Содержание
-
«Целеполагание как этап современного урока в условиях ФГОС»
-
Сегодня урок математики должен стать для школьника не только занятием по решению математических примеров и задач, но и позволить ему освоить способы успешного существования в современном обществе, т. е. уметь ставить себе конкретную цель, планировать свою жизнь, прогнозировать возможные ситуации. А значит, современный ученик должен обладать регулятивными учебными действиями.
-
К регулятивным учебным действиям относятся: целеполагание, планирование деятельности, прогнозирование результата, контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция. Ведущее место в структуре современного урока занимает этап целеполагания. Именно на данном этапе возникает внутренняя мотивация ученика на активную, деятельностную позицию, возникают побуждения: узнать, найти, доказать. Организации данного этапа требует продумывания средств, приемов, мотивирующих учащихся на предстоящую деятельность.
-
Процесс целеполагания – это коллективное действие, каждый ученик – участник, активный деятель, каждый чувствует себя созидателем общего творения. Дети учатся высказывать свое мнение, зная, что его услышат и примут. Учатся слушать и слышать другого, без чего не получится взаимодействия. Именно такой подход к целеполаганию является эффективным и современным..
-
Существуют различные приемы по формированию действия целеполагания: «Тема-вопрос», «Работа над понятием», «Яркое пятно», «Исключение», «Домысливание», «Моделирование жизненной ситуации», «Группировка», «Собери слово», «Проблема предыдущего урока», «Демонстрация множественности смыслов слова». «Проблемная ситуация», «Индуктор».
-
Приемы целеполагания 1. Визуальные: Тема-вопрос. Работа над понятием. Ситуация яркого пятна. Исключение. Домысливание. Проблемная ситуация. Группировка. 2. Аудиальные: Подводящий диалог. Собери слово. Исключение. Проблема предыдущего урока.
-
Прием «Яркое пятно» Данный прием состоит в представлении учащимся набора однотипных предметов, ряда чисел, выражений, одно из которых выделено цветом или размером. Через зрительное восприятие концентрируем внимание на выделенном объекте. Затем, совместно выясняем общность предложенного и причину обособленности выделенного объекта. Далее формируется тема и цели урока. Например, урок по теме «Треугольник» в 1 классе. Предлагаю рассмотреть фигуры, среди которых треугольник выделен цветом - Среди представленных фигур, что вы заметили? -Фигура № 4 выделена цветом. -Что общего у этих фигур? -Все фигуры ломаные, состоящие из трёх звеньев. -Чем отличается выделенная ломанаяот других? -Все ломаные – незамкнутые, а выделенная ломаная - замкнутая. -А кто знает, как называется эта замкнутая ломаная? -Треугольник -Как вы думаете какова тема урока? Учащиеся формулируют тему урока. По необходимости учитель корректирует тему урока и предлагает сформулировать цели урока. Ученики формулируют цели урока. ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ❶ ❷ ❸ ❹ ● ● ●
-
Прием «Проблемная ситуация» Введение в урок проблемного диалога необходимо для определения учащимися границ знания — незнания. Создание на уроке проблемной ситуации дает возможность учащемуся сформулировать цель занятия и его тему. Виды проблемного диалога: побуждающий и подводящий. Побуждающий диалог заключается в следующем: учитель побуждает учащихся высказывать различные версии решения проблемы. Подводящий диалог строится на цепочке вопросов, последовательно приводящих к правильному ответу, запланированному учителем. Урок в 1 классе «Двузначные числа» Вычислите и запишите значения выражений: 4+37+1 6+2 4+3 5+4 6+7 При записи значения последнего выражения возникает вопрос – Как это сделать? Формулируется проблема и цели урока.
-
Прием «Группировка» Суть этого приема заключается в обоснованном разделение на группы ряда объектов. Основанием классификации будут внешние признаки. А вопрос «Почему имеют такие признаки?» и будет задачей урока. Урок математики в 1 классе по теме "Двузначные числа" можно начать с предложения: "Разделите на две группы числа: 6, 12, 17, 5, 16, 1, 11, 9. Дети группируют. 1 группа: 6, 5, 1, 9 2 группа: 12, 17, 16, 11 - По какому признаку вы разделили на две группы? - Если мы их выделили в общую группу, то значит они заслуживают нашего внимания? Учащиеся формулируют цели и тему урока.
-
Работа над понятием Учащимся предлагаю для зрительного восприятия название темы урока и прошу объяснить значение слова или отыскать в "Толковом словаре". Например, тема урока " Четырёхугольник". Далее, от значения слова определяем цель урока. Аналогичное можно сделать через подбор родственных слов или через поиск в сложном слове словосоставляющих основ. Например, темы уроков "Прямоугольник»,«Треугольник». Геометрическая фигура — многоугольник с четырьмя углами. Прямоугольник - четырёхугольник, у которого все углы прямые Геометрическая фигура многоугольник с тремя углами
-
Исключение Прием можно использовать через зрительное или слуховое восприятие. Первый вид. Повторяется основа приема "Яркое пятно", но в этом случае детям необходимо через анализ общего и отличного, найти лишнее, обосновывая свой выбор.Например, тема урока «Двузначные числа». 1 3 5 7 9 10 Второй вид. Задаю детям ряд слов. Анализируя, дети легко определяют лишнее.–Один, три, пять, семь, девять, десять– Что общего во всех словах? (Числа)–Какое число лишнее в этом ряду? (Из множества, обоснованных мнений, обязательно прозвучит правильный ответ.) Формулируется учебная цель.
-
Проблема предыдущего урока В конце урока детям предлагается задание, в ходе которого должны возникнуть трудности с выполнением, из-за недостаточности знаний или недостаточностью времени, что подразумевает продолжение работы на следующем уроке. Таким образом, тему урока можно сформулировать накануне, а на следующем уроке лишь восстановить в памяти и обосновать. Тема: «Длина ломаной» Измерить длину каждого звена ломаной . Найти сумму длин всех звеньев. А М Т Е К АЕ=3см ЕМ=2см МК=4см КТ=1см Какова тема следующего урока? Число 10
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.