Содержание
-
Музыка как вид искусства
Лектор – кандидат искусствоведения
Чащина С.В.
-
Введение
- Темплан, чем будем заниматься, пожелания курса
- Формы отчетности.
- Осн. лит-ра – Чередниченко Т. Музыка в контексте культуры.
- Ассоциативное поле. Что такое музыка?
-
Этимология (происхождение) слова
Музыка - от греч. μουσική, прилагательное от греч. μούσα — муза - искусство муз.
- Кто такие музы?
ДЗ – 1) «Мифы народов мира» - конспектировать статью «Музы» (архаические и классические, за что отвечают, как изображались),
2) Гесиод «Теогония» - функции муз:
- 2.1. Когда и зачем сказитель обращается к музам?
- 2.2. Какую роль играют музы в жизни богов?
-
Сюнь-Цзы (316-236 гг. до н.э.) «О музыке»
«Музыка – источник радости, а радость свойственна человеку; человек не может жить без радости, когда же он радуется – это находит свое выражение в его голове и проявляется в его поступках. Сущность человека, тембр его голоса, поведение – все это проявляется в музыке! Поэтому человек не может обходиться без музыки, музыка же не может не иметь соответствующего выражения. Если не направлять это выражение музыки, возникнет беспорядок»
-
«Музыка связана с отношением человека к человеку. Поэтому звери и птицы знают голоса, но не знают музыкальных звуков. И только благородные люди могут знать музыку. Поэтому
нужно научиться разбираться в голосах, чтобы понимать музыкальные звуки,
нужно разбираться в музыкальных звуках, чтобы понимать музыку,
нужно разбираться в музыке, чтобы понимать политику. Только в этом случае будет достаточно знаний для правильного руководства».
-
Кассиодор (6 в. н.э.)
«Музыка – наука, оперирующая числами, некоторым образом создающимися в ее звучаниях…»
-
Франсиско Солинас (1519-1550, Испания), «7 книг О музыке»
«Музыка, радующая только чувства, воспринимается только ухом и не требует участия разума; таково пение птиц… Эта музыка иррациональна, как чувство, от которого она происходит и к которому обращается. И в сущности, ее нельзя даже назвать музыкой, т.к. мы говорим «Птицы поют» - в том же смысле, как говорим «Луга и воды смеются»…
-
Музыка, имеющая своим предметом один только разум, может быть понимаема, но она не слышима. Под такой музыкй может быть понимаема Musicamundanaи Musicahumanaдревних; гармония ее воспринимается не через удовольствие слуха, но лишь через познание разума: она не дает смешение звуков, но соотношение чисел.
Середину между той и другой музыками занимает та, которая и слухом воспринимается, и разумом обсуждается. Это та, которую древние называли musicainstrumentalis»
-
И.Т.Коренев, дьякон Сретенского собора Московского Кремля, «Мусикия» 1671
- «Музыка – это стройное искусство и изящнейшее разделение голосов, определенное знание различий, знание надлежащих благозвучных и неблагозвучных голосов, которые выявляются в различиях внутри согласованности.
- Музыка – это вторая философия и грамматика, измеряющая голоса ступенями, подобно тому как в словесной философии или грамматике существуют правила употребления слов, слогов и их свойств, фраз и рассуждений, знание и наименований стихий, всех их свойств и силы.
- Также и музыка, имеющая все степени голосов, приводящая в умиление или радость совокупность звуков, как красноречие или философия, радующая слух»
-
Иммануил Кант (1724-1804)
«самый навязчивый вид искусства»
-
Эдгар Варез (1883-1965)
«Музыка – это организованный звук»
-
Виктор Цуккеркандль(США, сер. 20 в.)
- «Музыка есть демонстрация сущности природы в некоем ее аспекте, и потому мир без музыки непознаваем (познаваем неполно)»
- «Музыка – это идеальная динамическая модель мира»
-
Что же есть музыка?
«- вид искусства, главным выразительным средством которого является организованный звук, отражающий на высоком художественном уровне представления определенной культуры о мире и человеке»
-
Музыка в системе культуры
- 1 фаза – невыделеность художественной деятельности из синкретической цельности деятельности первобытного человека, соответственно невыделенность музык и в отдельный вид искусства;
- 2 фаза – постепенная дифференциация различных видов деятельности, вычленение искусства, его разделение на разные виды. (начиная с эпохи древних цивилизаций )
- 3 фаза – дифференциация пластов, жанров, направлений внутри музыки (сквозная линия).
Эмансипация музыки из синтеза искусств (начиная с 17 в.)
-
Выразительные средства музыки
- Характеристики звука - ???
- Высота (определенная) – всем ли звук характерна?
- Когда определяется
- Длительность
- Тембр
- Что первично?
-
- Соотношение высот – гармония,
- Соотношение длительностей – ритм,
- Мелодия – соотношение …. ???
- Инструментовка, аранжировка – соотношение ….???
-
Однолинейно ли развитие музыки?
-
Типы метроритмических систем
- 1. Свободный ритм / система интонационного ритма
- 2. Квантитативные (время-измерительные) системы ритма (античные метры, макам/мугам)
- 3. Квалитативные (регулярно-акцентная) системы ритма (тактовая)
-
Множество ладовых систем
- Диатоника (мажоро-минор, лидийский, фригийский, дорийский и пр. лады)
- Пентатоника
- Хроматика
- 22-хтоновые системы древней Индии
- Множество неотрефлексированных систем узкого диапазона
-
Тембровые системы
-
Чарльз Айвз (США, 1874-1954)
«Ткань существования сплетается в единое целое. Вы не можете, задвинув искусство в угол надеяться, что оно будет <в этом углу> жизненным, реальным и значимым… Оно рождается непосредственно из сердцевины опыта жизни, размышлений о жизни и ее проживания»
-
ДЗ
Шейкин Ю. И. История музыкальной культуры народов Сибири. Введение. Гл 2.1, 3.1.
-
ДЗ дополнительное (для любящих музыку)
- Конспект статья «Звук» (БСЭ),
- «Звук музыкальный» (МЭ, МЭС),
- «Тон музыкальный» (МЭ)
- «Музыка» (МЭ)
Доп. Литература:
- Назайкинский Е.С. «Звуковой мир музыки»,
- Сисаури В. «Об исторической типологии систем музыкального мышления». – Жанрово-стилистические тенденции классической и современной музыки. – Л.: ЛГИТМИК, 1980.
- Философия звука (С. Губайдулина, Л. Ноно). – Культурология (дайджест). 1999, № 2, с. 142-145.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.