Содержание
-
Моделированиетекстовыхзадач
Кучеренко Оксана Петровна Учитель математики второй категории МОБУ СОШ №31
-
Успех обучения тесно связан с умением мыслить, а мыслить человек начинает тогда, когда у него возникает потребность что- либо понять
-
Текстовая задача - это задача, составленная нематематическими словами для передачи математического смысла.
-
Классификация текстовых задач
На части На проценты На сплавы и смеси На переливание Занимательные Старинные На совместную работу На движение по воде Классификация текстовых задач На движение
-
Знаковая модель
Рисунок Схема Таблица График
-
Математическая модель
Числовое выражение Буквенное выражение Уравнение
-
Способы решения текстовыхзадач
Арифметический Алгебраический
-
Алгоритм решения текстовых задач
Работа с текстом. Внимательно прочитать условие задачи, уяснить неизвестные термины, если они есть. Выделить в тексте условия(данные величины) и основной вопрос (цель решения) Найти ключевые слова и понять ситуациюв целом.
-
Анализ содержания задачи а) исследовать исходныеданные б) отделить существенноеот несущественного в) выяснить логический смысл задачи г) внести условия, спрятанные в тексте задачи ( уметь читать «между строк» и перефразировать ) д) обратить внимание на соответствие единиц измерения.
-
3.Записать краткое условие задачи, выбрав его знаковую модель (таблица, схема, чертеж …) 4.Поиск решения. Составить аналитическую цепьумозаключений, начинающихся с вопроса задачи и заканчивающихся данными её условия. Определить зависимости между величинами. Выбрать способ решения задачи. Отбросить лишнее и составить математическую модель.
-
5. Решение математической модели. Нахождение искомой величины. 6. Анализ решения (сопоставление полученного ответа с совместимостью условия задачи; поиск решений этой же задачи другим способом). 7.Составление ответа.
-
Структура процесса решения задачи(примерная)
3. Поиск способа решения 2.Модель (схем. запись) Анализ решения 4. Осуществление плана решения Задача 1. Анализ задач 5. Исследование задачи 6. Ответ Проверка решения
-
Задача №1.
На элеватор доставлено 277,5 ц пшеницы, ржи – в 10 раз меньше, а гречихи – на 12,05 т меньше, чем пшеницы. Сколько всего зерна доставлено на элеватор?
-
Модель - схема
в 10 раз м. ? ц рожь пшеница гречиха 277,5 ц на 12,05т м.
-
Математическая модель арифметического способа решения
12,05 т = 120,5 ц 277,5 : 10 = 27,75 ц – рожь 277,5 - 120,5 = 157 ц - гречиха 277,5 + 157 + 27,75 = 462,25 ц – всего Ответ: 462,25 ц
-
«Шпионские страсти»Задача
Однажды Ш. Холмс с другом и доктором Ватсоном отправился на рыбалку. Все вместе они поймали 75 окуней. Вечером стали варить уху. После того, как для ухи Холмс отдал 12 окуней, Ватсон- 8 штук, а друг- 7, то рыбок у них осталось поровну. Сколько окуней поймал каждый рыбак?
-
Модель - схема
12 8 7 75 Холмс Ватсон Друг
-
Математическая модель арифметического способа решения
12+8+7=27 - отдали все для ухи 75-27=48 - осталось у троих 48:3=16 - было у каждого в остатке 16+12=28 - поймал Холмс 16+8=24 - поймал Ватсон 16+7=23 - поймал друг Ответ: 28; 24; 23.
-
Модель - таблица
75 Математическая модель решения способом составления уравнения Пусть х - остаток рыбы у каждого рыбака. Тогда Холмс поймал (х+12)шт., Ватсон - (х+8)шт., друг - (х+7)шт. Всего(х+12)+(х+8)+(х+7) шт. А по условию это-75 окуней. Составим уравнение по схеме: I+II+III=75 или Х+В+Д=75 т.е. (х+12)+(х+8)+(х+7)=75.
-
Математическая модель решения способом составления уравнения
Пусть х - остаток рыбы у каждого рыбака, тогда Холмс поймал (х+12)шт., Ватсон - (х+8)шт., друг - (х+7)шт. Всего(х+12)+(х+8)+(х+7) шт. А по условию это-75 окуней. Составим уравнение по схеме: I+II+III=75 или Х+В+Д=75 т.е. (х+12)+(х+8)+(х+7)=75.
-
Работа с математической моделью
(х+12)+(х+8)+(х+7)=75 (х+х+х)+(12+8+7)=75 3х+27=75 3х=75-27 3х=48 х=48:3 х=16 Тогда у Холмса: 16+12=28 (ок.) у Ватсона 16+8=24 (ок.) у друга 16+7 =32 (ок.) Ответ: 28;24;23.
-
Лист - инструкция
Внимательно прочитайте задачу, определите к какому типу она относится:на движение, на части… Определите, какой теоретический материал нужен для её решения (определения, понятия, формулы). Вспомните, есть ли опора – алгоритм, на который можно опереться при поиске решения. Составьте модель задачи. Решите задачу и подготовьте защиту; Соотнесите полученный результат с текстом задачи.
-
Схема поиска решения нестандартной задачи.
Задача Анализ задачи и построение модели Разбить на подзадачи и каждую из них решать Вычленение из условия более простых задач Искать особый прием решения да нет
-
Почему не пять и не четыре?
Агент 007, Холмс и Штирлиц готовили обед на общей плите. Агент 007 принес 5 поленьев, Холмс - 4 полена, а у Штирлица дров не оказалось, зато он угостил их 9 яблоками. Как разделить эти яблоки по справедливости?
-
Нестандартное решение
Агент 007- 5 поленьев Холмс - 4 полена Штирлиц- 0 поленьев 5-3=2 (полена)- Штирлиц должен агенту 007 4-3=1 (полено)- Штирлиц должен Холмсу 9:(2+1)=3 (яблока)- цена одного полена, значит Холмсу он дал 3 яблока 3·2=6 (яблок)- досталось агенту 007 Ответ: агент 007 получил 6 яблок, а Холмс- 3 яблока.
-
Таким образом, умение строить математические модели и работать с ними является одним из компонентов общего приема решения задач
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.