Содержание
-
Работа выполнена в рамках проекта «Повышение квалификации различных категорий работников образования и формирования у них базовой педагогической ИКТ - компетентности по программе:
«Информационные технологии в деятельности учителя - предметника».
Работу выполнила:
Тараскина Елена Васильевнаучитель музыки высшей квалификационной категорииМОУ - средняя общеобразовательная школа №3город Искитим Новосибирская Область
-
Музыка Русской православной церкви
Музыка 4 класс
-
Содержание
1. История русского церковного пенияа) "знаменный" распев 2. Певческое искусство Древней Русиа) певцы Древней Русиб) первые русские композиторы церковного пенияв) русские храмы (архитектура, иконопись) 3. Значение церковного (духовного) пенияа) высказывания святых отцов церкви 4. Выдающиеся хоры XX века и их руководителиа) "Синодальный хор"б) Хор А. Архангельского 5. Крупнейшие фигуры русской хоровой культурыа) П.Г. Чесноковб) С.В.Рахманинов ( «Всенощное бдение») 6. Средства музыкальной выразительности церковного пения
-
История Русского церковного пения
«знаменный распев»
-
ЗНАМЕННЫЙ РАСПЕВ (крюковое пение), основной вид древнерусского церковного пения (напевы записывались особыми знаками — знаменами, или крюками). Известен с 11 в.; развивался в рамках системы осмогласия (см. также Глас). Мелодии знаменного распева использовали в своих сочинениях П. И. Чайковский, С. В. Рахманинов и др. Знаменный распев в одноголосном варианте сохранился поныне у старообрядцев.
- Демественное пение
- Крюки
- Невмы
-
КРЮКИ (знамена), в музыке — знаки древнерусской безлинейной нотации, применявшиеся в церковном пении с кон. 11 в. для записи знаменного распева, демественного распева (см. Демественное пение) и др.; род невменной нотации (см. Невмы).
-
ДЕМЕСТВЕННОЕ ПЕНИЕ, стиль древнерусского церковного пения сер. 15-17 вв. Мелодика отличалась гибкостью, широкой распевностью. Наиболее распространена многоголосая традиция. Деменственное пение применялось в праздничном богослужении и в торжественных случаях (венчание, встреча царя и т. д.).
-
НЕВМЫ (ср.-век. лат., ед. ч. neuma, от греч. pneuma — дыхание), знаки средневековой системы записи музыки; указывали на восходящее и нисходящее движение мелодии, не определяя точной высоты звуков. Разновидность Невмы — крюки.
Образец северофранцузского невменного письма.
-
Певческое искусство Древней Руси
- Певцы Древней Руси
- Первые русские композиторы церковного пения
- Русские храмы (архитектура, иконопись)
-
Певцы Древней Руси
- Иван Нос
- Савва и Василий Роговы
- Иван Лукошко
-
Первые русские композиторы церковного пения
- БЕРЕЗОВСКИЙ Максим Созонтович (1745 – 1777)
- БОРТНЯНСКИЙ Дмитрий Степанович (1751 – 1825)
- ДЕГТЯРЕВ (Дехтерев) Степан Аникеевич (1766 – 1813)
-
Русский храм
- Архитектура
- Иконопись
-
ХРАМ, культовое здание для выполнения религиозных обрядов. Строительство храмов началось в древности (древневосточные, античные храмы). Основные типы храмов — христианская церковь, мусульманская мечеть, буддийский храм
-
Древнерусское искусство - архитектура и монументальная живопись - после принятия христианства развивалось во многом под воздействием Византии. Первые русские храмы, в том числе и Софийский храм, почти полностью копировали систему размещения декора, разработанную греками в течение нескольких столетий. В мозаиках Киевской Софии евангельские образы получают контрастную эмоциональную трактовку. У Богоматери-Оранты суровый лик, при этом она выступает в роли защитницы людей, а в сцене Благовещения облик Марии проникнут мягким лиризмом. Мозаика купола - Христос-Пантократор - подавляет своим величием, а в Евхаристической сцене Иисус Христос предельно открыт людям в своей жертвенности.
Росписи Софийского собора дополняют его мозаичный декор. Фресковый жанр позволил местным художникам приблизить образы византийских святых к восточнославянским типажам, что, несомненно, повышало эмоциональное воздействие на зрителей. Человечность в трактовке образов святых видна и в светских фресках.
-
Собор святой Софии в Киеве. 1037г.
-
АРХИТЕКТУРА (лат. architectura, от греч. architekthon — строитель) (зодчество), искусство проектировать и строить здания и др. сооружения (также их комплексы), создающие материально организованную среду, необходимую людям для их жизни и деятельности, в соответствии с назначением, современными техническими возможностями и эстетическими воззрениями общества. Как вид искусства архитектура входит в сферу духовной культуры, эстетически формирует окружение человека, выражает общественные идеи в художественных образах.
-
Покровский собор что на рву, или храм Василия Блаженного, был возведен в Москве в 1555-1561 годах как памятник победы над Казанским ханством. Знаменательно, что столь крупное, полное праздничного ликования сооружение поставлено не в Кремле, а между Кремлем и посадом, как воплощение события общенародного значения.
-
ИКОНОПИСЬ, христианская (главным образом православная) станковая культовая живопись — энкаустика, в средние века преимущественно темпера на дереве, позже масляная живопись. В средневековой иконописи в условных отвлеченных формах (золотой фон, плоскостность, религиозная символика) воплощались общественные и эстетические идеалы, что делает иконы значительными произведениями искусства
-
Значение церковного духовного пения
«Господь желал, чтобы мелодия была символом духовной гармонии души». Святой Афанасий Великий
Церковное пение «...является торжеством для радующихся, утешением для унывающих... возвышает божественный закон, проповедует Бога. ...Христианское пение должно быть пением сердца, а не одних уст. Каждой звук голоса должен быть звуком сердца, выражением мысли»-Святой Иоанн Златоуст
«Бог соединил с пророчеством мелодию для того, чтобы все, увлекаясь плавным течением стихов, с совершенным усердием возглашали священные песни. Ничто не возбуждает, не окрыляет так духа, ничто так не отрешает его от земли и уз телесных, как пение стройное, как песнь священная. Господь установил пение псалмов, чтобы из этого мы получали и удовольствие, и пользу».
-
Выдающиеся хоры XX века
- «Синодальный хор»
- Хор А. Архангельского
-
Крупнейшие фигуры русской хоровой культуры
- П.Г. Чесноков
- С.В. Рахманинов («Всенощное бдение»)
-
Чесноков Павел Григорьевич. Родился в Подмосковье, в городе Истра. В 1895 году окончил Московское синодальное училище церковного пения. Несколько лет занимался композицией у С. Танеева. В 1917 году окончил Московскую консерваторию у М. Ипполитова-Иванова. Преподавал хоровое дирижирование в Московском синодальном училище, в Хоровой академии. Руководил детскими хорами, был регентом в церковных хорах. В 1917-1922 гг. руководил государственным хором, 1922-1928 гг. - Московской академической капеллой. С 1920 года и до конца жизни преподавал в Московской консерватории.
Чесноков - один из крупнейших мастеров русской хоровой культуры. Написал свыше 500 хоровых сочинений, среди которых – большое количество церковной музыки на канонические тексты. Известность получили также хоры на стихи русских поэтов. Автор книги «Хор и управление им» (1940).
-
Рахманинов Сергей Васильевич. Родился в имении Онег Новгородской губернии в музыкальной дворянской семье. Занимался по классам фортепиано и композиции – сначала в Петербургской, а затем в Московской консерватории, которую окончил в 1892 году по классу композиции у Танеева и Аренского, фортепиано - у Зверева (1891) с большой золотой медалью.
Выступая с концертами по всей России, Рахманинов быстро прославился как выдающийся пианист. Он с успехом работал дирижёром Большого театра (1904-1906). С каждым годом росла слава Рахманинова. Рахманинов был известен в России, странах Европы и Северной Америки как величайший представитель мирового пианистического искусства, композитор и замечательный дирижёр.
В 1917 году он уезжает в Европу, и после нескольких месяцев, проведенных в Скандинавии, окончательно поселяется в Соединённых Штатах Америки. Умер в Беверли-Хиллс (Калифорния).
Всенощное бдение
-
ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ (всенощная, агрипния) (греч. agrypnia, букв. — бессонное, бодрствование), в византийском обряде торжественное богослужение, совершающееся в канун воскресных и праздничных дней в вечернее время суток. Представляет собой соединение великой Вечерни, праздничной Утрени и 1-го Часа.
Практика Всенощного бдения возникла в среде монахов, которые жили в отдельных кельях в отдалении друг от друга и собирались вместе раз в неделю, в канун воскресных и праздничных дней для совместной службы, продолжавшейся всю ночь. Древние монашеские Типиконы предписывали начинать богослужение во время захода солнца и заканчивать при его восходе, при этом молитвы и песнопения Вечерни и Утрени строго соотносились с конкретными часами суток.
-
Средства музыкальной выразительности церковного пения
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.