Содержание
-
Музыкальная культура Древней Руси
Лектор – кандидат искусствоведения
Чащина С.В.
-
Реконструкция?
- Можно ли с помощью современной музыки восстановить память о музыкальном прошлом?
- Это одно и тоже – народная песня сегодня и прошлого?
- Музыка, звучащая в современной православной церкви – та же, что и в X, XIII, XV веках?
-
Музыкальная культура – сохранилась ли?
- Источники реконструкции?
- Этнографические и фольклористические исследования 18-21 вв.
- Археологические находки + исторические реконструкции
- Нотация
-
Культурно-музыкальная «билингва»
Начиная с Киевского периода и в течение всего Средневековья одновременно сосуществовали две музыкальные культуры разного назначения, обладавшие различными средствами художественной выразительности, — народная и церковная: песни и песнопения.
-
Условия освоения
- народной и церковной музыки имели различный характер.
- Народная песня, естественно входившая в жизнь человека, «впитывалась с молоком матери» = регулярные фоновые практики (подобно живому языку).
- Освоение церковной музыки было «книжным», требовало специальных школ.
-
Доместики
Первые русские летописи упоминают о заботе Владимира о просвещении, об устройстве школ. В Первоначальной летописи говорится о "доместиковом дворе", расположенном в Киеве возле Десятинной церкви. Доместиками в Византии, а потом и на Руси называли мастеров пения, совмещавших обязанности певца-солиста, дирижера хора и учителя пения. Доместики обучали пению, чтению. Упомянутый летописцем "доместиков двор" и был, по-видимому, одной из первых певческих школ на Руси.
-
Византийская традиция
Суждения о музыке Византии 9-12 вв. носят гипотетический характер в связи с полным отсутствием нотных памятников светского музицирования и невозможностью расшифровки древнейших (конца X в.) памятников церковного (православного) пения.
Уверенно расшифровываемые церковно-певческие рукописи (а также теоретические трактаты, описывающие традицию византийского церковного пения), которые дошли до нас, составлены гораздо позже того времени, которое по общему признанию является временем расцвета Византийской империи.
-
Истоки византийской культуры
- сильное влияние позднеантичной музыкальной культуры (Герцман).
- Музыковеды К. К. Розеншильд и Ю. В. Келдыш находили влияние персидской, еврейской, сирийской и армянской песенности + влияние позднеантичной греческой музыки.
- Слушать
-
Нотация византийской церковной музыки
= региональная разновидность невменной нотации.
Обычно выделяют четыре типа, соответствующих четырём стадиям исторического развития системы:
- ранневизантийская (другое название — палеовизантийская); отмечается в рукописях X — первой половины XII вв. - не расшифрована;
- средневизантийская (другие названия — медиавизантийская, круглая) — в рукописях со второй половины XII до 1400 г.;
- поздневизантийская и поствизантийская — в рукописях и раннепечатных книгах с начала XV в. до 1814 г.
-
Невменная (рус.Знаменная) нотация
- мнемоническая нотация для записи вокальной церковной музыки, где отдельный знак мог обозначать как отдельный звук, так и целую вокальную фигуру. При этом однозначно не фиксировалась ни высота, ни длительность. Образец невменной записи, Армения, 12 век,
-
Тесная связь со словом
- Библия – слово Божие.
- В молитве главное – слово. Монодия (одноголосие)
- Пение певчих = подражание ангельскому пению.
- Монастырь Пантократорос (Византия), манускрипт 1433.
-
Знаменный распев
- возник в IX веке на Балканах. Впитал в себя как традиции и мелос византийского богослужебного пения, так и интонационный язык новопросвещенных славянских народовго записи.
- основной вид древнерусского богослужебного пения. Название происходит от невменных знаков — знамён (др.-рус. «знамя», то есть знак), использовавшихся для записи.
-
Византия – Болгария - Русь
- Первым митрополитом Киевским стал болгарский епископ Михаил, пришедший сюда со своим клиром. Видимо, тогда же на Русь были принесены переведенные на славянский язык византийские богослужебные певческие книги.
- С падением Болгарского царства в 1014 году Русь приняла священную иерархию от Греческой Церкви, и в 1037 году в Киев прибыл греческий митрополит Феопемпт со своим клиром.
- Тогда же на Руси утвердился соборный чин богослужения по образцу константинопольского храма Святой Софии, причем за богослужениями нередко правый клирос пел по-гречески, а левый — по-славянски.
-
«Типографский устав» (1190)
- первая из сохранившихся до нашего времени славянская певческая рукопись. Содержит два древнейших вида русского богослужебного пения: кондакарное (происходит от палеовизантийской и заимствована на Руси в IX веке) и знаменное.
-
Кондакарное пение
- Расцвет кондакарного пения на Руси приходится на XI—XII века, к XIV веку исчезает из русской богослужебной традиции в связи со сменой богослужебного Устава со Студийского на Иерусалимский и соответствующей ей смене корпуса богослужебных книг.
- Встречается в кондакарях, основа которых кондаки и икосы в честь праздников всего периода церковного года и в память святых. Самые известные письменные источники, содержащие песнопения записанные кондакарным распевом —
- Типографский Устав,
- Благовещенский кондакарь,
- Троицкий кондакарь.
-
Типы знаменного распева
монодия
- кондакарный,
- столповой,
многоголосие
- демественный,
- строчный.
-
Столповой распев
- Основной вид знаменного пения, которым распет практически весь корпус книг русской богослужебной литургической традиции.
- Название происходит от слова «столп» — восьминедельного цикла Октоиха, книги распетой данным распевом и получившей распространение на Руси в последней трети XV века, в связи с принятием Иерусалимского Устава. (Ср. евангельские стопы Октоиха). Столповой распев получил широкое распространение и является самым употребительным в русской одноголосной богослужебной традиции и в настоящее время. Распев состоит из попевок (кокиз), фит и лиц, которые в свою очередь состоят из более мелких единиц — крюков (знамён).
- Кроме богослужебных книг, для изучения нотации создавались особые певческие азбуки, кокизники и фитники.
-
Путевой распев
Возник в последней четверти XV в.
Первое время записывался знаменной нотацией («путь столповой») и играл второстепенную роль по сравнению со знаменным распевом.
В середине 80-х гг. XVI в. возникла оригинальная путевая нотация («путь путевой»), с которой сосуществовала и знаменная + Путевой распев стал самостоятельной, развитой ветвью древнерусского певческого искусства, отличаясь большей торжественностью, распевностью и плавностью.
Мелодику путевого распева образует совокупность канонических мелодических формул, подчинённых системе осмогласия. Вершина развития путевого распева — конец XVI- 1-я пол. XVII вв. В начале XVII в. были созданы первые путевые азбуки музыкальные, возникла специфическая терминология, определяющая принадлежность песнопений путевому распеву («пут», «путной», «путем»). Во 2-й половине 17 в. Путевой распев начал выходить из употребления. Незначительное количество путевых напевов, записанных «путем столповым», сохранилось в старообрядческих рукописях 18-20 вв.
-
Демественный распев
Наиболее раннее упоминание 1441 г. (Московский летописный свод конца XV в.).
Получил распространение в XVI—XVII вв., в том числе в многоголосии (3- или 4-голосие; в 4-голосном демественном многоголосии одни из голосов именовался демеством, а другой путем).
Первоначально демественный распев записывался знаменной (столповой) нотацией. Во 2-й половине 16 в. на ее основе была создана демественная нотация, использующая элементы знаменной нотации, но в более усложнённом виде. В демественной нотации не применялась тайно-замкненность. В деместве были выработаны стилистические закономерности, сыгравшие значительную роль в эволюции русского певческого искусства: формировался торжественный стиль пения с широкими распевами отдельных слогов текста. Используется в настоящее время, как особый торжественный распев, например, при архиерейских богослужениях.
-
3 пласта (по В.Дж.Конен)
-
Придворная (княжеская) культура
Серьезная =
- Искусство боянов (сказителей былин=старин, исторических песен);
- сопровождение торжественных процессий и пр.
- Смеховая культура = скоморохи (скомрахи, глумцы, гусельники, игрецы, плясцы, весёлые люди) — странствующие актеры в Древней Руси, выступавшие как певцы, острословы, музыканты, исполнители сценок, дрессировщики, акробаты. Известны с XI века. Особую популярность получили в XV—XVII вв. Подвергались гонениям со стороны церковных и гражданских властей.
-
Свидетельства
В «Житие преподобного отца нашего Феодосия» Нестор пишет: Феодосий придя к князю
«виде многыя играющем предънимъ:овыгусльные гласы испущающемъ,другыя же оръганьныя гласы поющемъ.А инемъзамарьныепискы гласящем,и таковьсем играющем…»
-
Прорисовка фрески из Киевской Софии
-
Скоморохи
Скоморохи были носителями синтетических форм народного искусства, соединявших пение, игру на музыкальных инструментах, пляски, медвежью потеху, кукольные представления, выступления в масках, фокусы. Скоморохи были постоянными участниками народных празднеств, игрищ, гуляний, различных обрядов, в том числе свадебных и похоронных.
-
Мусикия и пение
Мусикия — это инструментальная музыка, игра на музыкальных инструментах (на струнных она называлась гудением, на духовых — сопением). Музыкальные инструменты в Древней Руси применялись в различных сферах — в придворном, княжеском быту, в ратном деле и в народных праздниках. Инструментарий был богат и разнообразен, но все же инструментальная музыка на Руси не приобрела самостоятельного художественного значения. Она имела лишь прикладное значение, сопровождая пение, пляски, походы, торжественные встречи и церемонии и т. п.
-
Но!
В отличие от католических стран, инструментальная музыка на Руси не допускалась в церкви, по-видимому, потому, что она связывалась с языческими ритуалами и увеселениями, а также с латинской католической службой.
-
Музыкальные инструменты
В распоряжении скоморохов был довольно обширный музыкальный инструментарий. Особую роль в нем играли гусли. В древнерусском музыкальном быту были распространены два вида струнного щипкового инструмента с общим названием "гусли". По форме резонаторного корпуса их стали именовать шлемовидными (псалтыревидные десятиструнные гусли) и крыловидными (четырех-, шестиструнные). В древнерусской литературе обычно противопоставляется "доброгласная псалтырь" сопелям и гуслям.
-
-
-
Жалейка (брёлка)
Один из самых древних славянских духовых язычковых инструментов. деревянная, тростниковая или рогозовая трубочка с раструбом из рога или бересты.
Известен также под названием «жаломейка», то же что «сопель», «пищелка», «флетня», «дуда» и т. п. Михневич указывает на однородность корня «жалейка» и «жальник» (могила древнего славянина) и высказывает предположение, что инструмент этот был в употреблении на поминках.
-
Волынка (коза)
-
Язык скоморошьей культуры
-
ДЗ
М.А. Сапонов. Менестрели. Введение. 1,2,3 главы.
По Ренессансу: Царлино. Трактат о музыке.
Бурдье П. Рынок символической продукции.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.