Содержание
-
ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ДУХОВНОЙ МУЗЫКИ
-
Большая советская энциклопедия
«Духовная музыка – это музыка, содержащая текст религиозного характера и предназначенная для исполнения во время церковной службы или в быту (канты, духовные стихи и песни)».
-
Святой Апостол Павел
Учил, что каждый человек состоит из тела, души, духа.Тело музыки – звукДуша музыки – законы ее развитияДух порождает к жизни эти законы
-
Важнейшая черта духовной музыки
молитвенность
-
Духовная музыка – это музыка созданная во имя Отца и Сына и Святого Духа
- Обращенная к Богу
- Посвященная Богу
- Воплощенная, созданная
- с помощью Бога
-
Духовная музыка опирается на соборный опыт Церкви
-
«Спаситель воспел, чтобы и мы пели подобным образом»Святитель Иоанн Златоуст
-
Святитель Климент Александрийский(150 – 215 гг.)
«У нас в употреблении есть только один инструмент – слово мира, молитвы: при помощи его воздаем мы почет, а не при помощи древнего псалтиря, или трубы, или тимпана, или флейты – инструментов, которые в ходу, обычно, у людей военных, да еще у позабывших страх Божий плясунов на их игрищах, когда они возбуждают свои вялые души своей музыкой… Если критический рассмотреть их, то, в действительности, все эти инструменты окажутся воинственными: таково их дело, когда они разжигают желания, распаляют похоть, раздувают свирепый гнев».
-
Восточная Римская империя (Византия)
-
Преподобный Роман Сладкопевец(около 450 – 556 гг.)
- Служил при храме Святой Софии в г.Константинополе
- Написал более 1000 гимнов и молитв
- Автор кондака праздника Рождества Христова и других песнопений
-
Виды самых древних песнопений в честь святых и праздников
Кондак Икос Тропарь
-
Преподобный Иоанн Дамаскин(676 – 780 гг.)
До монашества был правителем ДамаскаЗащищал почитание святых иконСовершенствовал систему осмогласияТворец многих канонов
-
Глас – Осмогласие - Октоих
- Глас — в техническом смысле обозначает диатоническую гамму, в которой тоны и полутоны чередуются по известным правилам. В каждом гласе главными элементами его считаются конечный звук (тоника) и господствующий (доминанта).
- Русская православная церковь приняла от греческой восемь гласов или музыкальных ладов, на которых и основаны все песнопения, называемые ангелоподобным пением или изрядным осмогласием.
- Октоих (по русски — осмогласник) - нотная церковная книга, разделенная на 8 частей по числу 8 гласов и содержащая службу на воскресные и будничные дни, большею частью знаменного и киевского распевов.
-
Образцами для 1 – 3 песней канона послужили:
Для 1 песни - благодарственная песнь Мариамны, сестры пророка Моисея, воспетая после перехода израильтян через Чермное море: «Поим Господеви, славно бо прославися» (Исх., гл.15).
Для 2 песни – песнь пророка Моисея по переходе через пустыню (Втор. 32, 1-43), которую он воспел по повелению Божию, чтобы обличить свой неблагодарный народ и пробудить в нем раскаяние; начало ее: «Вонми, небо, и возглаголю».
Для 3 песни - благодарственная песнь святой Анны, матери пророка Самуила: «Сердце мое в Господе, вознесеся рог мой в Бозе моем... несть свят, яко Господь, и несть праведен, яко Бог наш» (1 Цар. 2, 1-11).
-
Образцами для 4 – 6 песней канона послужили:
Для 4 песни - молитва пророка Аввакума, который, задолго до Рождества Христова созерцая грядущего Господа, говорил: «Господи, услышах слух Твой, и убояхся, Господи, разумех дела Твоя, и ужасохся. Бог от юга приидет и святый из горы приосененныя чащи; покры небеса добродетель Его, и хваления Его исполнь земля» (Авв., гл.З).
Для 5 песни - молитва пророка Исаии, провидевшего пришествие Спасителя: «От нощи утренюет дух мой к Тебе, Боже, зане свет повеления Твоя на земли... Господи Боже, мир даждь нам» (Ис, гл.26).
Для 6 песни - молитвы пророка Ионы, которую он воспел в благодарность Богу за избавление от смерти, угрожавшей ему во чреве кита: «Возопих в скорби моей ко Господу Богу моему и услыша мя: из чрева адова вопль мой, услышал еси глас мой» (Ион., гл.2).
-
Образцами для 7 - 9 песней канона послужили:
Для 7 и 8 песен - благодарственная песнь трех отроков, спасенных в раскаленной печи: «Благословен еси, Господи Боже отец наших, хвально и прославлено имя Твое во веки» (Дан. 3, 26-56). «Благословите, вся дела Господня, Господа, пойте и превозносите Его во веки» (Дан. 3, 57-72).
9 песнь величает святую Деву Марию. В основу этой песни легли собственное славословие Богоматери, произнесенное Ею при свидании со святой Елисаветой: «Величит душа моя Господа, и возрадовася дух Мой» (Лк. 1, 46-55) и молитва Захарии, пораженного немотой за неверие в то, что родится у него сын, Иоанн Предтеча, и вновь обретшего дар речи: «Благословен Господь Бог Израилев» (Лк. 1, 68-80).
-
Крещение Русисвятым великим князем Владимиром 988
-
Десятинная церковь – первый каменный храм г.Киева
-
Песенные сборники, пришедшие на Русь из Византии
- Ирмологий (собрание ирмосов, канонов)
- Стихирарь (сборник стихир)
- Минея служебная (месячные службы)
- Обиход (песнопения Литургии и Всенощного бдения)
- Октоих (праздничные и воскресные песнопения)
-
Киево-Печерский монастырь был основан в 1051 году монахом Антонием из Любеча. Здесь возникла первая школа церковного пения.
-
Принципы церковного пения, принятые Русью от Византии:
- Строго вокальный характер
- Тесная связь музыки и слова
- Плавность мелодического движения
- Подчинение музыкальной композиции смысловой структуре текста
-
Знамена – Крюки - Невмы
Знаменный распев получил свое название от славянского слова «знамена» - особые знаки, которые ставились над распеваемыми словами молитв и показывали как высоту так и продолжительность пения. В народе их еще называли «крюками», а в Европе – «невмами». Опытные певцы должны были знать до 800 таких знаков.
-
Названия отдельных крюков:
Крюк - обозначает не ноту, а интонационный переход от одного звука к другому. При этом начальный крюк не был привязан к условной «точке» со своей частотой колебания, но был разным для каждого храма, так как каждый храм имеет свой тон.
-
Новые распевы, возникшие в 16 веке на основе Знаменного пения
- Большой
- Путевой
- Демественный
- Местный
-
Строчное пение
Вид многоголосного пения в древнерусской церковной музыке. Возникло в 16 веке, широко распространилось во 2-й половине 17 века одновременно с партесным пением, около сер. 18 в. окончательно вытеснено им.
Наиб. популярным было троестрочное пение -"троестрочие" с составом голосов "низ", "путь", "верх". Исполнители его назывались "нижниками", "путниками", "вершниками".
-
Партесное пение
- Партесное пение (от латинского «partes» — голоса) – стиль русского многоголосного хорового искусства.
- Партесное пение было перенесено с Украины в середине 17 века и официально утвердилось со времени приглашения в Москву украинских церковных певчих (1652)
- Теория Партесного пения была обобщена в "Мусикийской грамматике" Н. П. Дилецкого в 1670-е годы.
- Было распространено в России до последней четверти 18 века.
-
Бортнянский Дмитрий Степанович (1751 – 1825)
- Управляющий Придворной капеллой
- Создатель жанра духовных концертов
- Стараясь возродить лучшие образцы древнего пения, трудился над гармонизацией Знаменного распева
-
В течение 19 века свои силы в церковном песнетворчестве пробовали М.И.Глинка, М.А.Балакирев, М.П.Мусоргский, Н.А.Римский-Корсаков, и другие русские композиторы
-
Петр Ильич Чайковский первым из русских композиторов предпринял труд создать цельную законченные музыкальные композиции, охватывающие все песнопения Всенощного бдения и Божественной ЛитургииПремьерные исполнения состоялись:
- 1879 – Божественная литургия
- 1882 – Всенощное бдение
-
В 1882 году, работая над музыкой Всенощного бдения, П.И.Чайковский записал в дневнике:
«Я чувствую, что начинаю уметь любить Бога, чего прежде не умел. Я уже часто нахожу неизъяснимое наслаждение в том, что преклоняюсь пред неисповедимою, но несомненною для меня Премудростию Божией.
Я часто со слезами молюсь ему (где Он? Кто Он? Я не знаю, но знаю, что Он есть). И прошу Его дать мне смирение и любовь, прошу Его простить меня, вразумить меня, а главное – мне сладко говорить Ему: «Господи! Да будет воля Твоя!» - ибо я знаю, что воля Его – святая… Мне хочется верить, что есть будущая жизнь»
-
Основные богослужения Русской Православной Церкви
ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ – совершается вечером, накануне церковного праздника и включает песнопения, посвященные истории Ветхого и Нового завета, а также песнопения посвященные празднику или святому, чья память совершается в этот день
БОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТУРГИЯ (Евхаристия) – это общественное богослужение, во время которого совершается Таинство Святого Причащения. Прообразом литургии является Тайная вечеря Иисуса Христа с Его учениками
-
Обратившись к церковной музыке, Сергей Васильевич Рахманинов сочинил музыку - в 1910 году к Литургии святителя Иоанна Златоустого, а в 1915 году – ко Всенощному бдению
-
Творчество П.И.Чайковского, С.В.Рахманинова и других композиторов способствовало возвращению к истокам русской духовной музыки –интересу к древнему знаменному пению, византийскому осмогласию и национальным традициямМногие произведения «Нового направления» были достойно исполнены Московским Синодальным хором
-
Композиторы – представители «Нового направления» в духовной музыке начала 20 века (слева – направо)
- Александр Гречанинов (1854 – 1956)
- Александр Кастальский (1856 – 1926)
- Павел Чесноков (1877 – 1944)
- Михаил Ипполитов-Иванов (1859 – 1935)
-
Характерные черты «Нового направления» в духовной музыке начала 20 века
- Приложение к церковно-музыкальной композиции приемов народного музыкального мышления и опыта национальной композиторской школы;
- Обращение к церковному уставу и предписываемым им певческим традициям;
- Раскрепощение хоровой фактуры, ритма, гармонии от «школьных» норм и поиск средств, соответствующих формам национального церковного пения.
-
Великий русский композитор М.И.Глинка о духовной музыке:
«До сих пор я еще никогда не изучал настоящей церковной музыки, а потому и не надеюсь постигнуть в короткое время то, что было сооружено несколькими веками…
Здесь у меня цель – цель высокая, а может быть и полезная; во всяком случае цель, а не жизнь без всякого сознания. Достигну ли я цели? Это другое дело. Стремлюсь к ней постоянно, хотя и не быстро…»
-
Автор презентации
БалыбердинаИрина Викторовнаучитель музыкиМОУ «Вятская православная гимназияво имя преп. Трифона Вятского г.Кирова»
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.