Содержание
-
Аутизм, расстройства аутистического спектра (РАС)
искаженный вариант развития вследствие первазивного нарушения, связанный с дефицитом базальной потребности в общении вследствие патологии эмоциональной и интеллектуальной сфер психики. первазивный (от лат. «pervasio») - всепроникающий, всеохватывающий
-
Этиология и патогенез РАС
Этиология: психогенная природа биологическая природа наследственность органическое поражение ЦНС Патогенез: нарушения обмена моноаминовых нейромедиаторов отклонения в иммунологическом и эндокринном статусе
-
Общая симптоматика РАС
До 3 – 4 лет из-за незрелости психики симптомы аутизма, как правило, сглажены, неярки, маскированы. В 4 – 5 лет – на первый план выходит эмоционально-аффективная симптоматика, клиническая картина становится особенно яркой и типичной. После 7 – 9 лет более значимыми становятся когнитивные трудности
-
Клинический полиморфизм
уровень интеллектуального развития колеблется от глубокой умственной отсталости до формально высокой нормы, эмоциональная сфера – от полевого поведения до сверхчувствительности к мнению другого человека, речевое развитие – от мутизма и непонимания обращенной речи до сложной, грамматически правильной фразы, восприятие – от выраженной гиперсензитивности до отсутствия реакции на внешние раздражители, внимание – от невозможности на чем-либо сосредоточиться до жесткой фиксации на объекте сверхценного интереса или сверхпристрастияи т.д.
-
Общая симптоматика РАС
До 3 – 4 лет из-за незрелости психики симптомы аутизма, как правило, сглажены, неярки, маскированы. В 4 – 5 лет – на первый план выходит эмоционально-аффективная симптоматика, клиническая картина становится особенно яркой и типичной. После 7 – 9 лет более значимыми становятся когнитивные трудности
-
Клинико-психологическая структура РАС
Первичный дефект – не определен Основное нарушение (гипотезы): дезорганизованность восприятия, нарушения соотношения процессов сна и бодрствования, когнитивные и речевые проблемы, сочетание низкого психического тонуса и особой сенсорной и эмоциональной повышенной чувствительности
-
Диагностика РАС
L.Kanner, при детском аутизме отмечаются: аутизм и аутистические переживания, стереотипное, однообразное поведение с элементами одержимости, особое нарушение речевого развития, а также то, что все вышеперечисленные нарушения становятся достаточно отчетливыми не позднее 2 –2,5 лет. триада Wing: качественные нарушения в сфере социального взаимодействия, качественные нарушения в сфере вербальной и невербальной коммуникации, ограниченные повторяющиеся и стереотипные модели поведения, интересов и видов деятельности.
-
признаки аутистического расстройства по МКБ-10: детский аутизм (F84.0), атипичный аутизм (F84.1), синдроме Аспергера (F84.5), синдром Ретта (F84.2). психогенные аутистические расстройства
-
Клинический полиморфизм
уровень интеллектуального развития колеблется от глубокой умственной отсталости до формально высокой нормы, эмоциональная сфера – от полевого поведения до сверхчувствительности к мнению другого человека, речевое развитие – от мутизма и непонимания обращенной речи до сложной, грамматически правильной фразы, восприятие – от выраженной гиперсензитивности до отсутствия реакции на внешние раздражители, внимание – от невозможности на чем-либо сосредоточиться до жесткой фиксации на объекте сверхценного интереса или сверхпристрастияи т.д.
-
Основы коррекции РАС
Общая цель: достижение максимально возможного уровня социальной адаптации или социализации: научить ребенка возможно более широкому спектру конкретных способов взаимодействия с окружающим, а при возможности – искать, выбирать и осваивать такие способы.
-
Основные положения медицинской коррекции аутизма
Нельзя ставить цели вылечить аутизм или стремиться снять симптомы аутизма, поскольку у ребенка симптом не только признак болезни, он может своеобразно (через патологические проявления), но отражать развитие ребенка. Главная цель – создать оптимальные условия для успешной работы психолого-педагогическими методами, для чего необходимо: воздействовать на нервную систему, на психику с целью максимально возможной компенсации нарушений и оптимизации развития; снять или в необходимой степени смягчить нежелательные продуктивные патологические проявления (негативизм, стереотипии, страхи, расторможенность, агрессию, самоагрессию, судорожные припадки и др.); регулировать психический тонус, активность ребенка. Лечение проводится в теснейшем взаимодействии с педагогами и психологами.
-
Вспомогательные (альтернативные) коррекционные подходы
биологически направленные воздействия(разнообразные диеты, пищевые добавки, витамины и минеральные вещества, траволечение, гормональная терапия, детоксикация производных ртути и других тяжелых металлов, антигрибковая и противоаллергическая терапия, массаж и т.д.); психолого-педагогические воздействия(поддерживающая терапия (Facilitated therapy), слуховой интеграционный тренинг, холдинг-терапия, музыко-, арт-, игро-, театро-, иппо-, дельфино- , собако- и другие терапии) ; методы психической направленности(медитация, релаксация, гипноз, шаманство и др.)
-
Основные методы
Эмоционально-уровневый подход; Прикладной поведенческий анализ (Applied Behavioral Analysis, ABA) Коррекция и образование детей с аутизмом и сходными коммуникативными расстройствами ТЕАССН (Treatment and Education ofAutistic Children and Children with relative Communicative Нandicapped – TEACCH)
-
-
Что необходимо учитывать при выборе коррекционного подхода
индивидуальные особенности ребенка возраст ребенка; особенности коммуникации уровень развития когнитивной сферы наличие страхов и гиперсензитивности социальная ситуация развития ребенка необходимость интеграции и социальной адаптации позиция родителей по отношению к ребенку единое мнениеродителей и специалистов в выборе метода
-
Комплексный подход к коррекции РАС
придерживаться цели социальной адаптации и социализации ребенка; при решении любых вопросов, касающихся лечения, воспитания и обучения ребёнка его интересы являются приоритетными; коррекция АР должна носить комплексный медико-социальный и психолого-педагогический характер и быть – особенно на начальных этапах – специализированной; коррекция РАС строится поэтапно.
-
Этапы работы
подготовительный (диагностический), пропедевтический, формирование социально-значимых навыков, перенос навыков в повседневную жизнь.
-
Подготовительный (диагностический) этап
Беседы с родителями (выявление особенностей психики ребенка, его поведенческих проблем, умений и навыков); Наблюдение за свободным поведением ребенка с фиксацией в протоколе наблюдения; Установление взаимодействия (или эмоционального контакта) с ребенком; Ознакомление с имеющейся медицинской и психолого-педагогической документацией; Обсуждение данных наблюдения со всеми участниками коррекционного процесса, обсуждение с родителями ближайших перспектив работы; Выбор предпочтительного (оптимального) коррекционного подхода; Проведение более детального, углубленного обследования (в доступном объёме) состояния психических функций и поведения; Составление индивидуальных программ по формированию и развитию отдельных функций, а также навыков и умений.
-
Пропедевтический этап
формирование учебного поведения; Формирование элементарной доступной деятельности (по инструкции, по подражанию, установление связи между осуществляемой деятельностью и подкреплением); преодоление проблем поведения
-
Учебное поведение
Ребенок адекватно реагирует на предъявляемые ему просьбы и требования; Ребенок использует пособия, игрушки и другие элементы внешней среды социально приемлемым образом; Взгляд ребенка направлен на то, что он делает или на другого человека.
-
Предварительные навыки, необходимые для формирования учебного поведения
Обучение правильной позе (выполнение инструкций «сядь хорошо», «положи руки на колени») Взгляд в лицо (по инструкции «посмотри на меня», при назывании по имени) Выполнение инструкций Выполнение движений по подражанию
-
Последовательность действий при обучении выполнения инструкции
предъявляется инструкция; оказывается помощь в выполнении инструкции; следует выполнение инструкции; предоставляется подкрепление.
-
Как предъявляется подкрепление
Только за ту реакцию, которую мы хотим сформировать или закрепить; Быстро, сразу за подкрепляемой реакцией; Сопровождают словесным поощрением с описанием того за что ребенок получает поощрение Интонация поощрения резко выражена
-
Основные правила обучения:
четко организовать учебную ситуацию. инструкция предъявляется только один раз (в рамках одной попытки) громко и четко. если ребенок не выполняет инструкцию в течении 3 – 5 секунд (или не отвечает на вопрос и т.п.) ему немедленно предоставляется помощь. При этом взрослый словесно обозначает результат («молодец, ты сел», умница, ты взял мяч» и т.д.) ответы (поведенческие реакции), появлению которых предшествовала помощь, подкрепляются только в самом начале обучения.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.