Содержание
-
ТЕХНОЛОГИИ КОРРЕКЦИИ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ ПРИ ДИСЛАЛИИ И ЛЕГКОЙ СТЕПЕНИ ДИЗАРТРИИ
-
Дислалия– нарушение звукопроизношения, которое обусловлено либо слабостью нейродинамических процессов, либо нарушением взаимодействия речедвигательного и речеслухового анализаторов, либо нарушением анатомического строения периферического речевого аппарата
-
ФОРМЫ ДИСЛАЛИИ Механическая (органическая) 2. Функциональная - акустико-фонематическая - артикуляторно-фонематическая - артикуляторно-фонетическая
-
Механизм нарушения звукопроизношения при механической дислалии
Анатомические дефекты артикуляционного аппарата дефекты звукопроизношения фонетическое недоразвитие речи
-
Коррекционная работа при механической дислалии
Подготовительный этап /помощь специалистов-медиков, развитие моторики артикуляционного аппарата, формирование правильных артикуляционных укладов, развитие кинестетических ощущений/ 2. Этап постановки /от артикуляционной гимнастики, от опорных звуков, механический, смешанный/ 3. Этап автоматизации
-
Механизм нарушения звукопроизношения при акустико-фонематической дислалии
Нейродинамические сдвиги в центральном отделе речеслухового анализатора первично страдает фонематический слух ребенок не опознает тот или иной акустический признак звука (фонематическое недоразвитие речи) замены или смешения звуков (фонетико- фонематическое недоразвитие речи)
-
Коррекционная работа при акустико-фонематической дислалии
Подготовительный этап: - развитие фонематического слуха и навыка звукового анализа (на сохранных звуках и дефектных) Б.М. Гриншпун: работу по дифференциации звуков необходимо проводить так, чтобы неправильное произношение не мешало ребенку, опора только на слуховое восприятие материала.
-
2. При заменах звуков: постановка заменяемого звука - автоматизация этого звука уточнение артикуляционных и акустических характеристик звука-заменителя - дифференциация звуков
-
3. При смешениях звуков: уточнение артикуляционных и акустических характеристик одного звука уточнение артикуляционных и акустических характеристик другого звука - дифференциация звуков
-
Механизм нарушения звукопроизношения при артикуляторно-фонематической дислалии
Нейродинамические нарушения в речедвигательном анализаторе арт.база не полностью арт.база полностью сформирована сформирована замена на более простой неустойчивый звуковой по артикуляции звук облик слова (субститут) (смешение звуков) фонетическое недоразвитие речи
-
Коррекционная работа при артикуляторно-фонематической дислалии
Подготовительный этап: - развитие артикуляционной моторики - развитие фонематического слуха
-
2. При заменах звуков: постановка заменяемого звука - автоматизация этого звука уточнение артикуляционных и акустических характеристик звука-заменителя - дифференциация звуков
-
3. При смешениях звуков: уточнение артикуляционных и акустических характеристик одного звука уточнение артикуляционных и акустических характеристик другого звука - дифференциация звуков
-
Механизм нарушения звукопроизношения при артикуляторно-фонетической дислалии
слабость мышц артикуляционного аппарата не сформированы правильные артикуляционные уклады звуки произносятся ненормированно (искажения, аллофоны) фонетическое недоразвитие речи
-
Коррекционная работа при артикуляторно-фонетической дислалии
Подготовительный этап: формирование правильных артикуляционных укладов различение на слух правильного и дефектного произношения отработка опорных звуков 2. Этап постановки 3. Этап автоматизации
-
Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточной иннервацией речевого аппарата «Стертая» дизартрия – менее выраженная симптоматика, связанная с «точечными» поражениями головного мозга, проявляющиеся в основном в специфических нарушениях произношения отдельных групп звуков
-
«Стертая» форма дизартрии (Р.И. Мартынова, 1975) Дизартрический компонент (В.А. Ястребова, 80-е) Легкая степень дизартрии (Г.В. Чиркина)
-
Дизартрия синдром артикуляционных расстройств ( дистония ) синдром нарушения речевого дыхания (не могут осознанно управлять вдохом-выдохом) синдром ритмико-мелодической недостаточности (нет осознанного интонирования, управления силой, высотой голоса)
-
Коррекция нарушений произносительной стороны речи при легкой степени дизартрии
Ни один массаж не заменит артикуляционной гимнастики. Главное – научить детей управлять своими мышцами осознанно! Могут применяться отдельные массажные приемы для оживления кинестезий.
-
Развитие моторики артикуляционного аппарата: упражнения по общей программе /тренируют силу, выносливость артикуляционных мышц, координацию, переключение/ Мышцы шеи Мышцы губ Мышцы языка Нижняя челюсть Мягкое небо
-
«Любопытная Варвара» «Улыбка», «Хоботок», «Трубочка», «Оскал»,«Заборчик», «Усы», Цепочка звуков «Вкусное варенье», «Часики»,«Качели», «Кошка лакает молоко»,Упражнения с ложкой, пуговицей на нитке «Пила» - «Молоток» «Покашливание», «Позевывание», А-Э
-
упражнения по специальной программе (направлены на формирование артикуляционных укладов) На примере звука Р. 2. Развитие навыка правильного дыхания: «Поплевывание с губ», «Удлиннение выдоха с губ», «Поплевывание с кончика языка», «Удлиннение выдоха с кончика языка», «Желобок», «Фокус»
-
3. Постановка звуков: от артикуляционной гимнастики от опорных звуков механический смешанный Порядок постановки определяется индивидуально, с учетом артикуляционной сложности звуков и артикуляционных возможностей ребенка
-
Гласные звуки А Э О И У Ы Звуки рекомендуется отрабатывать на мягкой атаке. Привлекать внимание детей к оральному образу звука, использовать различные способы самоконтроля, муляжи, ручные модели, пиктограммы.
-
Схема артикуляционной близости согласных звуков
взрывные щелевые П Б Ф В Т Д Р Х С З К Г Щ Ш Ж Р Ц=Т+С Ч=ТЬ+Щ Л А, Ы
-
Отдельные приемы постановки звуков С – боковой Сь от «ть» Ш – от Т или «ступеньки» Л – от гласного А Р – от «грибочка», серия движений
-
При вызывании звука рекомендуется не давать домашнее задание на проговаривание звука, не вводить в речевой материал. Дать мозгу «усвоить информацию».
-
4. Автоматизация звуков: слог – слово – фраза Главное – не заучивание, а осознанное использование звука, включение его в коммуникацию (игры, учебная деятельность, единый речевой режим).
-
5. Формирование интонационной выразительности речи
1 этап. Формирование представлений об интонационной выразительности в импрессивной речи 2 этап. Формирование интонационной выразительности в экспрессивной речи 1 этап. Формирование представлений об интонационной выразительности в импрессивной речи Задачи: показать, что человеческая речь обладает разнообразием интонаций, познакомить с различными видами интонаций, средствами их выражения, научить различать разнообразные интонационные структуры в чужой речи. Подготовительные ритмические упражнения на восприятие и воспроизведение ритмов /готовят к восприятию интонаций, создают предпосылки для усвоения логического ударения, правильного членения фразы/. Материал для упражнений – ритмические структуры: /// - изолированные удары, /// // - серии простых ударов, // UU //- акцентированные удары.
-
1 направление. Формирование общих представлений об интонационной выразительности. 2 направление. Знакомство с повествовательной интонацией, средствами ее выражения и способами обозначения. Средство выражения Способ обозначения /. / 3 направление. Знакомство с вопросительной интонацией, средствами ее выражения и способами обозначения. Средство выражения Способ обозначения /?/ 4 направление. Знакомство с восклицательной интонацией, средствами ее выражения и способами обозначения. Средство выражения Способ обозначения /!/ 5 направление.Дифференциация интонационной структуры предложений в импрессивной речи. /уточнить средства выражения, способы обозначения; определять интонацию предложений в текстах, стихотворениях/
-
2 этап. Формирование интонационной выразительности в экспрессивной речи Задачи: сформировать различные интонационные структуры в экспрессивной речи, отдифференцировать интонации в экспрессивной речи. Подготовительные упражнения /развитие элементов интонации: темпа и тембра голоса, силы и высоты голоса, голосовых модуляций, логического ударения, физиологического, фонационного и речевого дыхания и др./ Упражнения по развитию силы голоса 1. Усиление голоса /немая артикуляция, шепот, тихо, громко/ О-О-О-О 2. Ослабление голоса /громко, тихо, шепот, немая артикуляция/ У-У-У-У 3. Прямой счет с постепенным усилением голоса: 1-2-3-4-5 4. Обратный счет с постепенным ослаблением голоса: 5-4-3-2-1
-
Казнить нельзя помиловать. На утес одинокий орел садится. Поездку отложить нельзя выезжать. Детей отправьте вечером встретим.
-
Упражнения по развитию высоты голоса
1. Повышение и понижение голоса при произнесении гласных звуков У У У У 2. «Вопрос-ответ» Был сапожник? /высоко/ Был. /низко/ … Правила работы с речевым материалом на 2 этапе 1) речевой материал подбирается по принципу «от простого к сложному», 2) весь речевой материал отрабатывается сопряженно с логопедом, отраженно, затем самостоятельно.
-
1 направление. Работа над интонационной выразительностью повествовательного предложения
1) Упражнения по освоению ритмики слова односложные слова и предложения с ними/суп, стол, сын спит/ двусложные слова /лиса, мороз/ трехсложные и четырехсложные слова /молоко, балерина/. 2) Произнесение словосочетаний и предложений с различными комбинациями по месту ударения с ударением на первом слоге /Утром холодно./ с ударением на одном из средних слогов /Машина поехала./ с ударением на конечном слоге /Самолет летит./ с различными комбинациями по месту ударения /Станция метро./ 3) Отработка повествовательной интонации с выделением логически ударного слова /Его зовут Саша Его зовут Саша Его зовут Саша/
-
2 направление. Работа над интонационной выразительностью вопросительного предложения
1) Отработка интонации вопросительного предложения без вопросительного слова, выделение вопросительной интонацией слова в начале, в середине, в конце предложения /Нос? Это нос? Снежинки? Летят снежинки? Можно взять санки? Это твоя сумка? Ты идешь домой? / 2) Отработка интонации вопросительного предложения с вопросительным словом в начале предложения /Куда ты идешь?/ в середине предложения /Ты когда пойдешь гулять?/ 3) Закрепление вопросительной интонации на материале стихотворений 3 направление. Работа над интонационной выразительностью восклицательного предложения 1) Отработка интонации восклицательного предложения на материале междометий 2) Отработка интонации восклицательного предложения, выражающей обращение, требование, восклицание 3) Закрепление интонации восклицательного предложения в стихах
-
4 направление. Дифференциация интонационных структур предложений в экспрессивной речи
Работа проводится на материале считалок, диалогов, игр-инсценировок, сказок, разыгрываемых по ролям. Дети подражают голосам, интонациям героев; передают их мимику, жесты, повадки. Важна подготовительная работа.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.