Содержание
-
Музыкальная культура Нового времени
Лектор – кандидат искусствоведения Чащина С.В.
-
Этимология (происхождение) слова
- Новое время - период в истории человечества, находящийся между Средневековьем и Новейшим временем.
- Понятие «новая история» появилось в европейской историко-философской мысли в эпоху Возрождения как элемент предложенного гуманистами трехчленного деления истории на древнюю, среднюю и новую.
-
Почему «новая»?
- Критерием определения «нового времени», его «новизны» по сравнению с предшествующей эпохой был, с точки зрения гуманистов, расцвет в период Ренессанса светской науки и культуры, то есть не социально-экономический, а духовно-культурный фактор.
- Дальнейшее развитие показало, что это были изменения и в устройстве общества:
- Переход к капиталистическому хозяйству,
- Институционализация науки и превращение именно ее в аксиологический центр и 1 из важнейших системообразующих факторов.
-
Хронологические рамки: начало
Историки различных школ резко расходятся в периодизации новой истории.
1. Советская историография (в рамках теории экономических формаций) - начало = английская революция 1640-88 г.2. начинается с Реформации (1517),3. С открытия испанцами в 1492 году Нового Света, 4. С падения Константинополя (1453);5. с промышленной революции сер. XVIII в. и Великой Французской революции (1789).
-
Хронологические рамки: конец
1. Советская историография - 1917 г.2. Первая мировая война (1914-1918).
Дискуссия хронологических рамках продолжается…
-
Новые представления о Земле
- конец 15 в. — начало 16го европейские мореплаватели
- обогнули Африку,
- проложили морской путь в Индию,
- открыли Америку
- совершили кругосветное плавание. Примечательно, что именно открытие Колумбом Америки (1492 год) принято считать символическим окончанием Средних веков.
-
1543 - книга Николая Коперника «Об обращениях небесных сфер», в которой провозглашался отказ от господствовавшей в течение почти полутора тысяч лет геоцентрической системы Птолемея.
-
Изобретение книгопечатания
Иоганн Гутенберг, между 1440-1455 Майнц
-
Культурная география
- Эпицентр – развитые страны Западной Европы
- Характерна бурная экспансия западноевропейской культуры
- На Юг (Африка),
- На Запад (Северная Америка),
- В Восточную Европу, на Ближний и Дальний Восток (Индия, Китай).
- Расцвет колониальных систем.
-
Этапы развития культуры
- Переходный 17 век,
- Эпоха Просвещения – 18 век,
- Эпоха романтизма и историзма – 19 век,
- Эпоха модерна, стилевого бума, 1-й волны авангарда – к. 19 – нач 20 века.
- Раскол единого стиля на барокко и классицизм
- Усиление образования новых направлений, но музыке доминирует одно классицизм (первая треть 19 в.) романтизм
-
Противоречия культуры 17 века
-
Крайне неравномерное развитие стран.
-
Отражение противоречий в искусстве
- Впервые говорим о расколе единой стилевой парадигмы.
- Стиль - целостная художественная система, в которой определенная, характерная именно для данной эпохи идейно-содержательная программа выражена в четко фиксируемых принципах художественного языка.
- Каждая стилевая система дает сгущенное, концентрированное воплощение очень широкого идейно-содержательного комплекса, характеризующего данную эпоху. При этом стиль характеризуется нахождение максимально емких и выразительных средств художественного языка для воплощения этого комплекса идей.
- Стиль – это определенная форма художественного мышления, охватывающая все виды искусства. Ядро стиля – отражение определенного мировидения (образа, картины мира), мировоззрения.
-
Барокко vs (?) Классицизм
-
Доминирующие жанры
- Барокко
- Прелюдия / Токката / Фантазия и Фуга
- Пассионы (Страсти)
- Оратории и кантаты
- Танцевальные сюиты
- Ранние симфонии (Вивальди)
- Зарождение оперы
- Классицизм
- Соната
- Квартет (и другие виды камерных ансамблей – дуэты, терцеты)
- Расцвет симфонии (Гайдн, Моцарт, Бетховен)
- Расцвет оперы
-
Что общее?
- На смену средневеково-Ренессансной отрешенности – приходит большая эмоциональность.
- Барокко - Теория аффектов, музыкально воплощающих конкретные эмоции (ликование, печаль, набожность и т.д.).
- В дальнейшем приведет к развитию т.н. «программности» в эпоху романтизма.
-
- Переход к концертным формам музыкальных практик. Даже духовные жанры предназначены для исполнения в концертных залах.
- Постепенно перевес вокальной музыки (Ср. века и Ренессанс) сменяется доминированием инструментальной.
-
Композиторы барокко
-
Главные композиторы барокко
-
Клаудио Монтеверди (1567-1643)
Доминирующие жанры:
- Мадригалы, духовная музыка
- 1607 – поворотный год, оперы: «Орфей»,
- Ариадна,
- Андромеда, Мнимая безумная Ликори (одна из первых комических опер в Италии),
- Похищение Прозерпины,
- Свадьба Энея и Лавинии,
- Возвращение Улисса на родину,
- Коронация Поппеи (1642)
-
Опера
(итал. opera — дело, труд, работа; лат. opera — труды, изделия, произведения, мн.ч. от opus) — жанр музыкально-драматического искусства, в котором сливаются в единое целое поэзия и драматическое искусство, вокальная и инструментальная музыка, мимика, танцы, живопись, декорации и костюмы. Литературная основа оперы — либретто.
Вступление к опере называется увертюра.
-
Разновидности оперы
- опера-балет,
- semi-опера, полу-опера (semi — лат. наполовину) — форма английской барочной оперы, в которой сочетаются устная драма, вокальные мизансцены, говек и симфонические произведения;
- большая опера (operaseria — итал., tragédielyrique, позднее grand-opéra — франц.),
- комическая опера (opera-buffa — итал., opéra-comique — франц., Spieloper — нем.),
- полукомическая(semiseria) – прообраз будущей оперетты.
-
Оркестр
камерный
- 17-18 вв.
- 4-12 человек,
- Состав варьировался:
- от струнных к постепенному введению
- духовых (вначале дублирующих, затем солистов),
- позже ударных.
симфонический
- 19-20 вв.
- До 110 музыкантов.
- Четыре группы инструментов:
- струнные смычковые,
- деревянные и
- медные духовые,
- ударные.
- В ряде случаев в состав оркестра включаются и другие инструменты (прежде всего, арфа, + фортепиано,
- орган, челеста, клавесин).
-
Генрих Шютц (1585-1672)
Германия = страна протестантизма.
Духовная музыка:
- страсти (пассион; нем. Passion, от лат. passio — страдание),
- оратории,
- кантаты,
- «Немецкий магнификат».
Хорал «Unser WandelistimHimmel»
Основоположник многих светских жанров немецкой музыки:
- балета («Орфей и Эвридика» «Парис и Елена»);
- пасторали «с музыкой и танцами», но не сохранились.
-
Зрелое барокко (1645-1707)
Как и в литературе, появившаяся возможность потоковой печати музыкальных произведений привела к расширению аудитории; усилился обмен между центрами музыкальной культуры.
Эпицентр начинает смещаться во Францию (эпоха Людовика XIV).
-
Жан-Батист Люлли (Джованни Батиста Лулли)(1632-1687)
- С 1646 – при дворе графини Монпасье.
- 1653 - танцует при дворе в «Балете Ночи» Исаака де Бенсерада. Произведя благоприятное впечатление на короля, он вскоре заменяет итальянца Ладзарини в должности композитора инструментальной музыки.
- С 1655 – возглавляет ансамбль «Малых скрипок короля»
-
Французский балет 17-1-й пол. 18 в.
Обязанности Люлли:
- сочинять музыку к балетам (balletsdecour),
- танцевать в них вместе с королём и придворными.
Изначально отвечал только за инструментальную часть, но быстро взял в свои руки работу над вокалом (вокальные номера до середины XVIII в. были такой же принадлежностью балета, как и танец).
Балеты 1650-60-х годов - балеты Времени, Флоры, Ночи, Времен года, Альцидианы и др.
-
Сотрудничество с Мольером
- В 1658 году в Париже дебютирует Мольер.
- Вместе сочиняют
- 1664 - «Брак поневоле», «Принцессу Элиды»,
- 1665 - «Любовь-целительницу»,
- 1668 - «Жоржа Дандена»б
- 1669 - «Господина де Пурсоньяк»,
- 1670 - «Блистательных любовников», «Мещанина во дворянстве» (с Мольером в роли Журдена и Люлли в роли Муфтия).
- 1671 - «Психею» (в сотрудничестве с Корнелем).
Объём материала, принадлежащего в комедии собственно Люлли, сопоставим по размеру с мольеровским.
-
Французская опера
1673- «Кадм и Гермиона» — первая опера Люлли. Всего тринадцать трагедий на музыке («Альцеста» (1674), «Тезей» (1675), «Атис» (1676), «Изида» (1677), «Психея» (1678, оперная версия трагедии-балета 1671 г.), «Беллерофонт» (1679), «Прозерпина» (1680), «Персей» (1682, Пассакалия), «Фаэтон» (1683), «Амадис» (1684), «Роланд» (1685) и «Армида» (1686). Опера «Ахилл и Поликсена» (1687) закончена учеником, после смерти Люлли)
-
Генри Пёрселл (1659-1695)
Множество произведений (в том числе для клавесина-терпсихорда), около 50 работ для музыкального театра (самая значительная - опера «Дидона и Эней» (1689).
-
Арканджело Корелли(1653-1713)
- Считается создателем художественной игры на скрипке.
- Главные жанры: concertо grossо (No. 8 "Christmas")
- Принцип контрастного чередования темпов и настроений
-
Концерт
(от итал. concerto — гармония, согласие и от лат. concertare — состязаться) — чаще всего музыкальное сочинение для одного или нескольких солирующих инструментов с оркестром.
Существуют также концерты для одного инструмента — без оркестра, концерты для оркестра — без строго определённых сольных партий, концерты для голоса (или голосов) с оркестром и концерты для хора а cappella.
-
Сoncertogrosso
итал. concertogrosso — большой концерт) — инструментальный жанр в музыке, основывается на чередовании и противопоставлении звучания всего состава исполнителей (рипиено, итал. ripieno) и группы солистов (концертино, итал. concertino). Возник в Италии, во второй половине XVII века.
-
Дитрих Букстехуде (1637-1707)
Датско-немецкий композитор, прославился органными произведениями.
Не придворный композитор, но органист в вольном городе Любеке. С 1673 г. организует вечерние музыкальные представления (Abendmusik), на которые собирались музыканты со всей Германии (на него И.С. Бах пришел за 400 км пешком)
-
Сочинения Букстехуде
Сохранилось далеко не все, писал:
- Оратории,
- Кантаты,
- Сонаты (Ре-мажор в 6 частях: Adagio - Allegro - Solo - Allegro - Allegro - Presto)
Для органа:
- Прелюдии
- Фуги
- Токкаты
Хоральные обработки. Мастер т.н. «фантастического стиля», характерного для северогерманской органной школы (характерен дух импровизации, быстрые смены темпов и фактур.
Оказал большое влияние на Баха
-
Позднее барокко (1707-1760)
- концерт,
- сюита,
- соната,
- кончерто гроссо,
- оратория,
- опера и балет – достигают зрелости, стилистика – интернациональная (а не национальная).
Основные виды форм:
- двухчастная (AABB),
- простая трёхчастная (ABC) и
- рондо.
-
Жан Филипп Рамо (1683-1764)
С 1722 обосновался в Париже. Писал для парижских театров, сочинял духовную и светскую музыку, с 1745 - придворный композитор.
-
Музыка для клавесина
- 3 сборника пьес для клавесина + пять «концертов» для клавесина, скрипки и виолы да гамба.
- Включают сюиты и яркие характеристические пьесы. Наиболее известны
- «Тамбурин» (Tambourin),
- «Курица» (La poule),
- «Дофина» (La Dauphine),
- «Молоточки» (Les petitsmarteaux),
- «Перекличка птиц» (Le Rappel des oiseaux). .
-
Оперное творчество Рамо
Вершина - лирические трагедии:
- 1733- «Ипполит и Арисия»,
- 1737 - «Кастор и Поллукс»,
- 1735 - опера-балет «Галантные Индии»
-
Рамо-теоретик
- 1722- Трактат о гармонии, сведенной к ее природным началам,
- 1726 - Новая система теоретической музыки,
- 1732 - Рассуждение о различных способах аккомпанемента на клавесине или на органе
- 1737 - Происхождение гармонии, или Трактат о теоретической и практической музыке,
- 1750 - Демонстрация основ гармонии
- 1752 - Новые мысли г-на Рамо по поводу демонстрации основ гармонии
- 1754 - Наблюдения над нашей склонностью к музыке и о ее [склонности] основах
- 1755 - Ошибки в музыкальных статьях Энциклопедии,
- 1760 - Законы практической музыки… (Code de musiquepratique, ouMéthodes pour apprendre la musique … avec de nouvellesréflexionssur le principesonore, 1760)
-
Предпосылки для перехода к тональности
1533 - итальянец Джованни Мария Ланфранко предложил и ввёл в практику органно-клавирного исполнительства систему равномерной темперации, но!
Стала повсеместной только в 18 веке (1722 - «Хорошо темперированный клавир» И.С. Баха)
-
Антонио Вивальди (1678-1741)
Итальянский композитор, скрипач, педагог, дирижёр, католический священник.
Более 50 концертов, в том числе 49 кончерто гроссо (самые известные – серия из 4-х скрипичных концертов «Времена года»),
- + 90 опер
- + свыше 100-а сонат для различных инструментов с сопровождением бассоконтинуо,
- + другие светские и церковные произведения
-
Георг Фридрих Гендель (1685-1759)
- Германия – Италия (1706-709) – Германия- Англия (1712-59).
- Около 40 опер,
- 23 Оратории
- Концерты
- Т.н. программная музыка: «Мессия», «Музыка на воде» и «Музыка для королевского фейерверка».
-
Иоганн Себастьян Бах (1685-1750)
- вершина немецкого барокко, один из самых мощных композиторов европейской музыки.
-
География Баха
Оставаясь чисто немецким композитором синтезировал достижения итальянского, французского, английского и собственно немецкого барокко.
-
Более 1000 произведений
- Органная книжечка,
- Хорошо темперированный клавир (24 прелюдии и фуги х 2 тома)
- Инвенции, английские и французские сюиты,
- «Искусство фуги»,
- «Музыкальное приношение»
- Концерты (в т.ч. «Бранденбургские»),
- Кантаты, оратории, магнификаты,
- Мессы, Пассионы (по Луке и по Матфею),
-
Фуга
лат. fuga — «бегство», «погоня») — музыкальная форма, являющаяся наивысшим достижением полифонической музыки.
Несколько голосов, каждый из которых в соответствии со строгими правилами повторяет, в основном или изменённом виде, тему — короткую мелодию, проходящую через всю фугу.
-
Сюита
(с фр. Suite — «ряд», «последовательность», «чередование») — многочастное произведение, состоящее из нескольких самостоятельных контрастирующих частей, объединённых общим замыслом.
Выросли из последовательностей танцевальных номеров (сопровождение балов)
-
Структура немецкой сюиты
- 1. Allemande — четырехдольный танец в спокойно-умеренном движении, серьёзного характера;
- 2. Courante — оживленный танец в трехдольном размере. Наибольшей популярности достигла во второй половине XVII века во Франции;
- 3. Sarabande — сарабанда очень медленный танец. Впоследствии сарабанду стали исполнять во время траурных церемоний, при торжественных погребениях. Танец скорбно-сосредоточенного характера и медленного движения. Трехдольная метрика имеет в нем склонность к удлинению второй доли;
- 4. Gigue — жига — самый быстрый старинный танец.
-
ДЗ
Понятия и составы: – квартет, трио, дуэт.
Жанр симфонии и сонаты. Структура сонатно-симфонического цикла.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.