Презентация на тему "Учение об эпидемическом процессе"

Презентация: Учение об эпидемическом процессе
Включить эффекты
1 из 20
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Смотреть презентацию онлайн с анимацией на тему "Учение об эпидемическом процессе" по медицине. Презентация состоит из 20 слайдов. Для студентов. Материал добавлен в 2017 году. Средняя оценка: 4.0 балла из 5.. Возможность скчачать презентацию powerpoint бесплатно и без регистрации. Размер файла 0.09 Мб.

Содержание

  • Презентация: Учение об эпидемическом процессе
    Слайд 1

    Лекция №6. УЧЕНИЕ ОБ ЭПИДЕМИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ. (практика №9)

  • Слайд 2

    Эпидемиология - наука, изучающая закономерности развития эпидемического процесса. Эпидемический процесс - процесс распространения инфекции с участием трёх обязательных звеньев, связанных между собой: 1. источник инфекции; 2. механизм, пути и факторы передачи; 3. восприимчивый организм.

  • Слайд 3

    I. Источник инфекции - заражённые люди или животное, от которых патогенные микроорганизмы выделяются во внешнюю среду и передаются здоровым людям (антропонозы - корь, коклюш, дизентерия, зоонозы (от греч. zoon– животное). Источник инфекции может передавать патогенные микроорганизмы как в период инкубации (корь, гепатит, бешенство), так и период продрома (корь, гепатит, коклюш), разгара (дизентерия, дифтерия), в период выздоровления (исчезновение клинических проявлений, в некоторых случаях, наступает раньше освобождения от возбудителя инфекции - дифтерия, скарлатина).

  • Слайд 4

    II. Факторы передачи - факторы внешней среды (воздух, вода, почва, пищевые продукты, предметы обихода, членистоногие переносчики возбудителей инфекционных болезней), способствующие передаче возбудителя из заражённого организма в здоровый.

  • Слайд 5

    Воздух содержит мало влаги и питательных веществ, т.е. наименее благоприятен для выживания микроорганизмов. Хотя, в приземном слое атмосферы находятся постоянно яйца глистов, бактерии, вирусы, риккетсии. Говорящий или кашляющий больной способен заражать в радиусе нескольких метров, чем меньше величина частиц бактериального аэрозоля, тем медленнее идёт его оседание, аэрозоль более устойчив. Меры борьбы с микробной загрязнённостью воздуха: влажная уборка, вентиляция, химическая, физическая дезинфекция.

  • Слайд 6

    Вода, загрязнённая патогенными микробами потенциальный источник брюшного тифа, дизентерии, туляремии, лептоспироза, сибирской язвы, холеры, гепатита, полиомиелита, гельминтозов. Возбудители инфекции проникают из воды либо энтерально - через слизистые оболочки ЖКТ, либо парентерально - через повреждённые участки кожи и слизистых. Профилактика заражения через воду: охрана водоисточников от загрязнения, очистка и обеззараживание воды.

  • Слайд 7

    Почва, загрязнённая способствует передаче столбняка, газовой гангрены, ботулизма, дизентерии, глистных заболеваний. Профилактика - рациональная очистка населённых мест от нечистот. Пищевые продукты: 1. первично заражённые - полученные от больного животного. 2. Вторично заражённые - продукты, на которые попал возбудитель при заносе мухами или грызунами, с рук больного человека или носителя, с загрязнённой посуды.

  • Слайд 8

    Пищевые продукты по степени эпидемиологической опасности делят: 1. молочные продукты; 2. мясные продукты; 3. яйца; 4. овощи, ягоды, косервы; 5. мучные изделия. Пищевые продукты - фактор передачи сальмонеллезов, дизентерии, бруцеллёза, гепатитов. Профилактика: ветеринарно - санитарный надзор, повышение санитарной культуры населения.

  • Слайд 9

    Предметы обихода (посуда, игрушки, мебель, дверные ручки, одежда, книги) могут провоцировать возникновение брюшного тифа, дизентерии, холеры, туберкулёза. Патогенные микробы, выделенные во внешнюю среду обычно не размножаются, а постепенно отмирают, в течение нескольких дней. Профилактика: привитие людям гигенических навыков, дезинфекция предметов обихода по показаниям.

  • Слайд 10

    Членистоногие. Иксодовые клещи передают клещевой энцефалит, гамазовые клещи вызывают дерматиты. Вшиголовная, платяная - переносчики эпидемического сыпного тифа. Блохи - передают чуму. Вирусы, передаваемые членистоногими называются «арбовирусами». Мухи выплаживаясь в фекалиях, навозе, падали механически на хоботке, конечностях переносят желудочно - кишечные инфекции, яйца гельминтов. Кровососущая осенняя жигалка, Слепни через укус передаёт возбудителя сибирской язвы. Кровососущие комары передают малярию. Мошки механически переносят возбудителя туляремии. Москиты передают возбудителя конного и висцерального лейшманиозов.

  • Слайд 11

    Виды передачи возбудителя членистоногими: неспецифической (механической) - возбудитель сохраняется на насекомом ограниченное время на конечностях, хоботке, пищеварительном аппарате (передача возбудителя возможна в ближайшее время после инфицирования). (Факультативно - трансмиссивные болезни (сибирская язва, туляремия). Специфическая (биологическая) - возбудитель размножается или развивается, проникая и мигрируя в членистоногом (облигатно - трансмиссивных болезни (малярия, эпидемический сыпной тиф, возвратный тиф). Механическая и специфическая передача возможна с помощью инокуляции (передача возбудителя через ротовой аппарат переносчика), контаминации (переносчик загрязняет кожные покровы и слизистые своими экскрементами или другими выделениями).

  • Слайд 12

    III. Механизм передачи возбудителя - совокупность способов, обеспечивающих перемещение возбудителя болезни из заражённого организма в другой, здоровый организм. Стадии механизма передачи: выведение возбудителя из заражённого организма наружу; пребывание возбудителя во внешней среде; внедрение возбудителя в новый здоровый организм.

  • Слайд 13

    Виды механизма передач: фекально - оральный (возбудитель локализуется в пищеварительном тракте); аэрозольный или респираторный (локализация возбудителя в дыхательных путях); контактный (локализация возбудителя на наружных покровах и слизистых оболочках); трансмиссивный, т.е. посредствам кровососущих членистоногих (локализация возбудителя в кровеносной системе). вертикальный

  • Слайд 14

    IV. У каждого механизма передачи свой путь передачи возбудителя инфекции из одного организма в другой: Таблица соотношений: локализация возбудителямеханизм передачипути передачифакторы передачиЖКТфекально- оральныйалиментарныйводныйконтактно- бытовойпищаводагрязные руки, посудаРеспираторный трактаэрогенный(респираторный)воздушно- капельныйвоздушно- пылевойвоздухпылькровь кровянойчерез укусыпарентеральныйполовойэктопаразитыкровьшприцынаружные покровыконтактныйраневойконтактно- половойрежущие предметы, пулизародышевые клеткивертикальныйтрансплацентарный

  • Слайд 15

    Классификация инфекций по механизмам передачи: Фекально - оральные инфекции. Возбудитель болезни проникает через рот в ЖКТ, размножается только в кишечнике. Выделяется во внешнюю среду из кишечника при дефекации, попадает через грязные руки или при участии мух на пищевые продукты, предметы обихода, затем в организм нового хозяина; профилактика: соблюдение личной гигиены, Аэрогенные инфекции. Источник - только человек больной или носитель. Возбудитель выделяется из заражённого организма с капельками слизи, при сильном выдохе, кашле, чихании. Капельки попадают в дыхательные пути окружающих людей при вдохе. Дополнительный механизм передачи - воздушно- пылевой. В этом случае заражение происходит через посуду, игрушки, другие предметы.

  • Слайд 16

    Профилактика: иммунизация, средства индивидуальной защиты. 3. Кровяные (трансмиссивные) инфекции. Возбудитель инфекции проникает в кровь человека от кровососущих насекомых (антропонозы: сыпной и возвратный тифы, малярия, зоонозы: туляремия, эндемические энцефалиты). Источник инфекции - чаще грызуны. Профилактика: уничтожение грызунов, мелиорация местности, индивидуальная защита от кровососущих, иммунизация. Контактные инфекции (заболевания наружных покровов): стригущий лишай, (сибирская язва, сифилис, гонорея, сап, ящур. Профилактика: соблюдение личной гигиены, профилактика раневой инфекции, соблюдение санитарно - ветеринарных правил, иммунизация столбняка, бешенства. 5. Вертикальный. Источник инфекции - больная мать. V. Восприимчивый организм - новый организм, в который внедрился патогенный микроорганизм.

  • Слайд 17

    Факторы, влияющие на развитие эпидемического процесса: социальные (уровень культуры, уровень медицинской науки, материальное обеспечение миграции населения); природные условия, которые благоприятны для циркуляции возбудителя инфекций (туляремия, чума, клещевой энцефалит). Эпидемический очаг - совокупность основных звеньев эпидемического процесса, действующих на определённой территории. Очаг считается угасший, если больной прекратил выделять в очаге возбудителя инфекции. Наиболее широки границы очагов особо опасных инфекций (натуральная оспа, чума, холера).

  • Слайд 18

    Природноочаговые болезни - зоонозы диких животных (млекопитающих и птиц), распространённые на территории определённого ландшафта (клещевой энцефалит, чума, туляремия, бешенство, бруцеллёз, орнитозы, трихинеллёз). Цикличность течения эпидемического процесса - систематическое повышение заболеваемости, которое повторяется через определённое количество лет (чаще характерна для воздушно - капельных инфекций, это связано с рождением нового поколения людей и угасанием иммунитета у лиц, ранее имевших его). Сезонность инфекционных заболеваний - выраженные подъёмы заболеваемости в определённый период года.

  • Слайд 19

    Противоэпидемические мероприятия в очаге проводят в трёх направлениях: 1. в отношении больного (источника инфекции) - изоляция, 2. в отношении окружающей среды (факторов передачи) - по показаниям дезинфекция текущая (выделения больного, предметы ухода за ним), дезинфекция заключительная проводится после госпитализации, выздоровления, смерти больного однократно, дезинсекция, дератизация, 3. в отношении контактных (медицинское наблюдение, изоляция по показаниям).

  • Слайд 20

    Методика обследования эпидемического очага: опрос больного и его окружения о заболевании (выяснить обстоятельства жизни больного в период, предшествующий заболеванию); санитарное обследование очага (уточнить информацию об инфекционных заболеваниях за последнее время в доме, на работе, в ДДУ заболевшего, оценить коммунальное благоустройство, выяснить место питания заболевшего, определить круг общения, определить границы очага и т.п.); лабораторное исследование для подтверждения диагноза (обследуют заболевшего и лиц, бывших в контакте с ним); изучение медицинской документации (журнал регистрации инфекционных заболеваний, амбулаторных карт, истории болезни, карт учёта прививок и т.п.); наблюдение за очагом весь максимальный инкубационный период, анализ собранных данных для раскрытия причин, ликвидация очага.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке