнивают. Анализируют и делают выводы.
-
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» Вид деятельности: «Восприятие художественной литературы и фольклора» Что делаем? • Широко используем такие малые фольклорные формы как, пословицы, поговорки, потешки, прибаутки, считалки, загадки. • Используем стихотворные формы художественной литературы. • Читаем сказки и рассказы способствующие формированию представлений о количественных отношениях частях суток, днях недели, временах года, величине и ориентировке в пространстве. В любой из сказок, будь она народная или авторская, присутствует целый ряд математических понятий. «Колобок» познакомит с порядковым счетом, «Теремок» и «Репка» помогут запомнить количественный и порядковый счет, да еще и основы арифметических действий.
-
Вид деятельности: «Музыкальная» Что делаем? • При освоении ритма танца осваиваем счет. • Развиваем пространственную координацию. Для этого воспитателем совместно с детьми осуществляется вербализация математических знаний, например фразами «две ноги и две руки», «встать парами», «выполняем движения под музыку в такт: раз, два, три, раз, два, три»; «встаем в круг» и др.
-
Вид деятельности: «Изобразительная» и «Конструирование из разнообразного материала» Что делаем? Подбираем темы, помогающие зрительно и осязательно помочь ребенку более детально запомнить и прочувствовать математические понятия. «Пластилиновые цифры», «Разноцветная мозаика», «Большие и маленькие дома на нашей улице» и т. п.
-
Образовательная область «Физическое развитие» Двигательная деятельность. Что делаем? Сравниваем предметы по величине и форме; Определяем левую и правую сторону; Ведем работу по ориентировке в пространстве относительно своего тела; Используют считалочки (количественный и порядковый счет); Рассчитываемся по порядку (первый, второй и т. д); Отсчитываем количество пойманных игроков (в подвижных играх), перенесенных предметов (в эстафетах); Играем в подвижные игры математического содержания «Попади в круг», «Найди себе пару», «Классы», «Сделай фигуру», «Эстафеты парами», «Чья команда забросит больше мячей в корзину»;
-
Работая с родителями по данному разделу, обращаем их внимание на то, что знания, которые дети получают в детском саду необходимо закреплять и дома, в повседневной жизни. Например, пока готовится обед, можно предложить ребенку подобрать крышки к кастрюлям, банкам и посчитать, чего больше: крышек или банок, кастрюль или крышек, спросить где по его мнению, больше воды: в чайнике или в кастрюле, чашке или бокале? Убедиться в правильности ответа он сможет, измерив воду литровой банкой. Уточнить, сколько литров воды оказалось в чашке и сколько в кастрюле.
-
По дороге домой обращать внимание детей на то, что цифры можно увидеть везде: на автобусах, номерах домов, машин, квартир, на то, что номера домов идут не по порядку (они четные и нечетные), выяснить где встречаются многозначные числа (в телефонных номерах, номерах домов); рекомендуем приобрести для ребенка игры с цифрами, например, «Пятнашки», «Шестнадцать» и т.д. Напоминаем, чтобы дома родители обращали внимание детей на то, в какое время по телевизору идут детские передачи. Отмечать в календаре знаменательные и памятные даты, дни рождения членов семьи, поручать следить за их приближением. Советуем дома с детьми измерять длины с помощью линейки (подоконник, стол и др.), рисовать отрезки.
-
-
Зима Снег на полях, лёд на водах,Вьюга гуляет. Когда это бывает?
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.