Презентация на тему "Музыкальная культура Древней Руси"

Презентация: Музыкальная культура Древней Руси
Включить эффекты
1 из 33
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.0
5 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация на тему "Музыкальная культура Древней Руси" рассказывает о хронологии развития музыкального искусства Древней Руси, её особенностях и ярких представителях.

Краткое содержание

  1. Культурно-музыкальная «билингва»
  2. Кондакарное пение
  3. Мусикия и пение
  4. Музыкальные инструменты
  5. Язык скоморошьей культуры

Содержание

  • Презентация: Музыкальная культура Древней Руси
    Слайд 1

    Музыкальная культура Древней Руси

    Лектор – кандидат искусствоведения

    Чащина С.В.

  • Слайд 2

    Реконструкция?

    • Можно ли с помощью современной музыки восстановить память о музыкальном прошлом?
    • Это одно и тоже – народная песня сегодня и прошлого?
    • Музыка, звучащая в современной православной церкви – та же, что и в X, XIII, XV веках?
  • Слайд 3

    Музыкальная культура – сохранилась ли?

    • Источники реконструкции?
    • Этнографические и фольклористические исследования 18-21 вв.
    • Археологические находки + исторические реконструкции
    • Нотация
  • Слайд 4

    Культурно-музыкальная «билингва»

    Начиная с Киевского периода и в течение всего Средневековья одновременно сосуществовали две музыкальные культуры разного назначения, обладавшие различными средствами художественной выразительности, — народная и церковная: песни и песнопения.

  • Слайд 5

    Условия освоения

    • народной и церковной музыки имели различный характер.
    • Народная песня, естественно входившая в жизнь человека, «впитывалась с молоком матери» = регулярные фоновые практики (подобно живому языку).
    • Освоение церковной музыки было «книжным», требовало специальных школ.
  • Слайд 6

    Доместики

    Первые русские летописи упоминают о заботе Владимира о просвещении, об устройстве школ. В Первоначальной летописи говорится о "доместиковом дворе", расположенном в Киеве возле Десятинной церкви. Доместиками в Византии, а потом и на Руси называли мастеров пения, совмещавших обязанности певца-солиста, дирижера хора и учителя пения. Доместики обучали пению, чтению. Упомянутый летописцем "доместиков двор" и был, по-видимому, одной из первых певческих школ на Руси.

  • Слайд 7

    Византийская традиция

    Суждения о музыке Византии 9-12 вв. носят гипотетический характер в связи с полным отсутствием нотных памятников светского музицирования и невозможностью расшифровки древнейших (конца X в.) памятников церковного (православного) пения.

    Уверенно расшифровываемые церковно-певческие рукописи (а также теоретические трактаты, описывающие традицию византийского церковного пения), которые дошли до нас, составлены гораздо позже того времени, которое по общему признанию является временем расцвета Византийской империи.

  • Слайд 8

    Истоки византийской культуры

    • сильное влияние позднеантичной музыкальной культуры (Герцман).
    • Музыковеды К. К. Розеншильд и Ю. В. Келдыш находили влияние персидской, еврейской, сирийской и армянской песенности + влияние позднеантичной греческой музыки.
    • Слушать
  • Слайд 9

    Нотация византийской церковной музыки

    = региональная разновидность невменной нотации.

    Обычно выделяют четыре типа, соответствующих четырём стадиям исторического развития системы:

    • ранневизантийская (другое название — палеовизантийская); отмечается в рукописях X — первой половины XII вв. - не расшифрована;
    • средневизантийская (другие названия — медиавизантийская, круглая) — в рукописях со второй половины XII до 1400 г.;
    • поздневизантийская и поствизантийская — в рукописях и раннепечатных книгах с начала XV в. до 1814 г.
  • Слайд 10

    Невменная (рус.Знаменная) нотация

    - мнемоническая нотация для записи вокальной церковной музыки, где отдельный знак мог обозначать как отдельный звук, так и целую вокальную фигуру. При этом однозначно не фиксировалась ни высота, ни длительность. Образец невменной записи, Армения, 12 век,

  • Слайд 11

    Тесная связь со словом

    • Библия – слово Божие.
    • В молитве главное – слово. Монодия (одноголосие)
    • Пение певчих = подражание ангельскому пению.
    • Монастырь Пантократорос (Византия), манускрипт 1433.
  • Слайд 12

    Знаменный распев

    • возник в IX веке на Балканах. Впитал в себя как традиции и мелос византийского богослужебного пения, так и интонационный язык новопросвещенных славянских народовго записи.
    • основной вид древнерусского богослужебного пения. Название происходит от невменных знаков — знамён (др.-рус. «знамя», то есть знак), использовавшихся для записи.
  • Слайд 13

    Византия – Болгария - Русь

    • Первым митрополитом Киевским стал болгарский епископ Михаил, пришедший сюда со своим клиром. Видимо, тогда же на Русь были принесены переведенные на славянский язык византийские богослужебные певческие книги.
    • С падением Болгарского царства в 1014 году Русь приняла священную иерархию от Греческой Церкви, и в 1037 году в Киев прибыл греческий митрополит Феопемпт со своим клиром.
    • Тогда же на Руси утвердился соборный чин богослужения по образцу константинопольского храма Святой Софии, причем за богослужениями нередко правый клирос пел по-гречески, а левый — по-славянски.
  • Слайд 14

    «Типографский устав» (1190)

    - первая из сохранившихся до нашего времени славянская певческая рукопись. Содержит два древнейших вида русского богослужебного пения: кондакарное (происходит от палеовизантийской и заимствована на Руси в IX веке) и знаменное.

  • Слайд 15

    Кондакарное пение

    • Расцвет кондакарного пения на Руси приходится на XI—XII века, к XIV веку исчезает из русской богослужебной традиции в связи со сменой богослужебного Устава со Студийского на Иерусалимский и соответствующей ей смене корпуса богослужебных книг.
    • Встречается в кондакарях, основа которых кондаки и икосы в честь праздников всего периода церковного года и в память святых. Самые известные письменные источники, содержащие песнопения записанные кондакарным распевом —
    • Типографский Устав,
    • Благовещенский кондакарь,
    • Троицкий кондакарь.
  • Слайд 16

    Типы знаменного распева

    монодия

    • кондакарный,
    • столповой,

    многоголосие

    • демественный,
    • строчный.
  • Слайд 17

    Столповой распев

    • Основной вид знаменного пения, которым распет практически весь корпус книг русской богослужебной литургической традиции.
    • Название происходит от слова «столп» — восьминедельного цикла Октоиха, книги распетой данным распевом и получившей распространение на Руси в последней трети XV века, в связи с принятием Иерусалимского Устава. (Ср. евангельские стопы Октоиха). Столповой распев получил широкое распространение и является самым употребительным в русской одноголосной богослужебной традиции и в настоящее время. Распев состоит из попевок (кокиз), фит и лиц, которые в свою очередь состоят из более мелких единиц — крюков (знамён).
    • Кроме богослужебных книг, для изучения нотации создавались особые певческие азбуки, кокизники и фитники.
  • Слайд 18

    Путевой распев

    Возник в последней четверти XV в.

    Первое время записывался знаменной нотацией («путь столповой») и играл второстепенную роль по сравнению со знаменным распевом.

    В середине 80-х гг. XVI в. возникла оригинальная путевая нотация («путь путевой»), с которой сосуществовала и знаменная + Путевой распев стал самостоятельной, развитой ветвью древнерусского певческого искусства, отличаясь большей торжественностью, распевностью и плавностью.

    Мелодику путевого распева образует совокупность канонических мелодических формул, подчинённых системе осмогласия. Вершина развития путевого распева — конец XVI- 1-я пол. XVII вв. В начале XVII в. были созданы первые путевые азбуки музыкальные, возникла специфическая терминология, определяющая принадлежность песнопений путевому распеву («пут», «путной», «путем»). Во 2-й половине 17 в. Путевой распев начал выходить из употребления. Незначительное количество путевых напевов, записанных «путем столповым», сохранилось в старообрядческих рукописях 18-20 вв.

  • Слайд 19

    Демественный распев

    Наиболее раннее упоминание 1441 г. (Московский летописный свод конца XV в.).

    Получил распространение в XVI—XVII вв., в том числе в многоголосии (3- или 4-голосие; в 4-голосном демественном многоголосии одни из голосов именовался демеством, а другой путем).

    Первоначально демественный распев записывался знаменной (столповой) нотацией. Во 2-й половине 16 в. на ее основе была создана демественная нотация, использующая элементы знаменной нотации, но в более усложнённом виде. В демественной нотации не применялась тайно-замкненность. В деместве были выработаны стилистические закономерности, сыгравшие значительную роль в эволюции русского певческого искусства: формировался торжественный стиль пения с широкими распевами отдельных слогов текста. Используется в настоящее время, как особый торжественный распев, например, при архиерейских богослужениях.

  • Слайд 20

    3 пласта (по В.Дж.Конен)

  • Слайд 21

    Придворная (княжеская) культура

    Серьезная =

    • Искусство боянов (сказителей былин=старин, исторических песен);
    • сопровождение торжественных процессий и пр.
    • Смеховая культура = скоморохи (скомрахи, глумцы, гусельники, игрецы, плясцы, весёлые люди) — странствующие актеры в Древней Руси, выступавшие как певцы, острословы, музыканты, исполнители сценок, дрессировщики, акробаты. Известны с XI века. Особую популярность получили в XV—XVII вв. Подвергались гонениям со стороны церковных и гражданских властей.
  • Слайд 22

    Свидетельства

    В «Житие преподобного отца нашего Феодосия» Нестор пишет: Феодосий придя к князю

    «виде многыя играющем предънимъ:овыгусльные гласы испущающемъ,другыя же оръганьныя гласы поющемъ.А инемъзамарьныепискы гласящем,и таковьсем играющем…»

  • Слайд 23

    Прорисовка фрески из Киевской Софии

  • Слайд 24

    Скоморохи

    Скоморохи были носителями синтетических форм народного искусства, соединявших пение, игру на музыкальных инструментах, пляски, медвежью потеху, кукольные представления, выступления в масках, фокусы. Скоморохи были постоянными участниками народных празднеств, игрищ, гуляний, различных обрядов, в том числе свадебных и похоронных.

  • Слайд 25

    Мусикия и пение

    Мусикия — это инструментальная музыка, игра на музыкальных инструментах (на струнных она называлась гудением, на духовых — сопением). Музыкальные инструменты в Древней Руси применялись в различных сферах — в придворном, княжеском быту, в ратном деле и в народных праздниках. Инструментарий был богат и разнообразен, но все же инструментальная музыка на Руси не приобрела самостоятельного художественного значения. Она имела лишь прикладное значение, сопровождая пение, пляски, походы, торжественные встречи и церемонии и т. п.

  • Слайд 26

    Но!

    В отличие от католических стран, инструментальная музыка на Руси не допускалась в церкви, по-видимому, потому, что она связывалась с языческими ритуалами и увеселениями, а также с латинской католической службой.

  • Слайд 27

    Музыкальные инструменты

    В распоряжении скоморохов был довольно обширный музыкальный инструментарий. Особую роль в нем играли гусли. В древнерусском музыкальном быту были распространены два вида струнного щипкового инструмента с общим названием "гусли". По форме резонаторного корпуса их стали именовать шлемовидными (псалтыревидные десятиструнные гусли) и крыловидными (четырех-, шестиструнные). В древнерусской литературе обычно противопоставляется "доброгласная псалтырь" сопелям и гуслям.

  • Слайд 28
  • Слайд 29
  • Слайд 30

    Жалейка (брёлка)

    Один из самых древних славянских духовых язычковых инструментов. деревянная, тростниковая или рогозовая трубочка с раструбом из рога или бересты.

    Известен также под названием «жаломейка», то же что «сопель», «пищелка», «флетня», «дуда» и т. п. Михневич указывает на однородность корня «жалейка» и «жальник» (могила древнего славянина) и высказывает предположение, что инструмент этот был в употреблении на поминках.

  • Слайд 31

    Волынка (коза)

  • Слайд 32

    Язык скоморошьей культуры

  • Слайд 33

    ДЗ

    М.А. Сапонов. Менестрели. Введение. 1,2,3 главы.

    По Ренессансу: Царлино. Трактат о музыке.

    Бурдье П. Рынок символической продукции.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке