Содержание
-
Архаические пласты музыкальной культуры
Лектор – кандидат искусствоведения
Чащина С.В.
-
Введение
Сохранилась ли в нас – людях 21 века - память о музыкальной архаике?
-
Этимология (происхождение) слова
Архаика – от греч. archaikуs — старинный, древний, др.-греч. αρχι — старший, главный (отсюда архитектура, археология), греч. ἀρχή (архэ)— начало, принцип,
-
Периодизация первобыта
-
Как восстановить знания об утраченной музыке?
- Археологические находки + исторические реконструкции
- Этнографические и фольклористические исследования 18-21 вв.
- Теоретические и исторические исследования культурной антропологии, музыковедения.
- Насколько достоверно?
-
Самый младший или самый старший вид искусства?
-
Теория «натурального макета» А.Д.Столяра
-
Важнейшие черты первобытной культуры
1. Синкретизм (греч. гр. synkretismosсоединение, объединение) – нерасчленённость различных видов чего-либо, первоначальная слитность в каком-нибудь явлении, свойственная ранним стадиям развития
- В психологии = синкретизм мышления (хар-рен для детей до 2-х лет) + синкретизм мышления первобытного человека.
- В культурологии = синкретизм культуры (нерасчлененность различных видов деятельности, особенно магии, охоты и в целом трудовой деятельности, бытовой, социальной, художественной),
- В искусствознании = невыделенность искусства из синкретичного целого человеческого поведения + невыделенность отдельных видов ис-ва, слиянность танца, музыки, слова, изо.
-
2. Анимизм – вера в одушевленность всех явлений и процессов на земле.
Частные формы:
- – тотемизм – вера в происхождение человеческого рода от определенного вида животных, реже растений,
- фетишизм – вера в сверхъестественную связь объекта и высшей силы.
Синтетическое музыкальное-речевое-пластическое действо-обряд как способ общения с духами.
-
Обожествление инструментов
Лоб лоб — обрядовые деревянные пластинки «гуделки» (из коллекции Н. Н. Миклухо-Маклая, Музей антропологии и этнографии, Ленинград)
-
Барум — сигнальный барабан (деревня Волгу, Берег Маклая)
-
-
Добжанская О. Шаманская музыка самодийских народов В СИНКРЕТИЧЕСКОМ ЕДИНСТВЕ ОБРЯДА.Автореферат дис-ции на соиск. уч. ст. д-ра ис-ведения по специальности 17.00.02 Музыкальное искусство. – М., 2008.
«звук-звучание-музыка» для комплексного представления феномена музыки, в котором соединяется звуковой материал, творческий процесс и форма (результат процесса).
Применительно к фольклорной культуре данное триединое понятие расшифровывается следующим образом:
- звук – сонорный эффект (возглас, хлопок, тон вокальной мелодии),
- звучание – способ звукового поведения (музицирование, пение и др.),
- музыка – результирующая форма звукового выражения (песенная импровизация, колыбельная и др.).
-
Основные мировоззренческие концепты, связанные со звуком
- Звук - принадлежность живой материи (так как только живое имеет свой «голос»);
- Звучание - атрибут и символ движения («дорожные» песни, поющиеся эпизодыэпических сказаний и шаманского ритуала);
- Звучание - атрибут «одушевленности», так как мелодия – это звуковое воплощение души (традиция личной песни);
- Звучание - атрибут красоты (например, «звенящая» упряжка, «звенящая» женщина);
-
- Звучание - средство коммуникации людей с миром духов (шаманские духи-помощники воплощаются исключительно с помощью звуковых манифестаций – пения специальных песен, имитации голосов животных, игры на бубне и др.);
- Целительные свойства звука (пение в шаманском ритуале и эпосе);
- Духовные свойства звучания - физического воплощения концепта Мирового дерева(космической вертикали для связи между мирами космоса). Песня как медиатор между миром людей и миром духов (в шаманстве), между разными социальными группами людей (иносказательное песенное общение юношей и девушек), между явью и сном (колыбельная).
-
Звучащее=сакральное
Подобно Мировому дереву, «звук-звучание-музыка» соединяет сферы реальной и духовной жизни самодийских народов, она является носителем космической, или транс-культурной информации (идентификации человека, социума, первопредка, сверхъестественного мира), обеспечивает единство мировоззрения традиционной культуры, служит инструментом социальной и духовной активности.
-
Музыкальный язык шаманского обряда
«Музыкальный язык шаманского обряда обладает строгой предназначенностью, и не используется вне обрядовых жанров»
«Важнейшим отличием речи шаманских духов является ее омузыкаленность. Каждому шаманскому духу-помощнику сопутствует определенная мелодия, строго закрепленная за ним в качестве индивидуального музыкального маркера-"лейтмотива", по которой его безошибочно узнают участники обряда, знакомые с шаманской традицией. Начиная пение, шаман как бы перевоплощается в то существо, чью песню он поет»
-
Суть канонизации
«…многообразие напевов, используемых в нганасанских шаманских ритуалах, практически исчерпывается типами мелодий:
- предковых (наследственных),
- полученных в период инициации.
Помимо этого, в ритуале ДюлсымякуКостеркина встречаются 2 песни-импровизации, созданные непосредственно в процессе шаманского ритуала. Однако подобное «песнетворчество» Дюлсымяку порицалось представителями старшего поколения нганасан, которые расценивали эти моменты новизны как «незнание шаманских песен» и «неумение держаться верной дороги». Возможно, появление импровизирующихся во время ритуала песен знаменует собой упадок шаманской традиции и поэтому порицается ее блюстителями. Можно сделать вывод, что классическое нганасанское шаманство признавало мелодику только первых двух типов и ориентировалось на традиционные мелодические образцы; мелодическая импровизация не применялась» Устные сообщения информантов, зафиксированные в полевых материалах автора 1991-1996 годов.
-
слушать
-
Самый древний инструмент?
-
Музыка в системе культуры
- 1 фаза – невыделеность художественной деятельности из синкретической цельности деятельности первобытного человека, соответственно невыделенность музыки и в отдельный вид искусства;
- 2 фаза – постепенная дифференциация различных видов деятельности, вычленение искусства, его разделение на разные виды. (начиная с эпохи древних цивилизаций )
- 3 фаза – дифференциация пластов, жанров, направлений внутри музыки (сквозная линия).
Эмансипация музыки из синтеза искусств (начиная с 17 в.)
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.